На Западе автомобильные музеи существуют уже не один десяток лет. У нас же они только начинают появляться. Впрочем, некоторые коллекции очень даже богаты и содержат редкие или знаменитые экземпляры. Самым крупным в Украине по праву считается запорожский музей «Фаэтон», насчитывающий более сотни единиц техники.
Экспозиция «Фаэтона» открыла свои двери в 2005 году, причем, по словам сотрудника музея Семена Мушера, тогда она насчитывала всего десяток экспонатов. Теперь же грузовые и легковые автомобили, мотоциклы и велосипеды занимают четыре огромных зала. А посмотреть действительно есть на что. Один лишь советский лимузин ЗиЛ-115 чего стоит. Всего выпущено лишь три десятка этих 6,3-метровых гигантов с 7,7-литровым 315-сильным V8. Конкретно этот автомобиль обслуживал первого секретаря ЦК компартии Украины Владимира Щербицкого.
ЗиЛ-115 обслуживал Владимира Щербицкого
Вообще, советских представительских моделей в коллекции немало. Это и «Чайки» ГАЗ-13 и ГАЗ-14, и ГАЗ-12 ЗиМ, и даже ЗиС-110. Да и хорошо знакомых ВАЗов и «Москвичей» хватает. Конечно же, присутствует в музее и местная запорожская продукция – ЗАЗ-965. Можно увидеть и линейку советских мотоколясок, самая известная из которых – СМЗ, знакомая по кинофильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Настоящим раритетом является «Эстония-18», ведь всего выпущено лишь 128 таких автомобилей. В свое время этот болид с 70-сильным двигателем от «Жигулей» неплохо проявил себя на гоночных трассах. Его максимальная скорость – 200 км/ч.
Самым старых автомобилем в музее является Chevrolet 1921 года. Довоенную эпоху представляют также Ford A 1928 года Opel Super 6 1937 года. Обилием хрома и огромными размерами привлекают американские шедевры – Cadillac Eldorado, Chevrolet Del Ray и Biscayne, Pontiac Star Chief. Как правило, они использовались иностранынми дипломатическими и торговыми представительствами. Рядом расположился компактный Lloyd Arabella – очень редкая компактная модель, ведь производившая ее немецкая компания обанкротилась еще в 1963 году. Семен Мушер объяснил, что в свое время это купе в ознакомительных целях приобрел Запорожский автомобилестроительный завод, а оттуда машина и попала в музей.
Весьма обширной является экспозиция военной техники. Здесь можно увидеть и легендарные вседорожники Willys, и «полуторки» ЗиС-5, и грузовики GMC CCKW и Studebakker US-6, поставлявшиеся из США по ленд-лизу. Есть и экзотическая техника вроде австрийского Steyr-Puch Pinzgauer. Даже БТР-152 и бронеавтомобиль БА-64 можно увидеть, а вскоре экспозицию пополнит танк Т-54. Довольно обширной является коллекция стрелкового оружия и артиллерии. А под потолком музея подвешен учебно-тренировочный самолет Як-18. К слову, в мастерских «Фаэтона» не только реставрируют старинную технику, но и ремонтируют и возвращают в строй боевые машины для украинской армии.
В музее также можно увидеть коллекцию старинной бытовой техники, автомобильные плакаты, масштабные модели. В дальнейшем экспозиция будет расширяться и уже готовится к открытию новый зал автомобильной техники.