Chevrolet: сто лет в строю

В этом году свое столетие празднует одна из самых известных автомобильных марок – Chevrolet. Основанная в 1911 году, она стала костяком концерна General Motors и вошла в перечень лидеров мировой автомобильной промышленности. За столетие выпустили свыше 209 миллионов Chevrolet, что является рекордным показателем, которого не смог достичь ни один автопроизводитель в мире. Среди них – как сверхскоростные Corvette, так и рабочие пикапы, и доступные компактные модели.

 

 

Chevrolet – детище двух выдающихся пионеров автомобилестроения – Уильяма Дюранта и Луи Шевроле. Бизнесмена Дюранта в 1910 году исключили из совета правления General Motors и он взялся открывать новый бизнес. Судьба свела его с известным в те времена гонщиком и конструктором-самоучкой Шевроле. 3 ноября 1911 года было объявлено о создании компании Chevrolet. Уже первая модель Series C Six, представленная в 1912 году, поразила публику. Гениальный инженер Шевроле создал 4,9-литровую рядную «шестерку» мощностью 40 л. с., позволявшую развивать неплохую, по тем временам, скорость в 105 км/ч. Уже за первый год продали около 3000 машин, несмотря на их весьма высокую цену в 2100 долларов. А год спустя начался экспорт Chevrolet в Европу и Южную Африку. На решетке радиатора появилась знакомая эмблема марки, сохраненная и до наших дней. Она представляла собой видоизмененный швейцарский крест, герб родной страны Луи Шевроле.


1914-Chevrolet-Series-H-Roy

1915-Chevrolet-490

1915-Chevrolet-Series-H-Spe

1925-Chevrolet-Series-K-Sup

 

Автогонщик продолжил разрабатывать спортивные модели и даже выпустил несколько автомобилей с V8. Однако его партнер Уильям Дюрант мечтал о массовом производстве. Поэтому сначала в 1914 году увидела мир доступная четырехцилиндровая модель Series Н, а в 1915 году представили более дешевый Chevrolet 490. Он получил менее мощную 2,8-литровую 24-сильную «четверку», но зато был оснащен технической новинкой – электростартером. При цене в 820 долларов он был почти вдвое дороже знаменитого Ford T, но все равно считался доступным. В первый год выпустили 5000 Chevrolet 490, а до 1916 года собрали уже 63 тыс. машин. Chevrolet закрепился в пятерке самых больших автопроизводителей мира.

 


1927-Chevrolet-Capitol-Spor

1931-Chevrolet-Independence

Однако создание бюджетных моделей не входило в планы Луи Шевроле. Он решил уйти из компании и заняться гонками. Зато успехи Chevrolet очень быстро заинтересовали руководство General Motors. В 1917 году концерн выкупил молодую компанию, а Луи Дюранта не только вернули в совет директоров General Motors, но и назначили председателем. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 1919 году из заводских цехов выехало 150 тыс. Chevrolet. Параллельно с легковыми моделями начали выпуск пикапов и легких грузовиков.
В середине 20-х годов в General Motors пригласили молодую команду менеджеров во главе с Уильямом Кнудсеном. Именно они сделали ставку на Chevrolet, превратив его в ключевую марку концерна. Основой новой стратегии являлась постоянная модернизация – каждый год в конструкцию автомобилей вносились изменения. Так, в 1925 году Chevrolet Series K оснастили более мощным 26-сильным двигателем, год спустя представили новую 3-ступенчатую механическую коробку переключения передач, а в 1927 году модель Capitol получила тормоза всех колес. В результате, уровень продаж достиг миллиона машин в год, и на некоторое время по этому показателю удалось даже выйти на первое место в мире. Правда, вскоре его вернул себе Ford после того, как заменил заслуженного «ветерана» Ford T более совершенной моделью А. В 1930 году появилась 50-сильная рядная «шестерка», которой стали комплектовать модели Independence, Master и Deluxe. На протяжении следующего десятилетия большинство моделей марки оснащали именно этим двигателем, постепенно его мощность выросла до 90 л. с. А количество кузовных вариантов достигло 12: от обычного двухдверного седана до спортивного кабриолета.

