В истории Ford было немало знаменитых моделей. Это и первый в мире массовый автомобиль Ford T, и доступный Ford V8 с мощной «восьмеркой» под капотом, и культовый Mustang. В этой плеяде достойное место занимает и знаменитый Ford Thunderbird, празднующий в этом году свой 60-летний юбилей.
История Ford Thunderbird берет свое начало на рубеже 40-50-х годов ХХ века. Совет директоров Ford решил расширить модельный ряд. Причем, наряду с доступными автомобилями постановили создать и более дорогие. Первым из них стал Ford Thunderbird. К его появлению подтолкнули мелкосерийные европейские производители спортивных машин. Поскольку в США уровень жизни был выше, чем послевоенной в Европе, то скоростные Aston Martin, Ferrari, Jaguar, Porsche начали поставлять за океан. Американцам нечего было им противопоставить и они взялись наверстывать упущенное.
Концепт-кар Ford Vega 1953 года — предвестник Thunderbird
Прототип Ford Thunderbird, 1954 год
Первыми с задачей справились в General Motors: в 1953 году представили Chevrolet Corvette. Его появление подстегнуло инженеров Ford и те ускорили работы над его конкурентом. Сначала подготовили прототип Ford Vega, но он оказался слишком спартанским и дорогостоящим в производстве. Генри Форд II поставил задачу разработать новый автомобиль – небольшой двухместный кабриолет с двигателем V8. Однако если Corvette был чистокровным «спортсменом», то его соперник должен был стать более ориентированным на комфорт.
Первый Ford Thunderbird 1955 года
Круглые фонари напоминали сопла ракет
Автомобиль разработали в рекордные строки – менее, чем за год. Уже в августе 1954 года был готов первый прототип, а затем модель сотворила настоящий фурор на Чикагском автосалоне. С 1955 года началось ее производство. Элегантный 4,5-метровый кабриолет назвали Thunderbird, что в переводе с английского означает «буревестник» (так индейцы именовали огромную мифическую птицу). Изображение птицы поместили и на «нос» машины. Она привлекала внимание плавными обводами кузова и обилием хромированных деталей. Круглые фонари напоминали сопла ракет. Базовое оснащение включало радиоприемник и съемный жесткий верх, а среди опций были мягкая тканевая крыша с электроприводом, кондиционер и автоматическая трансмиссия. Новинку оснастили 4,8-литровым V8 мощностью 200 л. с. С ним Ford Thunderbird разгонялся до 100 км/ч за 11 с и развивал 185 км/ч.
Ford Thunderbird 1957 года получил 340-сильный компрессорный V8
Ford Thunderbird второго поколения, 1958 год
Модель сразу добилась успеха: уже за первый год вместо ожидаемых 10 тыс. машин удалось продать свыше 16 тыс. Один из первых кабриолетов приобрела себе кинодива Мэрилин Монро. Интересно, что главный соперник Corvette нашел лишь 700 покупателей. Следующий год был не менее успешным – 15,6 тыс. Thunderbird. Затем автомобиль немного обновили: удлинили заднюю часть и установили новый 5,1-литровый V8. В базовом исполнении мотор развивал 225 л. с., но при желании его можно было дополнить механическим компрессором, что поднимало мощность до 300 или даже 340 л. с. Флагманский Thunderbird легко достигал 100 км/ч за 6 с, а его максимальная скорость составляла 240 км/ч. Результат не заставил себе долго ждать – 21 300 выпущенных кабриолетов.
Ford Thunderbird Convertible 1959 года
Но в Ford не почивали на лаврах и уже в 1958 году представили полностью новый Thunderbird. Наряду с кабриолетом впервые предложили и купе. Они стали более ориентированными на комфорт и заметно выросли – достигли 5,2 м в длину. Масса при этом прибавила около 400 кг. Тем не менее, динамика осталась хорошей благодаря новым V8 – 5,8-литровому 300-сильному и 7,0-литровому 350-сильному. Салон декорировали кожей. Автомобиль стал еще популярнее: в 1960 году, например, произвели почти 93 тыс. Thunderbird, что является отличным результатом для спортивной модели.
В 1961 году Ford Thunderbird стал автомобилем безопасности в гонке 500 миль Индианаполиса
Ford Thunderbird Convertible, 1964 год
Показанный в 1961 году Ford Thunderbird третьего поколения выглядел стремительнее и благодаря заостренному «носу» в профиль напоминал пулю. Начальную комплектацию пополнил усилитель руля, а в перечне дополнительного оборудования появились электроприводы стеклоподъемников и сидений. Новый 6,4-литровый V8 развивал 300 либо 345 л. с. Thunderbird удостоился чести быть автомобилем безопасности в гонке «500 миль Индианаполиса» и открывал парад, посвященный новому президенту Джону Кеннеди. Один кабриолет приобрел себе Элвис Пресли.
Седан Ford Thunderbird 1967 года
Модель 1964 года ознаменовала приход нового граненого стиля. Однако несмотря на внешние отличие, платформа осталась прежней, как и двигатели. Из новшеств следует отметить лишь передние дисковые тормоза. Радикальные перемены пришли в 1967 году. Новый Thunderbird был доступен не только, как купе и кабриолет, но и в четырехдверном исполнении. Это обозначило остаточный переход в премум-сегмент, хотя модель по-прежнему была дешевле, чем Lincoln. Интересно, что у седана двери выполнили распашными. Еще одна деталь – выдвижные фары. Предложили и 7,0-литровый 360-сильный V8 значительно улучшил динамику. Один из кабриолетов отобрали для съемок в фильме о приключениях агента 007 Джеймса Бонда «Голдфингер».
Ford Thunderbird 1974 года получил громадный 7,5-литровый двигатель
С каждым новым поколением Ford Thunderbird продолжал увеличиваться в размерах. Вершиной стала внушительная модель 1972 года длиной 5,7 м. Под капотом установили огромный 7,5-литровый двигатель. Впрочем, из-за новых экологических стандартов его мощность составила всего 220 л. с. Зато в списке опций появились сигнализация, климат-контроль антиблокировочная система тормозов ABS (одна из первых в мире) и даже датчик освещения.
Резкое повышение цен на нефть в середине 70-х годов заставило американцев пересмотреть отношение к большим и «прожорливым» автомобилям. Со временем Thunderbird стал компактнее и легче. Это положительно сказалось на популярности модели: в 1978 году она установила рекорд продаж – 352 тыс. машин. Три года спустя новое поколение впервые получило шестицилиндровый двигатель, а флагманский 4,9-литровый V8 развивал 210 л. с. В целях экономии топлива FordThunderbird 1983 года сделали более обтекаемым и оснастили 2,3-литровой 190-сильной «четверкой» с турбонаддувом. У нее не только «аппетит» был меньше: с ней купе развивало приличную скорость в 230 км/ч.
В 1989 году увидел мир Ford Thunderbird десятого поколения. Купе стало изящнее и легче, а улучшить управляемость были призваны независимая подвеска всех колес и дифференциал повышенного трения. На выбор предложили 3,8-литровый компрессорный V6 мощностью 230 л. с. или 4,6-литровый 205-сильный V8. В таком виде автомобиль выпускали до 1997 года. Он оказался не только долгожителем, но и успешно проявил себя в гонках: в 1992 году помог Алану Кулвики выиграть кузовной чемпионат NASCAR.
В 1992 году Ford Thunderbird выиграл чемпионат NASCAR
Ford Thunderbird 2002 года отличался классическим дизайном
Затем в истории модели наступила пятилетняя пауза, ведь новый Thunderbird представили только в 2002 году. Стилисты решили вернуться к истокам, а потому дизайн получился классическим. С виду автомобиль очень напоминал оригинальную модель 1955 года. Вернулись и круглые фонари, и хромированная решетка радиатора, даже съемный жесткий верх предложили. Новый 4,0-литровый V8 позаимствовали у Jaguar: сначала он развивал 252 л. с., а после модернизации – 280 л. с. Этого хватало, чтобы развивать 240 км/ч. Появился и новый 5-ступенчатый «автомат». Однако, кабриолет получился недешевым и постепенно терял в популярности. Даже появление Thunderbird в новой киноленте об агенте 007 Джеймсе Бонде не помогло. Поэтому руководство Ford в 2005 году приняло решение прекратить производство модели и не создавать новое ее поколение.
Этот Ford Thunderbird принял участие в съемках фильма о Джеймсе Бонде
Ford Thunderbird за полвека на конвейере не раз менял и дизайн, и характеристики. Но всегда оставался имиджевой спортивно-туристической моделью.