BMW M3 известен с 1985 года, он стал одной из первых моделей от подразделения BMW Motorsport. С момента его появления прошло почти три десятилетия и теперь началось производство уже пятого поколения М3. Его дебют сопровождается весьма большими переменами.
Отныне BMW M3 предложен только с кузовом седан, ведь купе и кабриолет выделены в отдельную линейку и носят название М4. Традиционно, внешние изменения не слишком радикальны и носят функциональный характер. Издали автомобиль сложно отличить от обычного BMW 3 Series. М3 сохраняет характерный профиль с длинным капотом, сдвинутым назад салоном и короткими свесами кузова. Фирменная разделенная пополам решетка радиатора сочетается с раскосыми фарами. Но при более детальном осмотре отличия сразу видны. Расширенные колесные арки говорят об увеличенной колее. Огромные воздухозаборники в бампере и «жабры» в передних крыльях призваны охлаждать двигатель и тормоза. На капоте появилась выпуклость, а на порогах – накладки. Стандартные колесные диски – 18-дюймовые, а 19-дюймовые предложены за доплату. Улучшить аэродинамику призваны новые зеркала заднего вида, заостренный спойлер на крышке багажника и диффузор (он оптимизирует прохождение воздуха под днищем). Из бампера выглядывают четыре выхлопных трубы.
Седан примерно на 80 кг легче предшественника (1537 кг) при том, что подрос до 4671 мм в длину при колесной базе в 2812 мм. Его капот и передние крылья выполнены из алюминиевых сплавов, а крыша – карбоновая. Из углеволокна также изготовлены карданный вал и распорка в моторном отсеке, увеличивающая жесткость.
В отделке салона BMW М3 сочетаются кожа и полированный алюминий, а в качестве опции доступны даже карбоновые вставки. На порогах появились металлические накладки. Трехспицевое рулевое колесо – полностью новое. Заменены и приборы: по центру находятся большие спидометр (с экраном бортового компьютера внутри) и тахометр с индикатором экономичной езды. По краям находятся датчики остатка топлива в баке и температуры двигателя. За доплату можно выбрать систему проецирования данных на лобовое стекло.
Широкая центральная панель традиционно повернута к водителю. Сверху из нее выдвигается 6,5-дюймовый дисплей мультимедийной системы. Навигация в меню осуществляется с помощью круглого джойстика. Кнопки блоков аудиосистемы и климат-контроля имеют красную подсветку. Они крупные и рационально упорядочены. Появился и новый рычаг коробки переключения передач.
Специально для BMW М3 разработаны спортивные сиденья с интегрированными подголовниками. Они обладают отличной боковой поддержкой и при этом остаются комфортабельными. Предусмотрены их электропривод регулировок и подогрев.
Новые и задние сиденья. На втором ряду просторнее, чем в предшественнике, ощутимо увеличенное пространство над головой. Но подушка дивана профилирована под два места, поэтому сидящий по центру будет стеснен.
Автомобиль достаточно практичный: предусмотрены вместительный бокс в подлокотнике, отделение в центральной консоли и карманы в дверях. Да и багажник приличный – 480 л.
Оснащение седана весьма богатое: предусмотрены биксеноновые фары, система доступа без ключа, электропакет, двухзонный климат-контроль, CD-проигрыватель, навигационная система. Также установлены 6 подушек безопасности и система стабилизации. В перечне дополнительного оборудования – обогрев рулевого колеса, камеру заднего вида, панорамная крыша, датчики освещения и дождя. Среди опций еще есть адаптивный круиз-контроль с функцией движения в пробках, системы определения усталости водителя, автоматического замедления, слежения за «слепыми» зонами и соблюдения полосы движения.
