Великобритания прославилась не только своими крупными автомобильными компаниями (вроде Jaguar, Austin, Mini, Rolls-Royce), но и небольшими предприятиями, собирающими машины мелкими сериями – Austin Healey, Triumph, TVR. Впрочем некоторым из них удалось пройти сложный путь и превратиться в автомобильных гигантов. К последним можно отнести и марку MG, празднующую в этом году свое 90-летие.
Компания MG начиналась, как небольшая мастерская, где ремонтировали и модернизировали автомобили Morris. Собственно, ее название и расшифровывается, как Morris Garages («гаражи для Morris»). Основал ее инженер Сесил Кимбер при поддержке промышленника Уильяма Морриса. Постепенно бизнес разрастался и с 1924 года Кимбер и Моррис решили переориентироваться на выпуск автомобилей. Первый MG 14/28 использовал агрегаты Morris, но отличался кузовами оригинального дизайна. С 1,5-литровой «четверкой» мощностью 28 л. с. он разгонялся до 105 км/ч. За три года было выпущено около 400 машин, а затем на смену пришел более современный 40-сильный MG 14/40. Он стал более популярным и удалось собрать 700 автомобилей. Параллельно появились и первые гоночные модели – 38-сильный Land’s End Special и 100-сильный 18/100 Tigress.
MG M-Type Midget 1928 года
Настоящим успехом для MG стало «семейство» компактных спортивных автомобилей Midget («коротышка», в переводе с английского). Первый его представитель, 3,4-метровый М-Туре Midget, увидел мир в 1928 году. Его рама была изготовлена из дерева в целях снижения массы и цены. Легкий 500-килограммовый кабриолет с 900-кубовой «четверкой» Morris мощностью 20 л. с. стоил всего 175 фунтов стерлингов (350 долларов). Поэтому неудивительно, что за три года маленькое предприятие собрало свыше 3200 Midget. Интересно, что на одном из них Норманн Блэк в 1931 году даже победил в известной гонке Tourist Trophy. А один из М-Туре превратили в оригинальный скоростной фургон для развозки продуктов.
MG PA Midget Coupe, 1934 год
За М-Туре последовали 27-сильные C-Type, D-Type и J-Type Midget. Эти юркие автомобильчики развивали 100-105 км/ч и отличались неплохой управляемостью. Финальный Р-Туре 1934 года получил 1,0-литровый двигатель мощностью 43 л. с., позволявший достичь 120 км/ч. Наряду с кабриолетом были предложен купе и седан. Общее количество выпущенных Midget превысило 9000. Они стали настолько популярными, что уже в 1930 году был основан первый автоклуб MG.
MG Magnette Airline Coupe 1935 года
Вскоре линейку MG расширили новые модели. Более крупные (3,7 м в длину) MG Magna и Magnette получили шестицилиндровые моторы объемом 1,1 л (39-41 л. с.) и 1,3 л (48-56 л. с.). За доплату предложили механический нагнетатель, поднимавший мощность до 120-150 л. с., а максимальную скорость – до 190 км/ч Раму на этот раз сделали стальной, но масса все равно не превышала 700 кг. Кстати, именно такой компрессорный Magnette принес MG вторую победу в Tourist Trophy в 1934 году. Затем последовали первые места в классе в гонке Mille Miglia и ралли Монте-Карло. Но по-настоящему успешными MG стали в любительских соревнованиях, ведь это были самые доступные спортивные модели.
MG SA 1936 года
Еще более удачным стало второе поколение MG Midget T Series. Первый MG TA представили в 1936 году, а в производстве модель находилась почти два десятилетия. Кабриолет подрос до 3,6 м в длину, а новая 1,3-литровая «четверка» развивала 50 л. с. и позволяла достичь 130 км/ч. Расход топлива составил всего 10,1 л/100 км. Вскоре появились купе и улучшенный 54-сильный вариант ТВ. За три года удалось собрать свыше 3300 машин.
MG WA 1938 года
Наряду с модельный ряд пополнили и автомобили более высокого класса, предложенные с кузовами седан и четырехместный кабриолет. MG VA достигал 4,2 м в длину и оснащался 1,5-литровым 55-сильным двигателем. У 4,9-метрового SA под капотом была уже 2,3-литровая рядная «шестерка» мощностью 80 л. с. А в 1938 году представили флагманский MG WA: 2,5-литровый 95-сильный мотор разгонял его до 150 км/ч. WA не был массовым: всего собрали 369 этих машин тогда, как VA и SA нашли приблизительно по 2500 покупателей.
MG TC 1945 года
Война заставила прекратить производство, но уже в 1945 году заводские цеха снова заработали. Поначалу на конвейер вернули Midget T Series. Слегка модернизированный MG TC стал очень популярным и за пять лет заводские цеха покинули 10 тыс. машин. Еще более успешным получился его наследник MG TD с независимой передней подвеской – 30 тыс. кабриолетов за три года. Львиная часть продукции шла на экспорт в США, где начался настоящий бум на компактные спортивные модели. Финальный MG TF оснастили 1,5-литровым 65-сильным мотором, что подняло максимальную скорость до 137 км/ч. Его выпускали до 1955 года.
