Как сделать экстремально быстрый автомобиль? Рецептов немало и каждый автопроизводитель предложит свой путь. Например, можно взять компактную модель и установить под капотом самый большой двигатель, который только поместится туда. Такая формула не нова: стоит лишь вспомнить знаменитые модели прошлого — Shelby Cobra 427 или McLaren F1. Именно этот подход и выбрали инженеры Aston Martin для создания самой скоростной своей модели V12 Vantage.
Следует отметить, что подобные автомобили – не совсем в традициях британской компании. На протяжении последних четырех десятилетий она производит модели со спортивно-туристическим уклоном. На них настоящие джентльмены могут каждый день ездить на работу, а при надобности – легко совершить марш-бросок в соседний город. Но в истории Aston Martin была и другая продукция. Знатоки вспомнят легкие довоенные кабриолеты Le Mans, знаменитое купе Aston Martin DB4GT Zagato или спортпрототип DBR1 – грозу гоночных трасс конца 50-х годов. После ухода из-под крыла концерна Ford, марка изменяет стратегию и, похоже, не прочь вернуться к истокам. В эту концепцию вписываются и транспортное средство Джеймса Бонда Aston Martin DBS, и новый V12 Vantage. Концептуальный вариант купе показали еще в 2007 году, и на протяжении долгого времени решалась его судьба. Наконец, руководство Aston Martin дало добро: в марте этого года серийную модель показали на Женевском автосалоне.
Концепция V12 Vantage проста – нужно взять серийный V8 Vantage и оснастить его двигателем Aston Martin DBS. На первый взгляд отличия новичка от модели-донора не так уж заметны. Перед нами все то же элегантное купе с длинным капотом и короткими свесами кузова. Внешний вид однозначно дает понять, что это истинный Aston Martin. Фирменная хромированная радиаторная решетка не хуже, чем у классического DB5 – автомобиля Джеймса Бонда. Также остались без изменений утонченные передние фары. Однако настоящие поклонники Aston Martin сразу заметят разницу. Новую модификацию выдают детали. В частности, купе получило новый аэродинамический пакет – почти такой же, как у гоночного Vantage N24. Перед специалистами по аэродинамике поставили задачу: увеличить прижимную силу без установки антикрыла, которое бы ухудшило коэффициент лобового сопротивления. Поэтому в переднем бампере появились новый карбоновый сплиттер, накладки на порогах кузова и огромный задний диффузор. На крышке багажника установили спойлер побольше. А поскольку двигатель нуждается в огромном количестве воздуха, то увеличили отверстие в переднем бампере. Кроме того, на капоте разместили «жабры», отводящие тепло из моторного отсека. На потенциал автомобиля указывают и огромные круглые сопла выхлопной системы.
Удивительно, но автомобиль с огромным V12 весит всего на 50 кг больше, чем обычный V8 Vantage – 1680 кг. Чтобы достичь такого показателя, купе посадили на «диету». Алюминиевые капот и крышку багажника заменили более легкими карбоновыми. А новые легкосплавные 19-дюймовые диски помогают сэкономить 5 кг. Кстати, шины для V12 Vantage выбрали особые – Pirelli PZero Corsa размером 255/35 ZR19 спереди и 295/30 ZR19 сзади.
Борьба с лишним весом продолжилась и в салоне, хотя радикальной ее назвать нельзя. Ведь настоящий Aston Martin внутри не может быть спартанским. Часть кожаной отделки сменила алькантара. Ею обтянуты обод маленького трехспицевого руля, а также дверные панели и сиденья. Дверные ручки изготовили из карбона – стильно и массу снижает. Кресла, кстати, комфортабельные и хорошо удерживают спину. От полезного оборудования ради экономии килограммов не отказались, поэтому предусмотрен электропривод с обилием регулировок. За доплату доступны более совершенные сиденья от Recaro. Их каркас изготовлен из углеволокна, поэтому масса на 17 кг меньше. Они жесткие, как в гоночном автомобиле, а посадка заметно ниже, чем в V8 Vantage. Угол наклона рулевой колонки несколько уменьшили – теперь легче дотянуться к рулю, и обзор стал получше. Доработали приборную панель. Показания спидометра и тахометра четкие. Помимо того, они дублируются в электронном виде на небольших экранах внутри циферблатов. Центральная консоль покрыта черным лаком, отчего выглядит более роскошно. Переключатели аудиосистемы и климат-контроля позаимствовали у более дорогого купе DBS. Наряду с ними установлены элегантные часы. Предусмотрена также навигационная система с выдвижным монитором и жестким диском на 30 Гб.
Притаившийся под капотом 6,0-литровый V12 недалеко ушел от гоночного двигателя, который обеспечил Aston Martin первое место в своем классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Его мощность достигает 517 л. с. при 6500 об/мин, а мотор легко раскручивается и до 7000 об/мин. Максимальный крутящий момент также немаленький – 570 Н·м при 5750 об/мин. Поначалу мотор кажется относительно спокойным. Естественно, он демонстрирует всю свою мощь и обеспечивает уверенный разгон. Педаль акселератора весьма длинноходная, и усилие на ней легко дозировать. Однако первое впечатление обманчиво. По-настоящему нрав V12 проявляется после нажатия кнопки Sport. Электронная «узда» исчезает, и двигатель демонстрирует весь свой ураганный потенциал. Акселератор становится отзывчивым: даже легкое нажатие на него ощутимо – автомобиль срывается с места и начинает стремительно набирать скорость. Водителя и пассажира буквально вдавливает в спинки кресел. V12 Vantage разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с. А после 3000 об/мин становится слышен неудержимый рев мотора. Если найти подходящий отрезок прямой дороги, то автомобиль быстро достигнет 250 км/ч. Но это – далеко не предел, так как он способен развить 306 км/ч. Единственная доступная трансмиссия – 6-ступенчатая механическая. Передачи переключаются быстро и четко. А педаль сцепления на удивление легкая. Однако рычаг расположен так, что людям высокого роста придется к нему тянуться.
Двигатель V12 Vantage повлиял на распределение веса по осям. Оно все-таки изменилось – 51% массы приходится на передние колеса. «Нос» Aston Martin стал тяжелее, что должно было в некоторой мере сказаться на управляемости. Тем не менее недостаточная поворачиваемость не ощутима вообще – о ней можно забыть. Купе входит в поворот с превосходной точностью. Руль тяжелый и резкий, а автомобиль мгновенно отзывается на его поворот. Покрышки Pirelli отлично держат дорогу. В спортивном режиме track mode система стабилизации DSC вмешивается поздно и дает возможность немного пошалить. А для любителей особо острых ощущений предусмотрена функция ее полного отключения. Однако даже в этом случае курсовая устойчивость на высоте – задняя ось не срывается в занос.
Серьезное вмешательство претерпела подвеска. Пружины сделали жестче на 45%, передние стабилизаторы поперечной устойчивости – на 15%, а задние – на 75%. Дорожный просвет уменьшили на 15 мм. После этого о кренах кузова можно забыть, автомобиль прекрасно справляется со скоростными поворотами. Боковое ускорение достигает 1,3g. В то же время инженерам удалось добиться баланса между комфортом и управляемостью. Купе остается весьма удобным для повседневного использования и сохраняет плавность езды, присущую Aston Martin. У V12 Vantage карбоново-керамические диски диаметром 398 мм спереди и 360 мм сзади. Они не только снижают неподрессоренные массы на 12,5 кг, но и обеспечивают резкое и молниеносное замедление. Однако при езде по гоночному треку сначала необходимо хорошенько прогреть их до рабочей температуры. Стандартных V8 Vantage ежегодно выпускают примерно по 3000 штук.
С 2005 года по миру разъехались 10 000 этих автомобилей. Вариант с V12 будет более эксклюзивным – таких купе ожидается не более тысячи. Производство начинается уже нынешним летом. Ориентировочная цена Aston Martin V12 Vantage – около 167 тыс. евро, то есть он будет стоить в полтора раза дороже, чем модель с V8.