Новый BMW М3 обозначил возвращение к рядным шестицилиндровым двигателям и впервые в истории модели применен двойной турбонаддув. Благодаря ему с 3,0 л рабочего объема «снимают» 431 л. с. Мотор очень тяговит на малых оборотах, ведь максимальные 550 Н∙м крутящего момента достигаются уже при 1850 об/мин. Они в распоряжении вплоть до 5500 об/мин, поэтому «шестерка» отличается эластичностью. Вместе с тем, она очень отзывчива и легко раскручивается до 7600 об/мин. Конечно, его рык «шестерки» не столь сочный, как у V8 предшественника, но его улучшили с помощью технологии Active Sound Design, синтезирующей звук мотора через динамики аудиосистемы. Кроме того, предусмотрен перепускной клапан, открывающийся в выхлопной системе на высоких оборотах.
Механическая 6-ступенчатая коробка переключения передач отличается точностью работы. Альтернатива – 7-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями DCT, отличающаяся быстротой работы. Она дополнена технологией помощи при старте (Launch control), поэтому динамика с ней лучше – 4,1 с до 100 км/ч против 4,3. Максимальная скорость у обеих версий ограничена на отметке в 250 км/ч, хотя за доплату порог можно поднять до 280 км/ч. DCT также делает купе экономичнее – 11,1 л/100 км в городском цикле и 6,7 л/100 км – в загородном. Это примерно на 25% меньше, чем у предыдущего BMW М3. Выхлоп соответствует экологическим нормам Евро-6. DCT также дополнена функцией Smokey Burnout, позволяющей контролировать уровень дыма из колес для яркой пробуксовки.
Уменьшенная масса, расширенная колея и пониженный центр тяжести способствуют улучшению управляемости. Благодаря электронному дифференциалу повышенного трения поворачиваемость купе близка к нейтральной. Покрышки размером 255/40 ZR18 спереди и 275/40 ZR18 сзади обеспечивают хорошее сцепление с дорогой. Седан остается легко контролируем даже с отключенной системой стабилизации, хотя добиться заноса задней оси в этом случае все же можно. Рулевое управление BMW М3 впервые получило электроусилитель, который на удивление хорошо настроен. Оно точное и информативное. Отныне в качестве опций предложены адаптивные амортизаторы и технология настройки шасси. В комфортном режиме автомобиль по поведению мало чем отличается от обычного 3 Series. Если же перевести переключатель в положение Sport или Sport+, то подвеска становится жестче, руль – острее, а педаль акселератора – чувствительнее. Стандартные тормоза обеспечивают неплохое замедление, а в за доплату теперь доступны карбоново-керамические диски.
BMW M3 уже поступил в продажу. В Европе цены начинаются с отметки в 71 500 евро.
Технические характеристики BMW M3
Тип кузова седан
Количество дверей/мест, шт. 4/5
Снаряженная масса, кг 1537
Длина/ширина/высота, мм 4671/1877/1424
Колесная база, мм 2812
Колея передняя/задняя, мм 1579/1603
Клиренс (дорожный просвет), мм 120
Объем багажника мин/макс, л 480
Диаметр разворота, м 11,8
Двигатель
Рабочий объем, см3 2979
Тип бензиновый, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно
Расположение и число цилиндров В ряд, 6
Количество клапанов/распредвалов, шт. 24/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 431 при 5500
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 550 при 1850-5500
Топливо/емкость бака, л Аи-98/60
Трансмиссия
Тип привода задний
Коробка передач 6-ст. механическая, 7-ст. роботизированная, с двумя сцеплениями
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые, вентилируемые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, ESP, ASR
Количество подушек безопасности, шт. 6
Размер шин 255/40 ZR18 спереди, 275/40 ZR18 сзади
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 4,3 (4,1)*
Максимальная скорость, км/ч 280 (280)
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 12,0 (11,1)
загородный цикл 6,9 (6,7)
смешанный цикл 8,8 (8,3)
Стоимость автомобиля в Европе, евро 71 500 – 82 000
Первое ТО, км 20 000
Периодичность ТО, км 20 000
*В скобках – данные для версий с трансмиссией с двумя сцеплениями