Спортивные автомобили мощные, быстрые, интересные в управлении, однако не всегда практичные. Далеко не все они хорошо приспособлены для повседневного использования. Вот почему со временем конструкторы начали искать им альтернативу. В 70-х годах родилась идея «горячего» хетчбэка – спортивной версии стандартной модели С-класса. Первыми в этом сегменте добилась успеха марка Volkswagen с моделью Golf GTI. Теперь родоначальник класса «горячих» хетчбэков отмечает свой 40-летний юбилей.
Первый Volkswagen Golf GTI 1976 года
Справедливости ради следует отметить, что первый «горячий» хетчбэк создали итальянцы – это был Autobianchi A112 Abarth. Он получился провальным, но в Volkswagen взялись развить эту концепцию. Инженеры из Вольфсбурга разрабатывали проект с кодовым названием Sport Golf в тайне. Когда они наконец рассказали о своей идее, то руководству концерна решило выпустить Sport Golf ограниченной серией в 5000 машин исключительно для Германии. Именно в таком образе его представили на Франкфуртском автосалоне 1975 года под названием Volkswagen Golf GTI.
Изначально модификацию планировали только для Германии
Спортивное рулевое колесо и клетчатые кресла — классические черты Golf GTI
С виду Golf GTI не слишком отличался от стандартной модели. Можно было заметить разве что передний спойлер, расширенные колесные арки да красный молдинг на решетке радиатора. В салоне установили спортивное рулевое колесо, сиденья Recaro декорировали оригинальной клетчатой тканью, а ручку рычага трансмиссии выполнили в виде шара для гольфа. За доплату был доступен кондиционер. Переднеприводной хетчбэк оснастили 1,6-литровым четырехцилиндровым 8-клапанным двигателем с впрыском топлива мощностью 110 л. с. Казалось бы, немного даже по мерах 70-х годов, но масса автомобиля составляла всего 810 кг. Поэтому с 4-ступенчатой механического коробкой переключения передач он разгонялся до 100 км/ч за 9 с и развивал 182 км/ч. Перенастроенное шасси обеспечивало хорошую управляемость и завидную маневренность. К тому же, расход топлива был небольшим – 8,2 л/100 км в смешанном цикле.
Volkswagen Golf GTI 1983 года получил 1,8-литровый двигатель
Volkswagen Golf II GTI 1984 года
Новинка поступила в продажу с июня 1976 года и сразу стала популярной. Уровень продаж заставил руководство Volkswagen пересмотреть стратегию. Golf GTI представили в других европейских странах и даже начали экспортировать в США.
Дизельный Volkswagen Golf GTD 1985 года
Конкуренты увидели этот успех и представили свои заряженные хетчбэки. Появились Ford Escort XR3, Opel Kadett GTE, Renault 5 Alpine. Таким образом сформировался целый класс, который назвали «горячими» хетчбэками. Но и Golf GTI не стоял на месте. К трехдверному хетчбэку со временем присоединился пятидверный. В 1981 году появилась ограниченная 16-клапанная 135-сильная версия, а два года спустя представили 1,8-литровый 112-сильный двигатель – пусть не столь мощный, зато более тяговитый. Подготовили и 5-ступенчатую механическую трансмиссию.
Volkswagen Golf Rallye 1989 года
Volkswagen Golf III GTI 1992 года
В 1983 году появилось второе поколение Volkswagen Golf и практически сразу показали новый GTI. Он стал солиднее на вид, салон сделали качественнее, а вот 1,8-литровый двигатель остался без изменений. Но уже в 1986 году представили 16-клапанную 140-сильную модификацию, способную достичь 100 км/ч за 8 с и развить 208 км/ч. Еще быстрее получился Golf GTI G60 с компрессорной версией двигателя, развивавшей 160 или 210 л. с. – 230 км/ч. На его основе, кстати, создали полноприводной Golf Rallye. Интересно, что наряду с хетчбэком наладили выпуск родственного седана Jetta GTI. Презентовали еще и Golf GTD с 1,6-литровым 82-сильным турбодизелем. Список опций пополнили электростеклоподъемники, гидроусилитель руля, люк в крыше и антиблокировочная система тормозов ABS. Второй Golf GTI оказался даже популярнее предшественника: за один только 1989 год продали свыше 17 тыс. автомобилей.
