В авиации существуют такие самолеты, как бизнес-джеты, представляющие отдельный класс. В маленьком реактивном самолете, предназначенном, в основном, для миллионеров, практически все, как в люкс-номере пятизвездочной гостиницы, плюс крылья, мотор и шасси. Эти воздушные «лимузины», помимо комфортабельности, обязательно должны отвечать еще двум критериям — иметь безупречную репутацию и обладать выдающимися техническими данными. Подобными постулатами руководствовалась и шведская, впоследствии ставшая американской, компания Saab Automobile AB. Итак, знакомьтесь — результат симбиоза авиации и автомобилестроения, гордость Скандинавии и стиляга класса Е — Saab 9-5 Aero.
Saabо-лет
Одним из рекламных слоганов в широкой кампании фирмы Saab в конце 80-х годов была следующая фраза: «Если мы делаем самолеты, то представьте себе, какие у нас машины». И это не было плодом фантазии мастеров «двигателя торговли» — история скандинавской автомобильной компании действительно начиналась в ангарах и цехах фирмы Svenska Aeroplan Aktiebolag, которая еще в годы Второй мировой войны производила военные истребители.
Первые автомобили шведы выпустили в 1947 году. За последующие полвека невзрачные малолитражки a-la Volkswagen Beetle эволюционировали и превратились в те самые «Саабы», которые мы видим сегодня, – быстрые, безопасные и красивые машины.
Дизайн шведских автомобилей всегда отличался неординарностью, а уж «Саабы» и вовсе выглядели авангардно — вспомните ту же «900-ю» модель. Эти машины обладают эклектичностью и неповторимым стилем, в результате чего и вызывают по отношению к себе сильные чувства — ими можно либо любоваться и восхищаться, либо наоборот.
«Девять-пятый» — флагман модельного ряда Saab. И неважно, что этот самый модельный ряд состоит всего из трех моделей. Напротив, сие означает, что фирме вполне достаточно такого количества, чтобы иметь успех на рынке, тогда как другие производители уже не знают, как изощряться и какой новый гибрид выдумать. Кроме того, производитель может спокойно доводить до совершенства мельчайшие элементы, в результате чего в целом получается совершенно индивидуальный автомобиль. Вот нет у Saab 9-5 Aero никаких особо выдающихся в плане «корпоративной» стилистики элементов — а его агрессивный «фюзеляж» в потоке машин не спутаешь ни с каким другим.
После не столь давнего «рестайлинга» Saab 9-5 обзавелся очень стильной головной оптикой, которая «вытянута» в длину и далеко «залезает» на передние крылья. Из-за этого «лицо» «девять-пятого» приобрело сходство с мордой отдыхающего тигра. Он вроде безмятежен и равнодушен, но все обитатели саванны прекрасно знают, что на самом деле кроется под этим спокойствием…
Оптика, кстати, прогрессивная — теперь по заказу можно установить биксеноновые лампы, чего в «дорестайлинговой» модели сделать было нельзя. Обновилась и форма бамперов: благодаря новому дизайну переднего бампера с интегрированной в него облицовкой радиатора автомобиль выглядит еще стремительнее и агрессивнее, чем раньше.
Поражает внимание шведов к мелочам. Некоторые системы, которым немцы или французы почти не уделяют внимания, работают идеально. Например, омыватель лобового стекла. Три форсунки равномерно опрыскивают «незамерзайкой» все стекло, не оставляя «мертвых» зон. Если включен свет, то жидкость автоматически распылится и на фары. При такой эффективной работе расход жидкости минимален, а сами «дворники» в зимний период не обмерзнут — внизу ветрового стекла для них предусмотрен электрообогрев.
Задняя часть автомобиля тоже смотрится элегантно — светоблоки в форме неправильных четырехугольников и небольшое антикрыло идеально гармонируют между собой.
Кокпит
Сравнивать Saab с самолетом как-то вошло в традицию… И создатели Saab 9-5 не отошли от нее — салон буквально пропитан авиационным духом. Перевалив через высокий порог (который в пользовании довольно неудобен, но вполне соответствует общему стилю — ведь в истребитель тоже нужно «зашагивать»), мы оказываемся в кабине самолета. Первое, что сразу бросается в глаза, — это массивное торпедо, отделанное иссиня-черным шпоном и, как положено, абсолютно вертикальное полу по всей длине. Второй лейтмотив салона — кнопки. Здесь их такие россыпи, что поначалу кажется, что их функциональную принадлежность не освоить и за месяц. Между тем, кнопки довольно крупные и оттого удобные — не промахнешься. Поэкспериментировав несколько минут, прихожу к выводу, что все не так страшно — расположены они достаточно логично и доступно.
Сходство с салоном самолета усилилось, как только я поднял глаза — блок салонного освещения, размещенный между солнцезащитными козырьками, точь-в-точь, как в каком-нибудь Boeing или Airbus. И главное — ярко-красная надпись «fasten belts» на дисплее. Так и кажется, что сейчас прозвучит «Леди и джентльмены, с вами говорит капитан самолета…».
«Штурвал» у Saab 9-5 тоже достоин самых высоких похвал…
Набор высоты
Все-таки 250 лошадиных сил вызывают уважение. Скромный шильдик Aero на крышке багажника полностью оправдывает свое присутствие. Машина обладает просто таки ураганной динамикой! Благодаря турбине низкого давления 2,3-литровый двигатель достигает максимального крутящего момента — а это солидные 350 Нм — уже при 1900 об/мин! Так написано в технической спецификации, но мне показалось, что он наступает немного позже — где-то в районе двух с половиной тысяч. Впрочем, это никому не нужные нюансы, ведь главное, что фантастическая эластичность этого агрегата позволяет развивать сумасшедшее ускорение с любой скорости и на любой передаче. Разгон до 220 км/ч, а именно этой скорости мы рискнули достичь на мокрой дороге общего пользования, проходит незаметно и плотно. За бортом Aero останавливается время, и смазываются краски — а ведь под «гашеткой» еще места и места… Автомобиль будто испытывает нервную систему человека. Скоростная езда на «Саабе» — это высшее наслаждение…