 


1932-Chevrolet-Confederate

1934-Chevrolet-Master-Sport

1935-Chevrolet-Suburban

1936-Chevrolet-Suburban

1937-Chevrolet-Suburban

 

В 1935 году модельный ряд пополнился восьмиместным Chevrolet Suburban. Он использовал агрегаты грузовика, а потому отличался просторным салоном и большой грузоподъемностью. Автомобиль быстро обрел популярность у семейных людей, а также фермеров и ремесленников. Suburban стал настоящим долгожителем, ведь выпускают его до наших дней – уже сменилось 11 поколений модели и она не собирается на заслуженный отдых.
Тем временем, дизайнеры уже начали работать над полностью новым «семейством» Chevrolet Fleetline, которое представили в конце 1941 года. Обтекаемые кузовы работы известного дизайнера Харли Эрла не только привлекали интересным стилем, но и помогли увеличить максимальную скорость до 140 км/ч. Однако начало войны заставило очень быстро свернуть производство. Возобновили его в 1947 году, причем автомобили не претерпели больших изменений. Зато в списке опций появилось радио и даже редкая в те времена автоматическая трансмиссия.

 


1934-Chevrolet-Master-Sport

1935-Chevrolet-Master-Sport

Еще одним шедевром Харли Эрла стал легендарный Corvette, показанный в 1953 году. Руководство General Motors решило создать спортивный автомобиль европейского типа – легкий, скоростной и увлекательный в управлении. Поначалу он не сыскал популярности – в первый год выпустили всего 300 кабриолетов. По-настоящему массовым Corvette стал после установки настоящего американского V8 Small Block мощностью 225 л. с. Почти за 60 лет произвели свыше миллиона Corvette шести поколений, что делает его самым массовым спортивным автомобилем в мире. А восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель в различных вариантах изготовляют и поныне. Совсем недавно количество выпущенных Small Block достигло 100 млн. единиц.

 


1939-Chevrolet-Deluxe

1948-Chevrolet-Fleetline-Ae

С точки зрения дизайна 50-е годы стали настоящим прорывом для Chevrolet, ведь даже обычные рабочие пикапы серии 3100 сейчас считаются шедеврами. Знаковой моделью того времени стал и Chevrolet Bel Air, появившийся в 1955 году. Эрл наделил его стремительными «плавниками» на задних крыльях, а отделку украшали многочисленные хромированные детали. У седана и купе отсутствовала центральная стойка крыши, создали и спортивный двухдверный универсал Nomad. Но новаторским был не только стиль. В 1957 году Bel Air и Corvette стали первыми американскими автомобилями с механическим впрыском топлива, что подняло мощность 4,6-литрового V8 до 283 л. с., а максимальную скорость – до 215 км/ч. Среди доступных опций уже тогда были кондиционер, электростеклоподъемники, круиз-контроль, электропривод сидений и мягкой тканевой крыши (у кабриолетов).
Развитием линейки Bel Air стал более дорогой Impala. Автомобиль длиной свыше 5,5 м и весом около двух тонн оснастили огромной 6,7-литровой «восьмеркой», мощность которой во флагманской версии достигла внушительных 425 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал всего 5 с. Стоил автомобиль всего 4000 долларов, что равно 24 тыс. современных долларов.

 


1953-Chevrolet-Corvette

1954-Chevrolet-3100

1955-Chevrolet-Bel-Air

1957-Chevrolet-Bel-Air-Noma

1957-Chevrolet-Bel-Air-Spor

1958-Chevrolet-Impala

1959-Chevrolet-Bel-Air-Seda

1959-Chevrolet-El-Camino

1960-Chevrolet-Corvair

1961-Chevrolet-Suburban

1962-Chevrolet-Impala

Настоящей «звездой» 60-х годов стал Corvette Stingray – элегантное купе с выдвижными фарами и разделенным задним стеклом. Оно не только выглядело ярко, но и поражало динамикой. Даже базовый двигатель развивал 250 л. с., а 425-сильный вариант разгонялся до 100 км/ч за 4,8 с и развивал 245 км/ч. То есть, автомобиль мог легко бороться с эксклюзивными Ferrari и Lamborghini. Но при этом он стоил в 3-4 раза меньше: со всеми возможными опциями цена не превышала 6000 долларов (36 тыс. по нынешнему курсу). Мелкими сериями под заказ изготовляли даже 550-сильные версии, которые после небольших доработок превращали в гоночные болиды. Они отлично себя проявили в 24-часовой гонке в Ле-Мане, заняв первые места в классе в 1967 и 1972 годах.

