Наверное, немногим автомобильным маркам удавалось пережить испытания, какие выпали Saab. Ведь еще год назад ее судьба висела на волоске: владельцы из концерна General Motors уже собирались прекратить ее существование. Но благодаря новым владельцам из Spyker компания не только спасена, но и переживает возрождение. Постепенно Saab возвращает утерянные позиции, а модельный ряд обновляется. Сначала представили полностью новый седан 9-5 (см. «Тест-Драйв» №7 за 2010 г.) и модернизировали семейство 9-3. А теперь произошли изменения во вседорожной линейке: на смену полноразмерному Saab 9-7Х пришел более компактный Saab 9-4Х. Этот автомобиль в качестве предсерийного концепта 9-4Х Bio Power дебютировал еще на Детройтском автосалоне в январе 2008 года. Но из-за вышеназванных причин начать его производство два года назад не получилось – его пришлось отложить. Поскольку сейчас ситуация улучшилась, то Saab 9-4X наконец увидел перед собой «зеленый свет».
Изменения в дизайне 9-4X, по сравнению с концептом, совсем небольшие. Современный стиль шведской марки сами его разработчики объясняют одной фразой: «высеченный из глыбы льда». Действительно, подобно арктическому айсбергу вседорожник отличается плавными обводами кузова с минимальным количеством линий, нарушающих эту целостность. В то же время не забыли и о вседорожной направленности модели, поэтому бамперы и пороги кузова защищены от мелких повреждений черными пластиковыми накладками. Передняя часть решена в схожем стиле с моделями 9-3 и 9-5. Решетка радиатора напоминает крылья истребителя, а своеобразным их продолжением являются продолговатые фары. Таким образом, дизайнеры подчеркивают авиационное прошлое марки. В профиль Saab 9-4X смотрится динамично благодаря наклоненным задним стойкам. Крышу украшает большой спойлер, служащий своеобразным козырьком у панорамного заднего стекла. Фонари вседорожника выполнены в стиле седана 9-5, а оптика в них – светодиодная. Самая доступная версия оснащена 18-дюймовыми дисками, у флагманского дорого варианта Aero они 20-дюймовые.
Салон автомобиля немного напоминает кабину самолета благодаря высокому центральному тоннелю и наклоненной центральной панели, которая немного повернута к водителю. У рулевого колеса обод снизу сделан плоским. Комбинацию приборов составляют три больших круглых циферблата с зелеными стрелками. Тема авиации присутствует и здесь: бортовой компьютер по форме похож на «искусственный горизонт». Зеленая подсветка и у переключателей блоков аудиосистемы, и у климат-контроля. В традициях марки замок зажигания и кнопка запуска двигателя традиционно размещены возле рычага коробки передач.
Водительское кресло оснащено электроприводом во всех Saab 9-4X, а в качестве опции доступна регулировка педального узла. У сидений второго ряда изменяется угол наклона спинки. Базовое оснащение также включает двухзонный климат-контроль и USB-порт. А среди дополнительного оборудования есть электропривод пятой двери, аудиосистема Bose с 10 динамиками, DVD-проигрыватель с двумя 8-дюймовыми экранами для задних пассажиров, навигационная система с жестким диском на 10 Гб.
Разработку модели начали еще под руководством концерна General Motors, поэтому платформа у него общая с Cadillac SRX второго поколения. У собрата позаимствовали и бензиновые двигатели. Начальное предложение – 3,0-литровый V6 с непосредственным впрыском топлива мощностью 265 л. с. А Saab 9-4X Aero оснащен 2,8-литровой 300-сильной «шестеркой» с турбонаддувом. С ним разгон до 100 км/ч занимает 8,3 с, а средний расход топлива – 13,1 л/100 км. Позже предложат еще пару бензиновых турбомоторов (1,6 л 180 л. с. и 2,0 л 220 л. с.), а также 2,0-литровый 190-сильный дизель с двойным турбонаддувом.
Стандартная трансмиссия – 6-ступенчатая автоматическая, обязательным является и постоянный полный привод XWD. Система способна распределять крутящий момент между осями, а также отдельно между двумя задними колесами посредством технологии eLSD, имитирующей блокировку заднего дифференциала. В версии Aero предусмотрена технология DriveSense, позволяющая изменять настройки рулевого управления, подвески, педали акселератора и трансмиссии.
Saab 9-4X официально представят в ноябре на автошоу в Лос-Анджелесе, а его продажи начнутся в мае 2011 года. Выпускать вседорожник будут не в Швеции, а на предприятии в Мексике – там же, где и родственный Cadillac SRX. Базовая версия в США будет стоить около 30 тыс. долларов, а самая дорогая – 50 тыс…