Будем краткими. В этой статье приводится уникальная, никогда ранее не публиковавшаяся информация, приоткрывающая особенности японского автозвука и секреты CD-ресиверов Clarion.
Тайна Японии
Методология подготовки японских специалистов имеет, как ни странно это звучит, советские корни. Подобно вузам приснопамятного СССР, университеты Страны Восходящего Солнца преподают множество дисциплин, которые, казалось бы, не имеют отношения к выбранной студентами специальности. Зачем?
Классический пример: японский дизайнер бытовой электроники имеет не только отменную художественную подготовку, но и хорошо разбирается в смежных областях: схемотехнике, маркетинге, технологии, физико-химических свойствах используемых в производстве материалов. Поэтому он не просто создает эффектные и удобные магнитолы, но и добивается главного: внешность и эргономика аппарата органично отображает его функциональное назначение.
Американский дизайнер формально подготовлен лучше японского. Но только в довольно узкой области промышленного дизайна. Шаг вправо, шаг влево – для него темный лес.
Чья методология лучше? Ответить на этот вопрос можно после посещения супермаркетов электроники. Японской аппаратуры там бери-не-хочу, а вот американской – «малавата будет!». Поверьте, такое положение вещей характерно не только для Украины.
Принцип универсальности в своей коммерческой деятельности исповедуют и крупные японские корпорации. Большинство из них производят все, что пользуется устойчивым спросом (рекордсменами в этом смысле являются Hitachi, Mitsubishi и Yamaha). Но в каждом правиле есть свои исключения. Например компания Clarion…
Как вы лодку назовете…
В 1940 г. была основана фирма Hakusan Wireless Electric Company (HWEC), выпускавшая ламповые батарейные бытовые радиоприемники. Кажущаяся алогичность словосочетания «батарейный ламповый приемник» имеет простое объяснение. Во-первых, транзисторов в те годы не существовало в природе; во-вторых, имея развитую военную промышленность, Япония оставалась патриархально-сельскохозяйственной империей, большая часть которой не была электрифицирована. А коли так, то в сельской местности и пригородах приемники работали исключительно на батарейках.
В 1943 г. HWEC объединилась с другим производителем радиоприемников – Takizawa Wireless Electric Industries Co., Ltd. Образованная путем слияния двух предприятий, компания получает новое название – Teikoku Dempa Co., Ltd.
Ключевым для компании стал 1947 г. Именно тогда руководство Teikoku Dempa Co., Ltd. принимает стратегическое решение переориентироваться на производство автомобильной электроники и в течение 10-12 лет выйти на внешний рынок. Чтобы оценить невероятную дерзость намеченных планов, нужно вспомнить историю. В 1947 г. Япония лежала в руинах. Экономики, способной поставить Страну Восходящего Солнца на ноги, еще не существовало. Правительство с трудом удовлетворяло насущные проблемы сограждан. Легковые автомобили для большинства японцев были экзотикой. И тут «переориентация на автомобильную электронику и подготовка к широкомасштабному экспорту»…
Ни за что не угадаете, что японские топ-менеджеры посчитали наибольшей угрозой для реализации «утопичных» планов. Название фирмы! После долгих раздумий, в том же 1947 г., Teikoku Dempa получает «легкоусвояемое» для европейцев и американцев имя – Clarion. Именно так в Древней Греции назывался духовой инструмент, подобный современному горну.
Строго говоря, Clarion – это первый японский производитель, избравший своей специализацией выпуск аудиотехники для автомобилей. И подобная узкопрофильность пошла компании на пользу!..
Философия звука
Производители аудиотехники для автомобилей придерживаются определенной философии звука, выстроенной по географическому признаку. Японцы уделяют особое внимание музыкальным нюансам. Так, большая часть произведенных в Стране Восходящего Солнца аппаратов звучит ярко, чуть-чуть приукрашено. Англичане и немцы, напротив, стремятся добиться целостности звукового образа и не перегружают слушателя подчеркиванием звуковых деталей. Это придает звучанию «англосакской» аппаратуры академизм и некоторую сухость (хотя именно такие аппараты воспроизводят фонограммы близко к оригиналу). Наконец, приверженцы американской звуковой школы пытаются придать своим аппаратам экстремальную динамику звука и лабораторную линейность амплитудно-частотной характеристики. Как это звучит? Послушайте ранние альбомы Led Zeppelin, записанные на виниле студией Atlantic Records…
Компания Clarion не стала идти проторенной тропой, а, комбинируя лучшие (по мнению инженеров фирмы) черты каждой из звуковых концепций, создала собственный «саунд». Звучание аппаратуры Clarion характеризуется удачным сочетанием японского внимания к нюансам, немецкой педантичности и американской напористости. Иными словами, в интерпретации головного устройства Clarion фонограмма звучит близко к оригиналу, но не скучно и с умеренной долей искристости.
Такой подход сделал продукцию фирмы всеядной и с музыкальной, и с потребительской точек зрения. Clarion’ы одинаково хорошо воспроизводят композиции всех музыкальных жанров, а звучание аппаратов нравится и молодежи, и солидным слушателям, и профессиональным музыкантам.
Последний штрих к фирменному портрету. Головные устройства Clarion могут отличаться по цене в десятки раз. Но, создавая бюджетные модели, инженеры японской компании большую часть вложенных в проектирование средств направляют на звуковой тракт. Поэтому даже «дешевые» магнитолы и CD-ресиверы Clarion отличаются качественным звуком…