 


1962-Chevrolet-Nova

1963-Chevrolet-Corvette-Sti

1965-Chevrolet-Corvette-Sti

1965-Chevrolet-Malibu

1967-Chevrolet-C10

1968-Chevrolet-Camaro

1967-Chevrolet-Camaro-Z28

1967-Chevrolet-Camaro

1968-Chevrolet-Chevelle-SS

1968-Chevrolet-Nova

1969-Chevrolet-Corvette-Sti

1970-Chevrolet-Chevelle-SS

 

Наряду с Corvette Stingray представили целую плеяду новинок. У Impala появились полноразмерные собратья Biscayne и Caprice. В 1963 году представили среднеразмерные Chevelle и Malibu, а для молодых покупателей подготовили бюджетный Nova. Необычный El Camino сочетал в себе черты купе и пикапа. Гонка лошадиных сил тогда была в самом разгаре, а потому даже дешевый Nova можно было за небольшую доплату оснастить 375-сильным мотором объемом 6,5 л. Большой популярностью пользовались пикапы новой серии С10. Вместительный Suburban постепенно превратился из минивэна в большой вседорожник, а на его укороченной платформе создали модель Blazer для любителей активного отдыха. Причем даже его оснащали 5,7-литровым двигателем от Corvette.

Особняком на фоне этих моделей стоял Chevrolet Corvair. Заднемоторный автомобиль оснастили оппозитным шестицилиндровым мотором воздушного охлаждения. Поначалу оригинальный Corvair был весьма популярным, но затем у него проявился опасный недостаток компоновки – непредсказуемое поведение в поворотах. За чередой аварий последовали судебные иски, и вскоре Corvair пришлось снять с производства.

В 1967 году представили еще один культовый Chevrolet – Camaro. По американским меркам он был небольшим (4,7 м) и доступным – стоил меньше 3000 долларов. Базовая версия получила 140-сильную «шестерку», но можно было выбрать и V8 мощностью 300-425 л. с., и спортивную подвеску, и дисковые тормоза. Особая модификация Z28 победила в гоночной серии Trans-Am. Уже за первый год продали свыше 221 тыс. купе и кабриолетов Camaro и он очень быстро завоевал статус кумира молодежи.

Однако эпоха больших мощностей не могла длиться вечно. Сначала жесткие экологические нормы, а затем топливный кризис 1973 года положили конец прожорливым двигателям. Мощность стала падать, вскоре даже у самого дорогого Corvette он
а составила всего 225 л. с. Автопроизводителям пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Многие полноразмерные модели сняли с производства, зато появились компактные и экономичные автомобили вроде Chevrolet Vega и Monza, созданные в сотрудничестве с европейскими подразделениями General Motors. Их длину уменьшили до 4,3 м, а рабочий объем двигателя – до 2,0-2,3 л. Но вместе с тем, такие модели как Caprice не потеряли популярность. Наоборот, их продажи даже выросли благодаря заказам от полиции и служб такси.

Постепенно цены на топливо снизились, но в Chevrolet продолжили развитие экономичных моделей. В 1981 году увидел мир седан Cavalier, а в 1985 году – хетчбэк Sprint. Но наряду с ними создали новые поколения Corvette и Camaro, представили вседорожник Tahoe и пикап Silverado. До наших дней дожили и  Impala, и Malibu, хотя и существенно изменились – стали переднеприводными и получили моторы гораздо меньшего объема, чем у предшественников. За последние 20 лет они претерпели серьезные изменения, но остаются в строю и их не собираются снимать с производства.


1970-Chevrolet-Nova-SS

1972-Chevrolet-Blazer

1972-Chevrolet-Camaro-SS

1972-Chevrolet-Corvette

1973-Chevrolet-Vega

1975-Chevrolet-Monza

1977-Chevrolet-Caprice

1977-Chevrolet-Suburban

1981-Chevrolet-Cavalier

1983-Chevrolet-Blazer

1984-Chevrolet-Camaro

1990-Chevrolet-Corvette-ZR1

 

Сейчас Chevrolet  постепенно меняется: новые времена заставляют принимать свежие решения. Конечно, в модельном ряду сохранены скоростные Corvette, мощные вседорожники и пикапы, большие седаны, а совсем недавно возродили легендарный Camaro. Но наряду с ними выпускают и современный электромобиль Volt, и несколько гибридных модификаций. А модели Spark, Aveo, Cruze, Orlando, Captiva призваны расширить присутствие марки на европейском рынке. Предприятия Chevrolet, размещенные в двух десятках стран мира, встретят юбилей рекордом: в 2011 году на них планируют собрать свыше 4,26 млн. машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *