У любого крупного автопроизводителя есть машины подешевле и подороже. Если вы хотите стать полноправным владельцем автомобиля марки Volkswagen с минимумом денежных вложений, то ваш выбор, вероятнее всего, остановится на модели Polo. На данный момент это самый дешевый автомобиль из всей официально представленной линейки немецкой компании.
Выпуск модели начался в далеком 1975 году, и на сегодняшний день по дорогам мира колесит уже пятое его поколение, производство которого было налажено в 2001-м. Спустя пять лет свет увидела модернизированная версия с приставкой GP. Машине подретушировали внешность, добавив ей одновременно игривости и общей фирменной узнаваемости: появились новые передние блок-фары, бамперы, фирменная решетка радиатора в стиле пятого поколения Golf. Сбоку модель легко узнать по измененной форме зеркал, которые получили встроенные повторители указателей поворотов. Задняя же часть отмечена новыми фонарями: в них теперь вместо двух отдельных круглых секций тоже две, но встроенные одна в другую.
По ходовой части автомобиль представляет собой традиционный городской хетчбэк. Подвески пружинные, спереди простой МcPherson, сзади – скручиваемая Н-образная балка. Тормозные механизмы – вентилируемые диски спереди и барабаны сзади (дисковые устанавливаются только на самые мощные версии). ABS в поставляемой в Украину комплектации отсутствует, как и система стабилизации. Из средств пассивной защиты – две фронтальные подушки безопасности, четыре трехточечных ремня, передние с преднатяжителями, а средний задний пассажир будет довольствоваться поясной лямкой.
Двигатель с коробкой передач размещен спереди, поперечно. Моторная гамма включает целых восемь агрегатов, три из которых турбодизели. С них и начнем. Открывает линейку 1,4-литровый трехцилиндровый мотор мощностью 70 или 80 л. с. в зависимости от настроек управляющей электроники и крутящим моментом 155 Н·м при 1600 об/мин либо 195 Н·м при 2200 об/мин соответственно. Далее следуют два мотора TDI объемом 1,9 л, мощностью 101 и 130 л. с. Крутящий момент составляет 240 Н·м при 1800 об/мин и 310 Н·м при 1900 об/мин соответственно. Бензиновые двигатели начинаются тоже с трехцилиндрового агрегата объемом 1,2 л, мощностью 54 или 64 л. с. Крутящий момент – соответственно 108 Н·м при 3000 об/мин либо 112 Н·м при тех же оборотах. Продолжают линейку три мотора объемом 1,4 л. Их мощность – 75, 86 либо 101 л. с. Промежуточный вариант доступен с системой впрыска FSI. Крутящий момент, который выдают эти агрегаты, – соответственно 126 Н·м при 3800 об/мин, 130 Н·м при 3750 об/мин, 126 Н·м при 4400 об/мин. На вершине гаммы – 1,8-литровый турбированный мотор мощностью 150 л. с. и крутящим моментом 220 Н·м при 195 об/мин. Он доступен только в «горячей» версии GTI. Коробки передач бывают трех типов: 5-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая механическая (устанавливается вместе с 130-сильным дизелем) или 4-ступенчатая автоматическая, которая доступна только с 1,4-литровым бензиновым мотором. В нашем распоряжении был последний из перечисленных вариантов.
Занять удобное положение на водительском месте не составляет труда благодаря широким диапазонам регулировки сидений, а также возможности настройки рулевой колонки по углу наклона и по вылету. Невысокие водители оценят регулировку сиденья по высоте, высокие – хороший запас пространства над головой, а дамам должен понравиться выдвигающийся ящичек под каждым передним сиденьем. Сиденье по-немецки жестковатое, имеет оптимальный профиль и боковую поддержку. Красивый и оптимальный по размеру трехспицевый руль хорошо ложится в руки. Приятно, что даже в небольшом автомобиле предусмотрели площадку для отдыха левой ноги, причем абсолютно функциональную. Перед глазами – традиционная приборная панель с четырьмя круглыми циферблатами. Вместо жидкокристаллического дисплея, устанавливаемого на более дорогие модели Volkswagen, в центре – «черный квадрат», на котором в случае неисправности либо при включении дополнительного оборудования загораются пиктограммы. Чуть ниже все-таки разместили жидкокристаллическую «полоску», на ней символизируется выбранный режим коробки передач. Настраивая зеркала, отмечаем удобную их форму и небольшую асферичность левого, что уменьшает вероятность возникновения мертвых зон. Передние стойки лобового стекла отнесены вперед, поэтому не ухудшают обзорности, а благодаря отсутствию задних подголовников ничего не мельтешит в салонном зеркале заднего вида. Словом, автомобиль создан для езды по городу – чувство габаритов приходит через считанные минуты после посадки за руль.
