Народная машина Советского Союза
«Запорожец», «горбатый», «жужик», «ушастик», «мыльница» – это все о ней, народной микролитражке Советского Союза, превратившей автомобиль из предмета роскоши в доступное народу транспортное средство. Над «Запорожцами» смеялись, над их владельцами подшучивали, но машину любили. За доступную цену, за неприхотливость, за невероятную живучесть и за саму возможность передвигаться в желанном направлении без томительного ожидания автобусов и электричек.
Экспериментальный образец ЗАЗ-965 был собран в 1959 г. Позаимствованный у FIAT-600 кузов проблем не создавал.
А вот двигатель Мелитопольского завода, ранее выпускавшего только судовые дизели, задал жару всем. Водители-испытатели радовались, когда им удавалось преодолеть 120 (сто двадцать!) км без поломки. Случалось, что на экспериментальной машине меняли по нескольку моторов за день. Ну да ничего, доработали. Серийные «Запорожцы» появились в 1961 г. и собирались стендовым методом – так отрабатывалась технология массовой сборки. На конвейер ЗАЗ-965 был поставлен годом позже.
«Горбатый» обладал феноменальной живучестью и потрясающей проходимостью. Случалось, что улетавшие в кювет «Запорожцы» делали двойное сальто и, встав на колеса, как ни в чем не бывало, продолжали ехать дальше. Владельцы ЗАЗ-965 преодолевали такое бездорожье, из которого современные «паркетники» выбираются при помощи трактора. Наконец, мало кто знает, что в 60-х гг. прошлого века экипажи ЗАЗ-965 постоянно участвовали в популярных тогда авторалли и нередко побеждали соперников, управлявших «Волгами» – автомобилями не то что другого класса, а, на то время, из другого мира!
Смешная, но обаятельная микролитражка быстро приглянулась простому люду. Но привыкшие к «Победам», «Волгам» и «ЗИСам» функционеры смотрели на ЗАЗ-965 (или на их владельцев?) свысока. В любимой шутке придворных юмористов тех лет предлагалось распилить «Запорожец» пополам, чтобы получить два «мотопеда».
Такое отношение к украинскому автомобильчику очень раздражало первого секретаря ЦК КПУ П. Е. Шелеста, отдавшего приказ сделать «Запорожец» посолидней. Так появились «ушастые» ЗАЗ-966, ЗАЗ-968А и «мыльница» ЗАЗ-968М…
Вопрос, конечно, спорный, но многие автомобильные эксперты считают отход от «горбатой» линии ошибкой. ЗАЗ-965 имел огромный потенциал и при дальнейшей модернизации мог бы превратиться в экспортный продукт, приносящий государству твердую валюту. Спустя десятилетия это доказали коллекционеры из Европы, охотящиеся за сохранившимися «горбунами», и самодельщики, превращающие ЗАЗ-965 в хот-роды и демокары, неизменно становящиеся «гвоздями» выставок и шоу-программ…
«Таврия» против всех
В начале 60-х гг. в автомобильном мире произошла революция. Ее автором стал сэр Алекс Иссигонис, создатель автомобильчика Austin Mini. Благодаря переднепоперечному расположению двигателя и переднему же приводу, англичанам удалось создать машину, которая была «внутри больше, чем снаружи». Но настоящий шок автомобильная общественность испытала, узнав, что Austin Mini разгромил на ралли таких конкурентов, как Porsche 911, FIAT Abarth 600, Volkswagen 1200L.
Вдохновленный успехами Mini 29-летний инженер Владимир Стешенко в ноябре 1963 г. предложил создать на «Коммунаре» переднеприводный автомобиль. Именно в это время в Запорожье доводили до ума «солидные» модели ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968, поэтому переднеприводной самодеятельности чиновники Минавтопрома не одобряли. Работа над «Перспективой» (так создатели окрестили прабабушку «Славуты») велась едва ли не подпольно…
Резюме
Автомобили «таврического» модельного ряда стоят своих денег и при уважительном к себе отношении могут прослужить долго. Машина экономична, в меру капризна (может, сказалось имя женского рода?!), довольно шустра и в меру комфортабельна. Благодаря длинной 1-й передаче, «Таврия» и «Славута» при старте под светофором могут «сделать» куда более дорогие иномарки с 2-литровым двигателем. Полной неожиданностью стало то, что многие владельцы более высококлассных автомобилей покупают ЗАЗы для повседневной жесткой эксплуатации, оставляя иномарки для торжественных выездов…