Конкуренция среди популярных среднеразмерных седанов бизнес-класса успела разделить их на несколько сегментов. В основном главным решающим фактором при выборе машины здесь является ценовая политика. Соответственно, среднеразмерные седаны могут быть бюджетные, среднего класса и класса люкс. Вроде бы все ясно – после определения бюджета, автолюбитель должен выбрать и свой стиль, в лице автомобиля. Кому-то по душе спокойные и строгие линии, кому-то – спортивный азарт, а вот, по мнению специалистов Audi, – в их машине объединяются все стремления. Стремление состоятельного человека получить качественный, быстрый, комфортный и безопасный автомобиль. А внешность? Здесь достаточно упомянуть, что в приоритетах у немецких дизайнеров – строгость, простота и практичность.
Впервые Audi A4 увидел свет в 1994 году. Он сменил на конвейере модель с индексом 80, которая продавалась в трех поколениях, начиная с 1972 года. Сегодняшнюю машину можно назвать третьим поколением А4, а ее мировой дебют произошел на прошлогоднем Франкфуртском автосалоне.
Знакомство с машиной начнем с теоретической и технической частей, ведь именно последняя во многом определила внешние пропорции и характер новинки. Основное изменение в шасси привнес смещенный назад продольный силовой агрегат. Его «подвинули» более чем на 15 см: благодаря такому приему и перемещению аккумуляторной батареи в багажник удалось улучшить распределение веса кузова по осям. В новой машине это процентное соотношение равно 52:48, что, по мнению инженеров компании, обещает улучшенные характеристики устойчивости и управляемости. Соответственно, внешне можно увидеть несколько сократившуюся длину переднего и заднего свесов, а общие габаритные размеры заметно возросли. Колесная база увеличилась на 160 мм (2808 мм), а длина – на 120 мм (4703 мм). Ширина тоже увеличилась на 50 мм и теперь равна 1826 мм, а высоту решено было оставить на прежнем уровне – 1427 мм.
Модификации наружного дизайна носят эволюционный характер. В нем прибавилось динамики, хотя в целом внешность все так же строга. Вид спереди украшают фирменные светодиодные габаритные огни, знакомые нам по спортивному купе R8 (см. «Тест-Драйв» №11 за 2007 г.), здесь же установлена фирменная решетка радиатора, именуемая Singleframe, которую «подпирает» «губа» переднего бампера. Форма задней светотехники практически аналогична купе А5, появившемуся чуть раньше. Боковина же напоминает слегка уменьшенный в размерах седан А6. Соответствие стандартам Audi у новой «четверки» абсолютное, поэтому не исключено, что данный дизайн будет считаться классическим, не особо стареющим с годами.
Дверные ручки в сегодняшней машине заменены на новые, под естественный хват. С их помощью легко попадаешь в качественно собранный салон. Передняя панель с блестящей накладкой и красивыми приборами заметно освежает внутреннее убранство, а светлая отделка визуально увеличивает и без того просторный салон. Устроиться удобно на жестковатом тканевом кресле легко. Оно снабжено электроприводами регулировок, а валик поясничного подпора может менять не только свой размер, но и высоту. Диапазоны регулировок дают возможность с удобством сесть водителю с практически любым телосложением. Валики боковой поддержки расставлены достаточно широко и не мешают при посадке. Зимой выручит обогрев с бесчисленным количеством интенсивности.
Рулевая колонка регулируется по вылету и высоте в широких диапазонах. На самом руле – кнопки и вращающиеся рукоятки управления аудиосистемой. Приборы выполнены в новом стиле, а стрелки в нулевом положении направлены вертикально вниз. Между двумя крупными кругляшами спидометра и тахометра установлен большой цветной дисплей, на который выводятся показания трип-компьютера и информационные сообщения. Остальную информацию можно найти правее – на цветном 6,5-дюймовом экране, который устанавливается вместе с опциональной аудиосистемой Audi concert. Здесь можно произвести настройки аудиосистемы, телефона и других функций автомобиля. Меню системы не потребует инструкции при условии знания английского языка – разобраться в ней не сложнее, чем в мобильном телефоне. Чуть ниже на центральной консоли, немного развернутой в сторону водителя, – блок двухзонного климат-контроля. Температура задается поворотным колесиком, а остальные параметры – нажатием соответствующей кнопки. Порадовала удобная индикация на цветном экране. Рычага стояночного тормоза нет – его заменила кнопка электропривода. За селектором трансмиссии – кнопка отключения системы стабилизации. Между сиденьями – удобный подлокотник, который можно регулировать в продольном направлении и по высоте. Внутри – бокс для мелочей. Блок управления светом – традиционно слева от руля. Его красиво оформили, добавив к переключателю металлическую накладку.
