Сейчас в производстве находится пятое поколение 911 (заводской индекс 997), но уже в этом году представили его наследника, обозначенного, как 991. Финальную точку в развитии нынешнего семейства поставил Porsche 911 GT3 RS 4.0. Эта версия долгое время находилась в разработке, но мало кто мог поверить, что ее запустят в производство. Ведь перед нами – гоночный автомобиль, который подготовили для дорог общего пользования. Он больше предназначен для автодрома, чем для городских улиц.
Дизайн Porsche 911 уже давно стал классикой. Из года в год автомобиль сохраняет фирменный изгиб линии крыши и круглые фары. В случае с 911 GT3 RS 4.0 доработки не призваны изменить этот стиль: их задача сугубо функциональна – сделать купе легче и улучшить аэродинамику.
Передний бампер и крышку багажника изготовили из карбона, двери – из алюминиевого сплава, а боковые окна из легкого оргстекла. При желании можно еще и свинцовый аккумулятор заменить легким литий-ионным. Все вышеперечисленное позволило уменьшить снаряженный вес до 1360 кг. На тонну массы приходится 368 л. с., что является очень неплохим показателем.
Большие воздухозаборники в бампере призваны охлаждать двигатель и тормоза. Новый передний сплиттер улучшает прохождение потоков воздуха под днищем. А огромное антикрыло и карбоновый диффузор увеличивают прижимную силу на заднюю ось – она составляет 190 кг. Мощь мотора подчеркивают огромные сдвоенные выхлопные трубы.
В целях экономии веса салон декорирован алькантарой и углеволокном, а вместо дверных ручек установлены обычные тканевые петли. Трехспицевое рулевое колесо и комбинация приборов остались прежними, а вот центральная панель выглядит по-иному. Дело в том, что вместо блоков аудиосистемы и климат-контроля на центральной консоли размещены ниши для мелкой поклажи. Это оборудование предлагают только в качестве опции, но за него нет нужды доплачивать – просто при желании его можно заказать. Зато стандартным является трубчатый каркас безопасности. Даже особую систему пожаротушения, как в гоночных автомобилях, установили. и спортивные ковшеобразные сиденья Recaro с интегрированными подголовниками.
Их каркас, кстати, выполнен из карбона, что делает их легче на 10 кг. Электропривод регулировок не предусмотрен, но зато боковая поддержка – очень хорошая, как и подобает автомобилю подобного класса. Да и профессиональные шеститочечные ремни безопасности установлены. Задние же кресла и вовсе отсутствуют. Все равно они рассчитаны только на детей, а на гоночный автодром, как правило, всей семьей не выезжают. На их месте – небольшой отсек, который можно использовать в дополнение к маленькому 105-литровому багажнику. Например, туда можно забросить пару гоночных шлемов.
Новичок продолжает развитие линейки GT3 и является самым мощным серийным 911 с атмосферным двигателем. Обозначение 4.0 в названии указывает на объем оппозитной «шестерки» (у стандартной модели он равен 3,8 л). Блок цилиндров для него позаимствовали у гоночного GT3 RSR, в его конструкции широко использованы титановые сплавы. Также заменены распредвал и воздушный фильтр, перенастроен электронный блок управления двигателем. RSR «поделился» и особыми поршнями. В результате, мотор теперь развивает 500 л. с. при 8250 об/мин, а максимальный крутящий момент составляет 460 Н·м при 5750 об/мин. Уже по этим показателям можно предположить, что мотор «любит» высокие обороты, и это действительно так. Однако, вместе с тем инженеры постарались сделать его более эластичным и увеличили тягу в среднем диапазоне оборотов.
Это облегчает эксплуатацию в городских условиях – переключать передачи теперь нужно гораздо реже. Но все-таки по-настоящему купе проявляет себя на гоночном треке. В родной стихии двигатель мгновенно отзывается на нажатие педали акселератора, быстро набирает обороты и отзывается громким ревом, который будто подтверждает его гоночное происхождение. Это в выхлопной системе при 4500 об/мин открывается специальный перепускной клапан.
Динамика улучшилась по сравнению с обычным GT3 RS, но незначительно: теперь разгон до 100 км/ч занимает всего 3,9 с, а за 12 с купе достигает 200 км/ч. Максимальная скорость осталась на прежнем уровне – 311 км/ч. Расход топлива при этом не слишком большой: в городском цикле он составляет 20,4 л/100 км, в загородном – 9,9 л/100 км, а в смешанном – 13,8 л/100 км.
Как и все GT3, автомобиль оснащен исключительно 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Она отлично настроена и отличается филигранной точностью при переключениях. Сцепление, конечно, очень тяжелое, но при этом и информативное.
На автодроме Нюрбургринг автомобиль показал впечатляющий результат – проехал круг за 7 минут 27 секунд. А ведь это быстрее знаменитого 612-сильного Porsche Carrera GT. GT3 RS 4.0 действительно очень быстр. Дополнительный крутящий момент как раз кстати при выходе из скоростных поворотов, хотя, с другой стороны, именно из-за него «корма» легко срывается в занос. Но «умная» электроника быстро исправляет его – автомобиль на деле оказывается не настолько экстремальным и способен простить водителю некоторые его ошибки.
Другое дело – езда с отключенной системой стабилизации PSM, когда автомобиль может легко развернуть в повороте. Рулевое управление отличается образцовыми точностью и остротой, а купе всегда уверенно его слушается. В медленных виражах может проявляться недостаточная поворачиваемость, однако, исправить ее легко. А вот при резком сбросе «газа» поворачиваемость становится избыточной – это черта всех 911. На высоких скоростях радует хорошая курсовая устойчивость.
Ходовая практически без изменений перешла от стандартного GT3 RS. Передняя подвеска – McPherson, а задняя – многорычажная. Конечно, езда в таком автомобиле очень жесткая, не спасают даже активные амортизаторы (PASM). Чувствуется практически каждая неровность. Но зато купе практически не кренится в поворотах.
Обязательными являются и карбоново-керамические тормозные диски с шестипоршневыми суппортами спереди и четырехпоршневыми – сзади. Большинству Porsche 911 их предлагают только в качестве опции. Замедление с ними впечатляет: оно быстрое и резкое. Со 100 км/ч тормозной путь составляет всего 30,1 м.
Porsche 911 GT3 RS 4.0 – особая модель, а потому он не будет массовым. Такое купе предназначено для настоящих ценителей, поклонников 911. Всего выпустят лишь 600 этих автомобилей и все они уже предварительно раскуплены. Продажи автомобиля в Германии начались в июле, а его цена составляет 178 596 евро, что на 60 тыс. дороже обычного GT3.