Америка славится своими мощными спортивными моделями с огромными двигателями под капотом, которые традиционно называют muscle cars («мускулистые автомобили»). Их расцвет пришелся на 60-е годы, но топливный и экономический кризисы практически уничтожили такой класс машин. С 90-х этот класс постепенно начал возрождаться, а у истоков нового поколения muscle cars стоял знаменитый Dodge Viper. Однако теперь эта легенда уходит: с 31 августа культовую модель снимают с производства.
На логотипе Dodge Viper изображена гадюка
Идея создания Dodge Viper родилась у президента Chrysler Group Боба Лутца. Он посчитал, что концерн нуждается в имиджевой флагманской спортивной модели и в 1988 году поручил начать ее разработку. К созданию автомобиля решили привлечь легендарного американского гонщика и конструктора Кэрролла Шелби. Он прославился в 60-х годах, как создатель культовых Ford Shelby Cobra и доработанных Ford Mustang. Боб Лутц видел в новой модели своеобразного духовного преемника Cobra.
Прототип Dodge Viper, 1989 год
Первый прототип увидел мир в 1989 году и сразу сотворил фурор. Это был широкий и низкий 4,5-метровый кабриолет с длинным капотом, сдвинутым назад салоном и широкой «пастью» радиаторной решетки. Выхлопные трубы были установлены прямо на порогах кузова. Громким было и имя – Dodge Viper («гадюка»). А на вместо традиционного логотипа Dodge спереди и сзади красовались значки в виде змеи. Это подчеркивало своеобразное родство с Ford Shelby Cobra. Салон отличался довольно-таки спартанским стилем. Внутри бросались в глаза дополнительные приборы на центральной консоли и широкий трансмиссионный тоннель. В общем, концепт-кар стал настоящим воплощением мощи.
Первый серийный Dodge Viper RT10 1992 года
Но как раз мощности автомобилю поначалу и не хватало. Его планировали оснастить проверенным 5,9-литровым V8, но даже после основательной модернизации он развивал не более 300 л. с. И тогда в Dodge обратили взоры на громадный 8,0-литровый V10 от пикапов Ram и Dakota – самый большой мотор, который на то время устанавливали на легковой автомобиль. Доводку его поручили специалистам Lamborghini, ведь итальянская марка на то время принадлежала концерну Chrysler. В результате, мощность двигателя достигла приличных 400 л. с., а максимальный крутящий момент – внушительных 630 Н∙м. С 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач Viper разгонялся до 100 км/ч за 4,8 с и развивал 265 км/ч.
Кэрролл Шелби — отец Dodge Viper
Серийный Viper R/T10 практически не отличался от концепта. Даже кузовные панели решили оставить стеклопластиковыми, а вместо дверных ручек сохранили кнопки. Разве что добавили съемную жесткую крышу. Летом 1991 года, еще до начала производства, Viper удостоился чести стать машиной безопасности в самой известной американской гонке «Инди-500».
Огромный 8,0-литровый V10 позаимствовали у пикапа Dodge Ram
Сборка же стартовала в январе 1992 года. Учитывая, что кабриолеты собирали вручную, цена была не такой уж и высокой – 50 тыс. долларов. Поэтому спрос был высоким, тем более, что ежегодно выпускали чуть более тысячи Dodge Viper. Интересно, что в Европе модель продавали под маркой Chrysler. Однако, далеко не каждый мог совладать со столь мощным зверем, у которого не было ни системы контроля сцепления, ни даже антиблокировочной системы тормозов ABS. Впрочем, Viper и позиционировали, как автомобиль для умелого водителя.
Салон отличался спартанским стилем
В 1996 году Viper немного обновили. С боковин исчезли выхлопные трубы, что позволило снизить массу на 30 кг (до 1460 кг). Освежили салон и добавили две подушки безопасности. Мощность двигателя кабриолета выросла до 415 л. с. Но главным новшеством стало появление купе Dodge Viper GTS. Оно было не только более обтекаемым, но и получило 450-сильный вариант мотора. Поэтому динамика у него была лучше: 4,5 с до 100 км/ч и максимальные 298 км/ч. Расширение линейки положительно сказалось на продажах и в 1998 году с конвейера сошел 10-тысячный Viper.
