Прогресс, как известно, не стоит на месте. То, что вчера было принадлежностью шикарных представительских авто, сегодня можно встретить даже на простой малолитражке. Типичный пример — автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Сейчас в США около 97 % всех автомобилей снабжены гидромеханической АКПП. А обычная у нас «механика» устанавливается только за доплату! Тем же путем, хотя и с отставанием, идут Европа и Россия.
В Украине «автомат» вроде бы тоже не экзотика, но о массовом распространении этого полезного изобретения говорить пока рано. Как правило, чаще всего боятся того, чего не знают. Поэтому мы и решили прояснить ситуацию.
«Автомат» многолик. В настоящее время можно встретить как традиционные гидромеханические трансмиссии, так и новомодные вариаторы всех мастей (даже автоматизированные механические). Но поскольку рассмотреть все и вся в рамках одной статьи не представляется возможным, сегодня мы подробно остановимся лишь на самой распространенной у нас гидромеханике.
Как это работает?
Гидромеханическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, планетарного редуктора, масляного насоса и системы управления, которая может быть гидравлической – для самых простых коробок или электрогидравлической с компьютерным управлением – для «продвинутых». Внутри коробка-«автомат» устроена следующим образом. Узел N1 – гидротрансформатор, который иногда называют гидромуфтой. Он представляет собой своеобразное гидравлическое сцепление, которое включает в себя насосное колесо, жестко связанное с двигателем, турбинное колесо, связанное с планетарным редуктором, и реактор, расположенный между ними. Мотор вращает насосное колесо, тем самым отбрасывая масло на лопатки турбинного колеса, которое передает вращение на входной вал коробки передач. Реактор, в свою очередь, замедляет поток жидкости, за счет чего увеличивается крутящий момент. Планетарный редуктор – это своеобразная сильно уменьшенная модель нашей Солнечной системы. Собственно, отсюда и его название. Он состоит из следующих элементов…
Что это дает?
Автоматическая коробка переключения передач здорово облегчает жизнь водителю. Автомобиль трогается с места и разгоняется плавно, без толчков, рывков и задержек. За счет этого заметно увеличивается ресурс двигателя и трансмиссии (конечно, при соблюдении нехитрых правил эксплуатации). Кроме того, у внедорожника с гидромеханической АКПП благодаря устойчивой тяге на низких скоростях улучшается проходимость по песку и снегу. Достигается это за счет пробуксовки турбинного колеса относительно насосного…
Немного о плохом
Автоматическая коробка переключения передач – механизм требовательный и при неправильной эксплуатации способен легко разорить водителя. Например, при ручном режиме управления можно с легкостью угробить планетарный ряд АКПП. Для этого достаточно несколько раз включить на полном ходу понижающие передачи. К счастью, последние модели АКПП с электронным управлением имеют защиту от подобных «убийственных» экспериментов. Не слишком полезно и переключение в положение «N» на каждом светофоре, а также езда в режиме резкого разгона и торможения. В итоге это приведет к… |