Мировые экономические спады приводят к закрытию многих компаний, и автомобильная промышленность в этом плане – не исключение. Концерны, стараясь оптимизировать производство, попросту закрывают неприбыльные марки. В результате мирового экономического кризиса уже прекратили свое существование Pontiac (см. «Тест-Драйв» № 1-2 за 2010 г.) и Saturn, в последний момент от такой же судьбы спасли Saab. С 2011 года станет еще одной маркой меньше: руководство концерна Ford Motor объявило о сворачивании выпуска автомобилей Mercury.
История Mercury не слишком длинная, но богатая на события. Инициатором ее создания был единственный сын Генри Форда — Эдсел. Он всегда старался привнести в Ford Motor Company новые веяния, что нередко приводило к конфликтам с отцом. Однако некоторые решения Эдсела оказались очень удачными. В частности, именно он настоял на покупке марки Lincoln, что позволило концерну закрепиться в сегменте дорогих автомобилей. В 1937 году у менеджера родилась идея – создать новую марку, которая заняла бы нишу между Ford и Lincoln. После депрессии 1929-1933 годов Америка начала становиться на ноги, возродился и средний класс, у которого появилось больше денег. Именно на него решили ориентироваться Buick и Oldsmobile, а в Packard даже начали выпускать доступные модели. Генри Форд после долгих споров прислушался к мнению сына, и вскоре было создано подразделение Mercury. Назвали его в честь Меркурия – вестника богов в древней Греции, славившегося своей быстротой и элегантностью.
Презентация первенца новой марки состоялась в Нью-Йорке 5 ноября 1938 года. В ее основе лежала несбывшаяся дорогая модель Ford Falcon. Своим дизайном первый Mercury во многом напоминал знаменитый Ford V8, ведь обе машины проектировал дизайнер Боб Грегори. Однако были и существенные различия. Так, колесную базу Mercury удлинили на 102 мм, а отделку салона сделали богаче. К тому же автомобиль оснастили более мощной 4,0-литровой 95-сильной «восьмеркой». Покупателям предложили двухдверный и четырехдверный седаны, купе и кабриолет. При цене в 915-1018 долларов они были примерно на 100-200 долларов дороже аналогичных Ford. Тем не менее покупатели оценили новинку: за первый год было выпущено 75 тыс. автомобилей, а в 1940 году – 81 тыс. Вскоре модельный ряд расширил оригинальный универсал, кузов которого щедро декорировали деревом, а список опций пополнил кожаный салон.
Вступление США во Вторую мировую войну сопровождалось полной остановкой производства легковых автомобилей. На заводах Mercury началось изготовление армейских грузовиков, карет скорой помощи и автобусов. Выпуск мирной продукции возобновили лишь 1 ноября 1945 года, но отец марки Эдсел Форд уже не увидел этого – в 1943 году он скончался от рака. У руля всего концерна Ford стал его сын – Генри Форд II, который перевел Mercury под крыло Lincoln.
Поначалу в Mercury серьезно не обновляли успешные довоенные модели. Разве что немного изменили решетку радиатора, добавили в список опций электростеклоподъемники и автоматическую коробку переключения передач, а мощность двигателя подняли до 100 л. с. Кстати, выпуск грузовой и автобусной техники решили не прекращать. Наоборот, линейку расширили, представив компактный пикап Mercury M47.
Полностью новые Mercury Eight увидели мир в 1949 году и сразу произвели фурор. Длинные и низкие автомобили привлекли внимание публики своими обтекаемыми формами. Под их капотом установили новую 4,2-литровую рядную «восьмерку» мощностью 110 л. с. Версия с кузовом купе довольно скоро стала культовой среди любителей быстрой езды, причем даже сейчас Mercury 1949 года очень ценятся среди коллекционеров. В следующем году модель начала спортивную карьеру: выиграла два этапа чемпионата NASCAR и удостоилась чести стать машиной безопасности на знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса».
В 1950 году состоялась премьера полноразмерной модели Monterey. Поначалу представили хардтоп-купе (без центральной стойки), а затем добавили седан и универсал. Именно на Monterey дебютировал первый V8 в истории марки – 4,8-литровый 188-сильный. Автомобиль приняли положительно, производство стало расти, и в том же году с конвейера сошел миллионный Mercury.
За Monterey последовал более дорогой Mercury Montclair. Стремительный автомобиль с ниспадающей линией крыши и характерными «килями» на задних крыльях своим дизайном напоминал звездолет. Именно на этой модели впервые в мире в качестве опции предложили панорамную прозрачную крышу. Вершиной стиля 50-х стал роскошный Turnpike Cruiser с огромным 7,0-литровым V8, который развивал 360-400 л. с. (в зависимости от версии). На то время это был один из самых мощных и наиболее богато оснащенных автомобилей в мире. Ведь инженеры разработали для него новые опции: бортовой компьютер (простой по современным меркам) и электропривод сидений с памятью на настройки. На основе Turnpike Cruiser создали огромные девятиместные универсалы Colony Park и Commuter.
Начало 60-х годов ознаменовалось отходом аэростиля и продолжением гонки мощностей. В Mercury быстро отреагировали: к 1964 году мощность моделей Mercury Monterey и Marauder достигла 425 л. с. Этого хватало, чтобы разогнаться до 100 км/ч за 5,5 с и достичь 230 км/ч.
Под руководством нового вице-президента Ли Яккоки концерн Ford претерпел небольшую революцию. Наряду с огромными 5,5-метровыми дорожными крейсерами начали производить и более компактные среднеразмерные модели: такие как Mercury Comet, близкий родственник Ford Falcon. Базовую версию оснастили экономичной 2,4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 85 л. с., но уже к 1966 году появилась горячая модификация Cyclone с 6,4-литровым 335-сильным V8. А два года спустя представили полностью новый Cyclon с обтекаемым кузовом типа фастбэк…