Volkswagen Golf IV GTI, 2001 год
Volkswagen Golf GTI 25th Anniversary 2001 года
На Volkswagen Golf III GTI дебютировал двигатель объемом 2,0 л. В 8-клапанном исполнении он развивал 115 л. с., а в 16-клапанном – 150 л. с. Golf GTD получил 1,9-литровый турбодизель мощностью 110 л. с. Сам хетчбэк стал крупнее и более обтекаемым.
Volkswagen Golf V GTI 2004 года
Golf IV GTI не слишком изменился внешне по сравнению с предшественником, зато выбор двигателей был широк, как никогда. Помимо 2,0-литровой 115-сильной «четверки» предложили 1,8-литровые пятицилиндровые моторы, развивавшие 125 л. с. в атмосферном исполнении и 150 либо 180 л. с. – с турбонаддувом. Самый мощный вариант (его подготовили к 25-летию GTI) разгонялся до 100 км/ч за 7,9 с и достигал 222 км/ч. Кроме того, этот хетчбэк отличался аэродинамическим обвесом, улучшенными тормозами и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Мощность турбодизельного Golf GTD увеличили до 150 л. с. Климат-контроль, боковые подушки безопасности и система стабилизации ESP пополнили перечень доступных для Golf GTI опций, а ABS и кондиционер стали стандартным оборудованием. Особого упоминания заслуживает полноприводной старший брат GTI – Golf R32 с 3,2-литровым 240-сильным V6.
Volkswagen Studie Golf GTI W12 2007 года
Volkswagen Golf VI GTI 2009 года
Возвращение к истокам обозначил Golf V GTI. Красная вставка на решетке радиатора, колесные диски в виде телефонного барабана и клетчатые сиденья Recaro были призваны показать преемственность поколений GTI. А вот техническая «начинка» была полностью новой. Турбомотор объемом 2,0 л развивал 200 л. с., а за доплату впервые предложили трансмиссию с двумя сцеплениями DSG. Она обеспечила динамику даже лучше, чем с «механикой» — 6,9 с до 100 км/ч и максимальные 233 км/ч. К 30-летию GTI в 2006 году показали 230-сильную модификацию Edition 30, а GTD получил новый 2,0-литровый турбодизель мощностью 170 л. с. Во всех вариантах базовую комплектацию расширили ESP, датчик дождя и подогрев сидений. Особняком стоит концептуальный GTI W12 650 с 12-цилиндровым 650-сильным двигателем от Bentley Continental GT и полным приводом. Такой хетчбэк способен разогнаться до 100 км/ч за 3,7 с и развить 325 км/ч.
Volkswagen Golf GTI Cabrio, 2012 год
Volkswagen Golf VII GTI 2013 года
Volkswagen Golf VI GTI сохранил двигатель предшественника, но в 210-сильном исполнении, а у GTD мощность осталась прежней. Палитру моделей расширил кабриолет. Сейчас в производстве – уже седьмое поколение Golf GTI. Новая платформа позволила существенно облегчить хетчбэк. Его 2,0-литровый турбомотор предложен в вариантах на 220 и 230 л. с., а управляемость улучшил электронный дифференциал повышенного трения. Даже стандартный GTI нельзя назвать медленным – 6,5 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. А ведь есть еще специальные версии, выпущенные недавно к 40-летию модели – 290-сильный Clubsport и 310-сильный двухместный Clubsport S. Последний установил рекордное время автодрома Нюрбургринг для серийных переднеприводных автомобилей. Остается в строю и экономичный Golf GTD со 184-сильным турбодизелем, можно выбрать и полноприводной Golf R.
Volkswagen Golf GTI Clubsport S побил рекорд времени Нюрбургринга для переднеприводных автомобилей
За четыре десятилетия выпущено почти 2 миллиона Volkswagen Golf GTI, что является отличным результатом для спортивного автомобиля. С каждым годом Golf GTI становится мощнее и быстрее, но при этом остается практичным и верным традициям, заложенным самой первой моделью 1976 года.