Рецепт небольшой семейной джазовой импровизации от компании Honda, по сути, не изменился. Скромный внешне хетчбэк, как и раньше, наполнили практичным пространством, снабдили «веселым» мотором и поставили на «острое шасси». Глобально его лишь заправили новым современным «соусом» звуков и созвучий. А что из этого вышло, и какой теперь Jazz «на вкус», мы и попытались выяснить.
Honda Jazz второго поколения раздул «щеки» и «напыжился», словно воробей после купания. Автомобиль вырос в размерах, отчего немного повзрослел и стал выглядеть серьезнее. Теперь он смотрит в мир большими продолговатыми фарами. И если машина предыдущей генерации смотрелась нарочито озорной, то нынче она однозначно остепенилась. Хетчбэк театрально свесил «губу» переднего бампера, обзавелся стильными накладками на порогах и аэродинамическим обвесом на заднем бампере. Все это элементы комплектации Exclusive Modulo – максимально возможной в наших дилерских центрах. Такое дополнение придает Jazz динамики и спортивности, наделяя семейную «пятидверку» слегка агрессивной харизмой. Достаточно модно и весьма красиво, но, к сожалению, не всегда практично. Уж очень большая вероятность зацепить таким бампером огрехи отечественного дорожного покрытия или бордюр во время парковки, ведь дорожный просвет составляет не более 150 мм, а стоимость опционного обвеса велика – 16 523 грн. Также прерогативой этой комплектации является стеклянная крыша, с которой Jazz выглядит очень легко и современно. А профилем благодаря тонким стойкам и масштабному остеклению машина стала напоминать другой мини-вэн компании – Honda Stream, только значительно уменьшенный. Одним словом – «гены».
Широкая передняя дверь, словно калитка забора, открывается на большой угол, оставляя окна-треугольнички на передних стойках кузова. Она предоставляет отличный доступ в салон водителю любой комплекции. Внутреннее пространство гостеприимно принимает в объятия мягких тканевых кресел и радушно встречает обилием жесткого разноцветного пластика. Однако все выполнено с присущим японцам качеством, без сучка и задоринки, но от этого серого цвета меньше не становится. А вот что действительно радует глаз и весело разбавляет общую картину, так это оригинальный свежий дизайн и футуристическое оформление. Так совокупность округлых, овальных, плавных форм моментально навивает умиротворенное настроение.
Приборная панель представлена тремя циферблатами с практичной крупной оцифровкой. В левом колодце разместился тахометр, в правом – датчик количества топлива в баке, а между ними, по центру, – большой спидометр и экран бортового компьютера. Приборы имеют постоянную оранжевую подсветку. Несмотря на, казалось бы, агрессивный ее цвет, взгляду она более чем приятна и отлично способствует удобочитаемости показаний. Остальные контрольно-информационные указатели являют собой набор ламп и индикаторов. Как пример – сигнализатор о низкой температуре двигателя (буква «С» синего цвета). Он загорается, когда заводишь холодный мотор (к примеру, после ночной стоянки), и тухнет когда он прогревается до рабочей температуры. Очень удобно, особенно в холодное осенне-зимнее время. Бортовой компьютер способен отобразить огромное количество полезной информации, начиная от суточного пробега в двух вариантах (Trip A и Trip B), и заканчивая мгновенным и средним расходом топлива (это не считая времени работы машины, средней скорости, пробега на остатке топлива, сигнализатора о непристегнутых ремнях всех пассажиров, открытии двери или багажника). Он обучен французскому, немецкому, английскому… Русский или украинский языки, к сожалению, в этом списке отсутствуют. Понравилась возможность создания двух голосовых меток по достижении установленной скорости. Если, например, установить одну из них на значении 60 км/ч, то при разгоне до этой скорости прозвучит ненавязчивый голосовой сигнал, который продублирован графическим отображением на дисплее. Эта функция удобна при городских режимах езды, она поможет не превышать установленное ограничение. Правда такое «пиликанье» со временем надоедает, а вот начинающим водителям оно будет очень полезно. Листать и управлять подменю «бортовика» можно при помощи двух характерных клавиш на нижней части правой спицы руля. Сам руль является мультифункциональным. На спицах, помимо кнопок управления бортовым компьютером, разместились селекторы дистанционного управления аудиосистемой и круиз-контролем. Его дизайн с тремя спицами и оригинальной сеточкой в нижней спице знаком по другим моделям компании Honda. Также на нем размещены «лепестки» управления ручным режимом роботизированной трансмиссии.
