Большая прогулка

Молодильные ванночки

 

Что ни говорите, а путешествие путешествию рознь. Иной раз едешь не спеша, отрабатываешь спокойно объекты, то, се. Словом, экспедиционная рутина. Но случаются путешествия «с характером». Так, не успели мы заехать в Крым, как к нам тут же пиявкой приклеилось прилагательное «большой». Очень, доложу я вам, характерное определение: Большая Ялта, Большой Крымский каньон… А началось все с большого серпантина.

А как еще прикажете назвать закрученную в спираль дорогу протяженностью 40 км? Повороты следовали один за другим. На 36-й связке влевовправо я решила устроить перерыв своему вестибулярному аппарату и осмотреться по сторонам. Дорога круто карабкалась вверх, увлекая на Ай-Петринское плато, а это – 1234 м над уровнем моря. Несмотря на жару, ехалось довольно легко. Спасали деревья. Крепко схватив друг друга за ветви, буки-великаны образовывали многоуровневый туннель. Солнечным ручкам-лучикам едва удавалось дотянуться до земли сквозь плотную толщу листвы. Но вот деревья расступились, изумрудный купол исчез и в салон ворвался резкий ветер. На вершине Ай-Петри было свежо. Большая Ялта, казалось, еще больше расплылась под палящими лучами. Город напоминал растаявшее эскимо. Еще несколько мгновений, и белое пятно исчезнет, оставив наслаждаться только видом гор и моря. Но ветер рассеивает дымку – и контуры домов, улиц, деревьев становятся резче. Мираж обретает законные территориально-административные черты.

Теперь нам предстоял серпантинный спуск с Ай-Петри, ведущий непосредственно к Большому Крымскому каньону или, как мы его по-дружески окрестили, БКК. В отличие от подъема, движение вниз происходило более плавно. Дорога непринужденно лавировала между деревьев. На пути то и дело встречались оборудованные источники. Скорость движения не превышала 30 км/ч и, что особенно хотелось бы отметить, все без исключения водители проявляли прямо-таки чудеса вежливости.

Хотя каньон значился еще на картах дореволюционного времени, столь привычное всем название Большой Крымский было зарегистрировано только в 1925 г. Через 5 лет экскурсии к «центру Земли» стали традиционными, а подробное описание ущелья появилось во всех путеводителях Крыма.

Забронировав место на стоянке, то есть уплатив по прейскуранту 15 грн. за автомобиль, свое дальнейшее путешествие мы продолжили пешком. Жара отступила, от камней веяло прохладой, но расслабляться не стоило…

 

 

Парк юрского периода

 

Мы долго думали, как бы это к Кара-Дагу прилепить определение «большой». Не вышло. Пришлось произвести замену на «единственный». Без шуток, Кара-Даг или Черная гора – действительно единственный в Европе вулканический массив юрского периода возрастом более 150 млн. лет. Центральный вход на территорию заповедника расположен рядом с п. Курортное, в непосредственной близости от биостанции. Здесь же находится автостоянка и киоски с водой и мороженым. Цены, правда, такие, что жажда проходит сама собой, а мысли о голоде формируются только к вечеру.

Имея в арсенале удостоверения журналистов «Тест-Драйва» и рекомендательное письмо от Украинского Географического общества, мы обратились к администрации заповедника, у которой встретили самый радушный прием: нас были готовы приютить, накормить и сопроводить на экскурсии по Кара-Дагу, но – здесь следует разрушительное «ба-бах-х-х!..» – при условии заблаговременного обращения к директору заповедника. Режим посещения Черной горы строгий, туристов много и, соответственно, рабочий график у егерей очень напряженный. Так объяснила нам ситуацию научный секретарь Наталья Спиридоновна Костенко. Прогулка по экологической тропе в составе одной из тургрупп нас привлекала мало. Наша команда с грустью любовалась черным венцом Кара-Дага, ругая себя в душе за непредусмотрительность, недальновидность и близорукость. Словом, за глупость. Глядя на наше подавленное состояние, Наталья Спиридоновна хитренько поинтересовалась, не прельстит ли нас  экологическая тропа № 2? Она не такая длинная, как № 1, всего 2 км, но это все же лучше, чем ничего. Мы, конечно же, прельстились. Тем более что этот маршрут любой желающий мог пройти самостоятельно…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *