Правду говорят: настоящая женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. А еще она увлекается столь сложным видом спорта, гонками, где соревнуется наравне с мужчинами. Известные гонщицы Мишель Мутон и Юта Кляйншмидт уже давно доказали, что ралли вполне под силу прекрасному полу. Подтверждает это и наша гостья – очаровательная Инесса Тушканова, которой по плечу и ралли, и кольцевые мотогонки. На спортивной трассе она чувствует себя как рыба в воде. По пути на тренировочные заезды перед началом чемпионата Украины Инесса согласилась ответить на наши вопросы.
Инесса, что подтолкнуло Вас к участию в автомобильных соревнованиях?
Машинами увлекаюсь с детства, но в автоспорт пришла случайно. Однажды мой знакомый дал порулить мощным универсалом Subaru Impreza Wagon. Я влюбилась в этот автомобиль с первого взгляда. Тогда у меня еще не было своей машины, но через полгода купила Daewoo Sens. Первые три дня езды были настоящим ужасом, и я уже начала подумывать, что, видно, мне не дано стать умелым водителем. Но спустя два месяца, мне с подружкой Татьяной Чабан друг предложил принять участие в любительском ралли. На мое возражение, что я не очень умею водить машину, он ответил: «А я тебя научу». И затем на протяжении двух недель в Феофании мы тренировались, отрабатывали слалом. Первую гонку отъездили удачно, хотя поначалу давалось все тяжело – я уже, было, зареклась, что ни за что больше не приму участие в соревнованиях. Но правду говорят: никогда не говори «никогда»: через какое-то время напрочь забыла о своем обещании и уже по результатам 2006 года выиграла бронзовые медали.
Годом позже мой товарищ продал мне Impreza Wagon, и на техобслуживание машины я попала в боксы известного гонщика (ныне покойного) Андрея Александрова. С тех пор все и началось. Он всячески содействовал мне, и в 2007 году предложил ехать штурманом в экипаже Ивана Германа. С ним мы ездили год. Однако мне всегда хотелось быть за рулем, и через год, насобирав деньги на «боевой» Subaru, стала пилотом. После трагической смерти Андрея Александрова его команда осталась без пилота, и взяла меня под свое крыло. А вскоре я собрала собственную команду.
В каких еще автоспортивных дисциплинах Вам удалось попробовать свои силы?
Параллельно с ралли занималась кольцевыми мотогонками, принимала участие в европейских состязаниях. Но затем из-за недостатка времени пришлось сделать выбор, и я сконцентрировалась на ралли. Также мне приходилось участвовать в кольцевых автогонках. А один раз даже водила грузовой КрАЗ, подготовленный к ралли-марафону Dakar.
Какая гонка оставила у Вас самые яркие воспоминания?
Все гонки по-своему замечательные, после каждой из них остаются незабываемые воспоминания. Скажу, что особенно привлекает меня «Ялта-ралли». В 2008 году мне удалось стать лучшей гонщицей Кубка Восточной Европы. Думаю, Крым вполне может принять этап Чемпионата мира по ралли WRC. Здесь самая лучшая подготовка, а сама гонка – очень сложная. Это единственный асфальтовый этап в чемпионате Украины, но дороги там очень коварные. Если пойдет дождь, то ощущаешь себя горным лыжником – трудно контролировать машину. Многие ассы здесь допускают ошибки.
Хотя ралли в Украине пока не дотягивает до европейского уровня, в последние годы все же наблюдается некоторый прогресс. Наши пилоты ездят за границу, учатся, обретают опыт, полируют умение, но организаторы соревнований не всегда имеют такую возможность. А ведь у нас есть, где проводить соревнования – шикарные горы Карпаты, тот же Крым.
К женскому экипажу, наверное, всегда повышенное внимание?
Мы, гонщики, не делимся по половому признаку! Конечно, спортсмены-мужчины могут нас «подколоть», но взаимопонимание с ними мы находим очень быстро. Как правило, больше внимания обращают на нас пресса и зрители. Моей мечтой всегда было создание женского экипажа, поэтому выступала с Татьяной Чабан.
Что подтолкнуло Вас к выбору Mitsubishi Lancer Evolution IX MR?
У меня «комплект» Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer Evolution IX MR – как дорожные, так и раллийные их версии. Каждый автомобиль хорош по-своему. В этом году соревнуюсь на Mitsubishi. Выбор на него пал отчасти по финансовым соображениям: подготовленный автомобиль стоит примерно на 40 тыс. долларов дешевле. А белоснежный Lancer Evolution IX MR использую для тренировок. Сейчас живу в Москве, в местных пробках просто необходим автомобиль с автоматической трансмиссией, поэтому для повседневного использования есть еще BMW M6. Но на любой машине езжу быстро, будь то Lancer Evolution или Daewoo Sens. В городе стараюсь тратить как можно меньше времени на дорогу, не мешая при этом окружающим.
Гонки, тренировки, тесты – все это занимает немало времени. А как Вы предпочитаете отдыхать?
Я не могу просто лечь на диван перед телевизором или поехать на неделю на море – это не мое. Предпочитаю активный отдых: занимаюсь стрельбой, конной ездой, серфингом. Хотя если сильно устаю после гонок (они выматывают как физически, так и психологически), то хочется расслабиться и почитать интересную книгу по философии. Иногда могу подискутировать со знакомыми о смысле жизни или других проблемах бытия. Уделяю больше времени своему верному другу Гаю – собаке породы кане корсо. Но он и так всегда рядом: путешествует со мной в машине, даже на тренировки и состязания беру его с собой.
Ралли уже давно стало для меня стилем жизни. Я спокойно могу ходить по городу в гоночном комбинезоне и не замечать этого. Конечно, окружающие сразу обращают внимание. Особенно один раз весело было, когда во время любительского соревнования мы с моим штурманом ехали по городу в полной гоночной экипировке, включая шлемы, и собирали удивленные взгляды прохожих и водителей.
Есть ли у Вас мечты?
Хотелось бы собрать целую коллекцию интересных автомобилей. Среди них обязательно будут гоночные машины класса WRC и классические модели раллийной группы В, выступавшие в 80-х годах. Также мечтаю в этом году занять первое место в классе Е12…