Рулевая колонка изменяет свое положение в двух плоскостях – по высоте и глубине. Климат-контроль представлен двумя группами клавиш и круглым дисплеем в «бороде» центральной консоли. Кнопки имеют логичные пиктограммы, и управлять настройками температуры в салоне легко. Но если рост водителя средний или ниже, то они перекрываются правой частью рулевого колеса. Поэтому регулировать «климат» приходится на ощупь либо излишне наклонять голову вправо. Блок аудиосистемы занимает практически всю центральную консоль, отчего его кнопки разбросаны по большому периметру. Доставать до клавиш, расположенных в правой части, водителю не очень-то и удобно. В остальном – исключительно позитивные эмоции, ведь звучит система чисто и приятно. А возможность подключиться к USB- или AUX-разъемам это несомненный плюс, который так часто отсутствует в большинстве современных машин. Поэтому в этом плане – стопроцентный зачет. Перчаточных ящиков в Honda Jazz целых два, и оба не блещут размерами. Тот, что побольше, нижний, вмещает обычное мерило всех «бардачков» – лист формата А4, только в слегка свернутом состоянии. Зато сюда отлично вписывается инструкция по эксплуатации автомобиля. Верхний – рассчитан на литровую пластиковую бутылку. Его козырь – возможность подведения холодного воздуха от кондиционера. Так что в жаркий летний день эту самую бутылку можно будет еще и охладить. Вроде бы мелочь, а как приятно!
Задний ряд сидений способен прокатить троих некрупных пассажиров, однако из-за сравнительно небольшой ширины машины комфортнее здесь будет двоим. Тогда можно разложить небольшой центральный подлокотник, а личные вещи упрятать по карманам и нишам, коих здесь несчетное множество. Одних только подстаканников по всей машине мы насчитали порядка десятка, а что уже говорить про полочки, ниши и углубления для поклажи. А еще ведь есть вдоволь пространства под задней «лавкой». В общем, место найдется каждой мелочи, главное потом не забыть, что и куда было определено…
Пятая дверь поднимается достаточно высоко, человек ростом около 1,85 м не будет касаться головой ее верхней кромки. В походном положении объем багажника составляет 335 л, а если сложить спинки сиденья (в пропорции 40:60), то он возрастет до 883 л. В такой точно пропорции можно поднять подушки заднего дивана вплотную к спинкам, тогда и в салоне легко помещается несколько габаритных ящиков. Под полом багажника – лоток с инструментами, а еще ниже – запасное колесо и домкрат.
А как обстоят дела с технической частью? Тут все сравнительно просто, но в то же время современно и технологично, а простота, как известно, залог надежности и долговечности. Рядный бензиновый 4-цилиндровый мотор имеет по четыре клапана на цилиндр и рабочий объем 1339 куб. см. Он развивает максимальную мощность 100 л. с. при 6000 об/мин, а максимальный крутящий момент – 127 Н·м при 4800 об/мин. Он также оснащен известной «хондовской» системой i-VTEC, что является залогом еще большей экономичности. В паре с мотором «трудится» 6-ступенчатая роботизированная трансмиссия i-SHIFT. Подвеска передних колес независимая пружинная, здесь установлены стойки McPherson. Сзади – пружины и полузависимая балка. На обеих осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости.
