В свое время чешской автомобильной фирме Skoda крупно не повезло: предприятие, ставшее известным благодаря широкой гамме технически «продвинутых» машин, после Второй мировой войны осталось на оккупированной советскими войсками территории. Как результат — специализация на выпуске малолитражных заднемоторных моделей весьма посредственного качества, снискавших в Европе примерно такую же славу, как у нас — «горбатый» «Запорожец».
Но нет худа без добра: после падения «железного занавеса» компанию из г. Млада-Болеслава «удочерил» могущественный концерн Volkswagen, с чьей помощью Skoda сумела очень скоро встать на ноги.
Skoda относится к числу марок, четко спозиционированных на рынке: каждая из ее моделей занимает свою определенную нишу. Двухобъемная Fabia борется за место под солнцем в сегменте суперкомпактов, полухетчбэк-полуседан Octavia защищает цвета фирмы в «гольф-классе», а трехобъемный Superb достойно представляет ее среди бизнес-седанов. Казалось бы, все предельно ясно и по-немецки рационально. Однако опыт тех же немцев (в первую очередь, Mercedes-Benz) показывает, что разумное и хорошо подготовленное расширение рамок модельного ряда идет брэнду только на пользу, привлекая новых покупателей и ослабляя позиции конкурентов. Вот чехи и взялись «зондировать почву» с помощью дизайн-концептов: сначала, в 2003 году, это был грузопассажирский Roomster, а теперь вот – Yeti.
Честно говоря, в то, что перед нами – не прототип серийной модели, а чистокровная концептуальная разработка, верится с трудом. В отличие от того же «Румстера», больше напоминавшего дипломную работу какого-нибудь студента факультета промышленного дизайна, Yeti выглядит очень добротно и сбалансированно, не вызывая неприятия или желания «подправить» ту или иную линию кузова. Конечно, опытный взгляд заметит, что здесь не обошлось без «цитат», особенно в задней части, из машин Honda HR-V и Volvo ХС90, но в целом дизайнерам удалось сделать автомобиль оригинальным и сохранить ощущение принадлежности к марке Skoda…
…Интересно, что, помимо чисто эстетического эффекта, мнимая «вседорожность» таких авто имеет и практический смысл. Так, более высокая посадка обеспечивает лучшую обзорность из салона, увеличенный клиренс способствует повышению проходимости, да и защита днища еще никому не помешала. Плюс ко всему, создатели Skoda Yeti не поскупились на такие оригинальные решения, как портативный навигационный терминал, который можно носить с собой во время длительных прогулок на природе. Будучи возвращенным на свое место на приборной панели, он «по совместительству» играет роль дисплея бортового компьютера, куда выводится вся информация, необходимая водителю. Хороши также сиденья со встроенными ремнями безопасности и ручками, за которые можно держаться при езде по пересеченной местности, не говоря уже о сдвоенном заднем люке, чья нижняя половинка может служить подставкой для двух велосипедов или стильного алюминиевого бокса для дополнительной поклажи (номерной знак при этом остается видимым). Кстати, о багаже здесь позаботились особо…