Купе Dodge Viper GTS появилось в 1996 году
Премьера купе позволила специалистам Dodge заняться разработкой гоночной модификации GTS-R. Ее масса была снижена до 1150 кг, а мощность V10 выросла до 620 л. с. Автомобиль стал настоящей грозой в гонках. Он пять раз (в 1997, 1998, 1999, 2001 и 2002 годах) выигрывал чемпионат мира FIA GT, побеждал в 24-часовых гонках на автодромах Нюрбургринг (в 1999, 2001 и 2002 годах) и Дайтона (в 2000 г.). В легендарном Ле-Мане Viper GTS-R трижды (в 1998-2000 гг.) занимал первое место в своем классе GT2.
Гоночный Dodge Viper GTS-R, 1996 год
Автомобиль постоянно модернизировали. Так, в 1999 году появился облегченный вариант ACR с 460-сильным мотором и спортивной подвеской. С 2001 года Viper наконец стали оснащать ABS, также стали доступны круиз-контроль и подогрев сидений.
Dodge Viper SRT-10 2003 года — второе поколение модели
Второе поколение Dodge Viper увидело мир в 2003 году. Оно сохранило знакомый дизайн, хотя во внешнем виде стало больше граней. Вернулись и характерные выхлопные трубы по бокам. Материалы внутренней отделки были улучшены, а среди стандартного и дополнительного оборудования появились климат-контроль, датчики освещения и дождя. Объем двигателя вырос до 8,3 л: поначалу он развивал 500 л. с., а с 2008 года – 600 л. с. При этом антипробуксовочная система на Viper так и не появилась! Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 3,5 с и развивал 325 км/ч. Цена выросла до 83 тыс. долларов.
Dodge Viper 2008 года получил 600-сильный мотор
Ограниченной серией была выпущена и облегченная модификация ACR, причем она установила рекорд круга для серийных машин на автодроме Нюрбургринг, оставив позади более дорогие и эксклюзивные Ferrari, Lamborghini и Porsche.
Трековый Dodge Viper ACR 2008 года
Интересно, что на базе Dodge Viper ACR в кузовном ателье Zagato создали эксклюзивный Alfa Romeo TZ3. А в Британии он стал основой для мелкосерийного купе Bristol Fighter.
Alfa Romeo TZ3 — итальянская сестра Viper
В 2012 году эстафету принял Viper третьей генерации, который решили выпускать под отдельной маркой SRT. Интересно, что в его разработке снова приняли участие итальянские инженеры, но уже не из Lamborghini, а из Ferrari. Оно и неудивительно, ведь после слияния концернов Chrysler и Fiat это дружественная компания для американцев. Автомобиль остается столь же броским и ярким, а в его конструкции применены легкие углеволокно и магниевые сплавы. Салон стал более роскошным, с более качественной кожей, цифровой приборной панелью и дисплеем мультимедийной системы. V10 объемом 8,4 л развивает 640 л. с. и позволяет достичь 330 км/ч. Купе стало лучше в управлении и таки обрело системы стабилизации и контроля сцепления. Но при этом его цена осталась очень даже привлекательной – 90 тыс. долларов. Снова появился и трековый вариант ACR, а вот от кабриолета отказались.
Dodge SRT Viper третьего поколения, 2012 год
Однако в последние годы спрос на «прожорливый» и сложный в управлении автомобиль существенно снизился. Сказалось также отсутствие автоматической или роботизированной трансмиссии даже за доплату. В 2016 году продали всего 630 машин. А с 2017 года в США вступают в силу новые требования по безопасности, заставляющие оснащать все новые автомобили надувными «занавесками». Конструкция крыши Viper не позволяет это сделать и это окончательно поставило крест на модели.
SRT Viper ACR 2016 года
За 25 лет выпущено свыше 32 тыс. Dodge Viper, что неплохо для чистокровной спортивной модели. Это дает все основания надеяться, что в будущем легендарный muscle car все же будет возрожден.
Гоночный SRT Viper GTS-R 2016 года