Передняя панель сделана из жесткого, но приятного на вид пластика. Швы между элементами панели равномерные и не режут взгляд. Однако серо-черная окраска салона немного наводит тоску – хоть «внутренности» и подогнаны хорошо, но для маленького автомобиля, на наш взгляд, присутствует излишняя доза строгости.
Из кнопок на центральной консоли – лишь включение «аварийки» да обогрева заднего стекла, запутаться не в чем. Даже выбор магнитолы дилер оставляет за покупателем. В нижней части – автоматический кондиционер Climatic. Он представляет собой три удобных вращающихся ручки (выбор температуры, интенсивность и локализация обдува) и всего две кнопки – включение режима рециркуляции и кондиционера.
Блок управления стеклоподъемниками расположен на подлокотнике левой двери. Передние сервоприводы имеют автоматический режим – летом не придется несколько секунд держать руку на двери. В салоне в глаза бросается только хромированная окантовка селектора «автомата».
Если присмотреться, то можно найти множество полочек и тайничков для мелкой поклажи: в дверных картах есть карманы для мелочей, под передней панелью во всю длину проходит небольшая полочка, перед рычагом коробки и в верхней части центральной консоли – углубления с прорезиненным дном. Не забывайте о вместительном «бардачке», в который влезет документ формата А4 и еще небольшое количество предметов. Мы нашли и необычный элемент приборной панели – подстаканник. Кинематику его работы разрабатывали, похоже, кандидаты технических наук. Перейдем к заднему ряду. Попасть туда легко благодаря хорошему дверному проему и большой (как для хетчбэка В-класса) высоте крыши. Здесь городское предназначение машины выдает себя полностью – спинка и подушка установлены так, что кроме вертикальной посадки не предлагается никакой. Зато места над головой и в плечах будет достаточно для двоих, а если потесниться, то и втроем можно вполне спокойно совершать поездки на небольшие расстояния. За водителем среднего роста разместится взрослый пассажир и при этом он не будет касаться коленями спинки переднего сиденья.
Багажник удобен благодаря ровным стенкам. Присутствуют здесь также и петли для крепления груза или удерживающей его сетки. Заявленные производителем 270 литров для перевозки крупногабаритного груза трансформируются в 1030 л, если сложить заднее сиденье. Жалко только, что сиденье цельное, и нет возможности разложить его по частям. В подполье – полноразмерная «запаска» и набор инструментов. Естественно, перед выездом заглядываем и под капот – здесь все добротно и «дорого». Двигатель накрыт красивой защитной пластиковой накладкой с хромированными символами округленного рабочего объема. Уровни всех жидкостей в норме, так что в путь! После запуска двигателя, прислушавшись, можно ощутить его звук в салоне на холостом ходу. Переводим рычаг коробки передач в положение «D» и трогаемся.
В городе машина абсолютно логично перемещается в потоке. Коробка передач немного задумчива, но в целом ущербным себя не ощущаешь, и в случае необходимости можно воспользоваться режимом «кик-даун». Двигатель при этом будет выдавать себя заводным рокотком, но особой прибавки в тяге от этого не наблюдается. Машина разгоняется вполне интенсивно лишь до 120 км/ч, после этого темп набора скорости резко падает, что и неудивительно. В городе этого будет достаточно, а на трассе придется выжидать длительные паузы перед напряженными обгонами.
Шумоизоляцию салона нельзя назвать слабой – работа подвески слышна лишь на самых отчаянных неровностях и при преодолении такого типа препятствий, как, например, трамвайные пути. В остальном немного раздражает лишь гул при езде по шершавому асфальту, он доносится из задней части салона. Подвеска неплохо отрабатывает неровности, но адаптированность к украинским условиям все-таки сделала ее упруго-жесткой. Зато пробоев не наблюдается вовсе, как и раскачки.
Что же касается руления, то от этого получаешь только положительные эмоции. Электроусилитель руля делает его легким на небольших скоростях, но при этом оставляет информативность. Рулевое управление умеренное: чуть меньше трех оборотов от упора да упора, маневренность городская, которой могут позавидовать владельцы больших машин. На трассовой скорости машина не напрягает ни излишней чувствительностью рулевого, ни запаздываниями. В быстром повороте сначала будет скользить передняя ось, а если резко сбросить газ – возможен легкий занос.
В целом, автомобиль абсолютно послушен и понятен – крены кузова небольшие, потому что предельные свойства узеньких покрышек 165/70 R14, чье основное достоинство – экономия топлива, заставляют их попискивать на сравнительно невысокой скорости. Тормоза хоть и не оборудованы ABS, но при использовании не возникает сложностей. Замедление легко дозируется усилием на педали, а свободный ход минимален.
Polo показал себя с лучшей стороны как городское средство передвижения и будет неплохим приобретением для тех людей, кто ценит имидж марки Volkswagen, но еще не заработал на более дорогие модели.