MG Magnette 1953 года
Агрегаты MG TС использовали при создании наследника VA – седана Y-Type, представленного в 1947 году. Через шесть лет на смену ему пришел более современный Magnette, использовавший мотор MG TF. Для своего времени он демонстрировал неплохие характеристики – развивал 138 км/ч и расходовал в среднем 11,3 л/100 км. В списке опций появилась полуавтоматическая трансмиссия.
В начале 50-х годов MG, как и вся группа компаний Morris, стала частью концерна British Motor Corporation (ВМС). Новые владельцы сразу взялись за создание наследника Midget T Series. Их результатом стал полностью новый MG A 1955 года. Элегантные обтекаемые купе и кабриолет сразу привлекли всеобщее внимание. Им перешла в наследство 1,5-литровая «четверка» MG TF, но вскоре в версии Twin Cam ее дополнили двумя верхними распредвалами. Это подняло мощность до 108 л. с. и позволило достичь 180 км/ч. Залогом хорошей управляемости стала независимая подвеска всех колес, а со временем MG A получил и дисковые тормоза. Модель получилась очень успешной, ведь за семь лет изготовили 100 тыс. автомобилей, большинство из которых снова экспортировали в США.
В 1959 году показали новый Magnette, построенный на платформе Morris Oxford. Вскоре появился и его младший брат MG 1100 – более мощная версия Austin 1100. Возродили и Midget: кабриолет создали на основе популярного Austin-Healey Sprite. Компактный 3,5-метровый автомобиль получил четырехцилиндровые моторы объемом 1,0-1,5 л и мощностью 46-72 л. с. Даже базовая версия разгонялась до 140 км/ч, а расход топлива составил всего 7 л/100 км. Midget оказался настолько популярным, что оставался на конвейере до 1980 года. За это время в Великобритании и Австралии собрали 226 тыс. машин.
Самой удачной моделью в истории британской марки стал легендарный MG B. Он пришел на смену MG A в 1962 году и в разных версиях существовал вплоть до 1995 года. По миру разъехалось свыше полумиллиона купе и кабриолетов – отличный показатель для спортивной модели. Изящный MG B выглядел привлекательно и современно, да и характеристики были очень неплохими. С базовой 1,8-литровой 95-сильной «четверкой» разгон до 100 км/ч занимал 12,2 с, а максимальная скорость составила 170 км/ч. Впрочем, позже появились и заряженные версии. Так, MG С оснастили 3,0-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 145 л. с., а MG B GT – 3,5-литровым 140-сильным V8, позаимствованным у Rover. Последний вариант легко достигал 200 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 8,3 с. Среди опций были электростеклоподъемники и автоматическая трансмиссия.
MG B был дешевым в обслуживании, а четырехместное купе отличалось практичностью. Управляемость автомобиля также была выше всяких похвал и подтверждение тому – призовые места в ралли Монте-Карло и Targa Florio. Даже самые мощные версии демонстрировали умеренный «аппетит», что помогло модели пережить топливный кризис середины 70-х годов. А вот негативного влияния экономической рецессии избежать не удалось. Концерн ВМС, как и вся британская промышленность, сильно пострадал и затраты на разработку новых моделей сократили. В результате, MG поручили создание спортивных версий массовых Austin Maestro и Metro, Rover Montego. Их оснащали 2,0-литровыми 150-сильными турбомоторами и дорабатывали ходовую.
Особняком стоял экстремальный MG Metro 6R4 1985 года, спроектированный для чемпионата мира по ралли. Его сделали полноприводным и среднемоторным. Турбированный 3,0-литровый V6 развивал 410 л. с. в гоночной версии и 250 л. с. – в дорожной. Команда MG победила в чемпионате Великобритании по ралли, но из-за изменения регламента соревнований Metro 6R4 пришлось преждевременно отправить на «пенсию».
С конца 80-х MG стала частью Rover Group и в ее составе вошла в концерн British Aerospace. Дела компании несколько улучшились. Мелкими сериями начали выпуск модели RV8 – радикально модернизированного MG B со 190-сильной «восьмеркой». Затем в 1995 году на смену ему пришел новый MG F – компактный среднемоторный кабриолет с 1,8-литровым двигателем мощностью 120-160 л. с.
MG ZS 2002 года
В 2000 году была сформирована MG Rover Group. Специалисты MG продолжили доработку различных моделей Rover. Так, Rover 25 – MG ZR, 45 – ZS, а 75 – ZT. Все они получили прибавку в мощности, улучшенные подвеску и рулевое управление. Была даже попытка выпускать купе XPower SV с 4,6-литровым V8 от Ford Mustang, но выпустили всего 80 машин. Однако, так продолжалось недолго: банкротство MG Rover Group в 2005 году привело к остановке конвейера.
MG XPower SV 2003 года
MG 550 2009 года
Впрочем, знаменитая британская марка не исчезла – ее спасли инвесторы из китайского концерна SAIC Motor. Они выкупили завод в Лонгбридже и уже в 2008 году возобновили выпуск кабриолета MG F. Затем последовали и полностью новые модели. Сейчас палитра MG включает хетчбэки В-класса MG 3 MG 5, седан MG 350, модели С-класса MG 6 и MG 550. Они официально доступны и в Украине. В скором будущем линейку расширят. Таким образом, у MG появился шанс возрождения.
MG 3 2013 года