Задний диван отформован под двоих человек. В ширину места хватит и троим, только средний пассажир будет «обнимать» ногами трансмиссионный тоннель и выдающийся блок заднего климат-контроля. Функции последнего немного сжаты – пассажиры могут сделать «теплее», либо «холоднее», а не задать конкретную температуру. В широком центральном подлокотнике спрятана аптечка. Пространство над головой и перед коленями, сидящего на заднем диване человека ростом 180 см, рассчитано с запасом.
Багажник можно открыть с ключа-брелока, кнопкой на дверной карте водителя, либо нажав кнопку на самой крышке. Сам отсек аккуратно отделан ворсовым материалом, а петли уходят в предназначенные для них ниши. С практически ровным полом шириной в метр и вертикальными стенками сюда поместится 480 л поклажи. Складываемую спинку сиденья нужно заказывать отдельно. Под фальшполом – временное запасное колесо, под которым прикрыты пластиковым козырьком и зафиксированы инструменты и аккумулятор. Крышка, естественно, имеет аккуратную ручку для закрытия, здесь же смонтирован знак аварийной остановки.
Под капотом Audi A4 может быть продольно установлен один из шести двигателей. Гамма включает два бензиновых мотора и два турбодизеля. Базовой является 1,8-литровая «четверка» TFSI с турбонаддувом мощностью 160 л. с. при 4500-6200 об/мин. Крутящий момент составляет 250 Н·м при 1500-4500 об/мин. Второй бензиновый агрегат – V-образный, 6-цилиндровый, объемом 3,2 л (265 л. с. и 330 Н·м). Среди двигателей на тяжелом топливе – рядная «четверка» (2,0 л, 140 л. с., 320 Н·м) и V6 (3,0 л, 240 л. с., и 500 Н·м). С 4-цилиндровыми моторами может агрегатироваться 6-ступенчатая механическая коробка передач и вариатор Multitronic с возможностью самостоятельного выбора одной из восьми фиксированных «передач». Для V6 предусмотрен традиционный 6-ступенчатый «автомат» Tiptronic с функцией самостоятельного выбора передачи. Дання коробка передач агрегатируется с фирменным полным приводом quattro. В тест-драйве принимал участие автомобиль с бензиновым мотором объемом 1,8 л и вариатором.
Традиционно для марки Audi привод может осуществляться как на передние колеса, так и на все – благодаря фирменной технологии quattro. На сегодняшний день полноприводную трансмиссию можно заказать лишь для двух самых мощных моторов. Подвески всех колес – независимые. Спереди применена пятирычажная схема, сзади – три сложных алюминиевых рычага. Упругие элементы – пружины, а амортизаторы могут быть обычные, либо с электронным управлением. В последнем случае водитель получает контроль над всем шасси, потому что автоматически заказывается система Audi drive select и рулевая рейка с изменяемым передаточным отношением в зависимости от скорости и условий движения. Через меню бортовой системы MMI можно задавать индивидуальные настройки подвеске, педали акселератора, управляющей электронике коробки передач и рулевого управления.
Тормозные механизмы на всех колесах дисковые, передние – вентилируемые. Среди электронных систем можно отметить антиблокировочную ABS с распределителем тормозных усилий EBD, антипробуксовочную ASR с имитацией блокировки дифференциала EDS, а также «умную» систему стабилизации ESP. Последняя в случае установки активного рулевого управления не только гасит скорость и скольжения, но может также немного доворачивать передние колеса в нужную сторону. Любителям езды по трассе подойдет опциональный активный круиз-контроль, который умеет не только поддерживать заданную скорость, но и дистанцию до впереди идущего автомобиля. Также предлагается система Side Assist, информирующая о автомобиле в мертвой зоне при перестроении и предупреждающая о пересечении линии разметки. В случае аварии находящихся в салоне защитят 6 подушек безопасности – фронтальные боковые и надувные «занавески», а в качестве опции можно заказать задние боковые. Кроме того, есть преднатяжители и ограничители усилия передних ремней и крепления для детских сидений IsoFix.
Двигатель в нашем А4 запускается нажатием на чип-ключ. Есть также возможность заказать автомобиль с системой бесключевого доступа – тогда кнопка запуска будет установлена отдельно, на центральном тоннеле. Тихий мотор пробивается спокойным рокотом в салон где-то после 3000 об/мин. Ускоряется автомобиль абсолютно адекватно заявленной мощности, а управление разгоном предельно понятно и прогнозируемо…