С активной и пассивной безопасностью здесь тоже дела «будь здоров»! Практически по всему периметру салона установлены страхующие подушки. Во всех комплектациях предусмотрены фронтальные подушки для защиты водителя и переднего пассажира, боковые подушки и «занавески» для всех рядов. Кроме того – активные подголовники передних сидений и ремни безопасности с преднатяжителями. Для безопасного крепления детского сиденья на заднем ряду предусмотрено универсальное крепление IsoFix.
Среди активных электронных помощников есть антиблокировочная система тормозов ABS, система распределения тормозных усилий EBD и система курсовой устойчивости VSA. Причем все это уже в базовом оснащении. Используя современную технологию совмещения материалов (Advanced Compability Engineering), вокруг передней части автомобиля создан своеобразный каркас безопасности, который на 42% состоит из высокопрочной стали. Он поглощает энергию удара и направляет ее сквозь раму пола и передней стойки кузова, отклоняя деформацию от пассажирской зоны. Поэтому высокие результаты в ходе краш-тестов по новой ужесточенной методике EuroNCAP 2009 года вполне очевидны. В общем итоге Honda Jazz получил максимальную оценку в пять «звезд».
А теперь давайте абстрагируемся от цифр и понятий и снова вернемся за руль. Удобное мягкое кресло отлично распределяет нагрузки, кроме того, в этой комплектации передние сиденья обладают неплохой боковой поддержкой. Кресло водителя в продольном положении двигается на 40 мм, по высоте его можно поднять почти на 60 мм. Интенсивность поясничной поддержки не выставляется. Сидя за рулем, чувствуешь себя рыбой в аквариуме: большущая зона остекления, тонкие стойки и плюс ко всему огромная панорамная крыша. Зато это самым позитивным образом сказывается на обзорности – видимость отличная на все 360°. Единственная претензия к переднему габариту в том, что маленький скошенный капот надежно скрывает «ощущение бампера», а он, напомним, достаточно низок и парктроник как спереди, так и сзади отсутствует. Поэтому изначально парковаться лучше с запасом. Звукоизоляция двигателя отлично поглощает звуки его работы, «голосок» мотора доносится лишь на высоких оборотах. А вот остальной шум – дороги, улицы, шин – отчетливо передается в салон. Сидя на заднем сиденье, особенно слышно как «шумят» колесные арки.
Автомобили Honda всегда отличались показательными настройками рулевого управления. В этом плане Jazz не исключение. Острый руль, снабженный электроусилителем, дарит удовольствие от управления практически на любой скорости. На пределе, когда автомобиль с отключенной системой стабилизации начинает скользить передними колесами наружу поворота, ему слегка не хватает обратной связи. Тормоза достаточно цепкие, но ход педали длинноват. Настройки короткоходной подвески скорее подойдут для агрессивной езды, нежели для комфортной. Это и неудивительно, ведь производитель позиционирует Jazz как молодежный автомобиль. Машина хорошо стоит на дуге и проявляет чудесную линейную устойчивость. За это приходится платить встрясками на всех без исключения дорожных неровностях. Правда, они передаются только на кузов. Водитель опять-таки из-за мягкой подушки сиденья их особо не ощущает. Мотор с системой изменения фаз газораспределения «по-хондовски» задорный. Он любит высокие обороты и дает возможность «малышу» чувствовать себя уверенно в общем городском потоке. А если ехать неспешно, наслаждаясь видами околиц, позволяет добиться высокой экономии. Так в городском режиме расход топлива слегка превышает 6,5 л/100 км – приятный результат.
Мы намеренно оставили разговор о трансмиссии на потом, поскольку она имеет свои особенности и специфику работы. К роботизированной «механике» i-SHIFT однозначно придется привыкать. И независимо, ездили вы до этого с механической коробкой переключения передач или на «автомате». У «коробки» есть два режима: ручной и автоматический. Ручной понятен и удобен. Автомобиль держит выбранную вами передачу до последнего, позволяя «бодро» раскручивать мотор, и лишь при достижении максимальных оборотов самостоятельно повышает ступень…