Ранние легковые автомобили, такие, как первый Benz Patent-Motorwagen, были оснащены одноцилиндровыми двигателями. Поначалу увеличение мощности шло путем наращивания рабочего объема, но со временем появились и многоцилиндровые двигатели. Они не только позволяли добиться большей мощности, но и обеспечивали плавность работы. Со временем среди автопроизводителей моделей высшего класса началось настоящее соревнование – кто создаст мотор с большим количеством цилиндров. Вскоре их число достигло четырех, шести, а затем – и восьми. Эталонными даже в наши дни считаются двенадцатицилиндровые двигатели. Не каждый автопроизводитель способен их выпускать. В это сложно поверить, но первый V12 создали сто лет назад. Установили его на Packard Twin Six.
Идея создать уникальный двигатель V12 принадлежала главе совета директоров Packard Генри Джою. Он увлекался масштабными проектами – например, начал акцию по сбору денег на строительство трансконтинентального шоссе через всю Америку. Генри Джой решил, что Packard нуждается в высокотехнологичной имиджевой модели. На то время в линейке марки были преимущественно шестицилиндровые двигатели. Инженеры предложили соединить две рядные «шестерки» под углом в 60 градусов и с общим коленвалом в мотор V12.
Первый Packard Twin Six, 1916 год
Двигатель, трансмиссия и сцепление составляли единый блок
Разработка мотора начались в 1912 году и длились почти четыре года. Результатом стало появление в 1916 году огромного 7,0-литрового V12 с блоком цилиндров из алюминиевых сплавов, развивавшего 88 л. с. при низких 3000 об/мин. Он не только разгонял Packard до приличных на то время 130 км/ч, но и отличался невиданной тишиной и плавностью. Например, монета, поставленная на блок цилиндров «на ребро», не падала. Двигатель, 3-ступенчатая механическая коробка переключения передач и сцепление составляли собой единый блок, что тогда было редкостью.
Лимузин Packard Twin Six Town Car 1916 года
Маршрутное такси Packard Twin Six Special Commuter Bus
Революционным двигателем оснастили полностью новую флагманскую модель. Над ее названием долго не думали: в переводе с английского Twin Six значит «две «шестерки». Естественно, подобный автомобиль оказался недешевым: при цене в 2700-3700-долларов он стоил, как 3-5 бюджетных Ford T. Тем не менее, зажиточные автолюбители оценили модель и за первый год было продано 7746 машин. На выбор предложили самые различные кузова в нескольких вариантах колесной базы – от двухместного кабриолета до семиместного лимузина, а желающие выделиться могли обратиться в ателье дизайна за эксклюзивным кузовом. Мелкими сериями на базе Packard Twin Six выпускали даже подобие маршрутного такси. А для царя Николая II в ателье «Кегресс» стандартный фаэтон поставили на гусеничную тягу.
Гусеничный Packard Twin Six, созданный для царя Николая II
Конструкция двигателя осталась настолько удачной, что им очень быстро заинтересовалась армия. Он лег в основу авиационного мотора Liberty L-12, развивавшего до 400 л. с. Кроме того, V12 помог побить несколько рекордов. Так, в 1919 году известный гонщик Ральф Де Пальма установил мировой рекорд скорости – разогнал доработанный Packard Twin Six до 240 км/ч на пляже во Флориде. А три года спустя гоночный катер с этим мотором развил 196 км/ч.
Доработанный Packard Twin Six Racer установил в 1919 году рекорд скорости – 240 км/ч
Постепенно усовершенствовали и стандартный V12. Со временем его мощность повысили до 95 л. с. Packard Twin Six находился в производстве до 1923 года и за это время удалось собрать свыше 34 тыс. машин. Затем было решено прекратить выпуск модели. Однако, вскоре руководство Packard пожалело об этом, ведь подобные модели появились у конкурентов – Cadillac и Lincoln. Вскоре Cadillac еще и уникальный V16 представил. Поэтому с конца 20-х годов инженеры Packard в спешке взялись разрабатывать V12.
Packard Twin Six второго поколения появился в 1932 году
Фаэтон Packard Twin Six с кузовом Dietrich, 1932 год
Новый двигатель получился очень неплохим. При почти таком же объеме, как у предшественника (7,3 л), он развивал почти вдвое большую мощность – 160 л. с. А крутящий момент достиг внушительных 436 Н∙м. Интересно, что поначалу мотор планировали установить на революционную переднеприводную модель, но затем от этой идеи отказались.
В 1933 году модель переименовали в Packard Twelve
Фаэтон Packard Twelve от LeBaron 1934 года
Второе поколение Packard Twin Six представили в 1932 году. Автомобили привлекли внимание публики ярким современным дизайном. На выбор предложили сразу 11 различных кузовов от модных в те времена ателье Dietrich, Fleetwood и LeBaron и два варианта колесной базы. Особенно популярными были фаэтоны с двумя лобовыми стеклами. Характеристики также впечатляли: максимальная скорость превысила 160 км/ч.
Аэродинамическое купе Packard Twelve 1934 года
Кабриолет Packard Twelve Boattail Speedster принадлежал актеру Кларку Гейблу
Однако, время для дебюта было выбрано не совсем удачное. Сначала США, а затем и весь мир погрузились в экономический кризис. Великая депрессия существенно сократила количество толстосумов и спрос на дорогие Packard уменьшился. За год удалось собрать лишь 550 Twin Six.
Packard Twevle Dietrich Coupe Roadtser 1934 года
Packard Twevle Convertible Sedan 1935 года
Стремясь хоть как-то нарастить объемы продаж в Packard решили переименовать новую модель в Twelve («двенадцать» в переводе с английского). Заодно была улучшили шумоизоляцию и добавили новые кузовные версии. Особенно стремительно выглядели обтекаемое купе и кабриолет с зауженной задней частью Boattail Speedster. Последний, кстати, оказался в гараже звезды «Унесенных ветром» Кларка Гейбла. Актер не пожалел за него 18 тыс. долларов, то есть свыше 200 тыс. по современному курсу. Интересно, что партию Packard Twelve закупило и советское правительство. А один бронированный лимузин стал подарком президента США Франклина Делано Рузвельта Иосифу Сталину. Еще один защищенный Twelve использовал президент Мексики Лазаро Карденасу дель Рио.
Бронированный Packard Twelve президента Мексики
Packard Twelve Coupe 1936 года
Как только экономическая депрессия прошла, объемы производства Twelve сразу начали расти. Модель обновляли практически каждый год. На смену угловатому дизайну пришли новомодные обтекаемые формы – плавные линии и раздутые крылья. Постепенно объем двигателя был увеличен до 7,7 л, а мощность выросла до 175 л. с. Динамика, впрочем, осталась на прежнем уровне, ведь автомобили стали больше и тяжелее. Зато доработанные подвеска и рулевое управление, а также усилитель тормозов, улучшили комфорт езды и управляемость. В таком виде автомобиль продержался на конвейере до 1939 года. В общей сложности было выпущено свыше 35 тыс. Twelve. На смену ему пришел восьмицилиндровый Packard Super Eight – пусть не настолько эксклюзивный, но более доступный.
Packard Twevle Club Sedan, 1937 год
Packard Twelve Convertible Victoria 1937 года
Packard Twin Six и Twelve стали воплощением технического прогресса на заре автомобилестроения. Благодаря им двигатель V12 и поныне считается символом роскоши и мощи. А марка Packard благодаря V12 обрела известность и вошла в элиту мировых автопроизводителей.