Страницы истории McLaren: полвека побед

Как правило, в «Формуле-1» команды создают либо серьезные автопроизводители (Ferrari, Lotus или Mercedes-Benz, например), либо небольшие специализированные фирмы вроде Red Bull Racing,  Sauber, Force India. Впрочем, последние вполне могут пройти сложный путь и начать выпуск дорожных моделей. К таким компаниям относится и McLaren. Команда прославилась не только благодаря 12 чемпионским титулам в «Формуле-1», но и благодаря скоростным серийным автомобилям. Теперь McLaren празднует свой 50-летний юбилей.

Фото 1McLaren является детищем известного новозеландского гонщика Брюса МакЛарена. Он добился неплохих успехов – например, в 1960 году завоевал второе место в чемпионате «Формула-1». МакЛарену хотелось проектировать собственные автомобили и он начал модернизировать болиды Cooper для австралийской гоночной серии Tasman. Очень быстро Брюс вышел на новый уровень: в конце 1963 года была зарегистрирована компания McLaren Cars, а уже в 1964 году дебютировал ее первенец – спортпрототип McLaren M1А. Обтекаемый кабриолет со стеклопластиковым кузовом получил 4,5-литровый 310-сильный V8 Oldsmobile. М1А неплохо проявил себя в американских гонках Can-Am, потому за год удалось продать 24 машины другим командам.

Фото 2Брюс МакЛарен – основатель и вдохновитель McLaren Cars

На смену McLaren M1A пришли более мощные варианты M1B и M1C с мощными «восьмерками» Chevrolet объемом 5,4 л (500 л. с.) и 6,2 л (550 л. с.). А в 1966 году команда McLaren появилась в «Формуле-1» — для этих целей создали болид М2В. Он оказался не слишком надежным, а вот его наследник М7 стал гораздо успешнее. В 1968 году Брюс МакЛарен за рулем своего детища выиграл Гран-при Бельгии, а Денис Халм победил в Италии и Канаде. В Кубке Констуркторов McLaren занял второе место. Окрашивали болиды в оранжевый цвет – традиционный для гоночных команд из Новой Зеландии.

Фото 3McLaren M1А 1964 года – первенец марки

Фото 4

McLaren M12В 1966 года дебютировал в «Формуле-1»

Пожалуй, не менее успешным стал McLaren M6, спроектированный всего за три месяца. Спортпрототип оснастили 5,9-литровым 525-сильным V8 и 5-ступенчатой механической трансмиссией, а из новшеств следует отметить задний спойлер. М6 оказался непобедимым и выигрывал чемпионат Can-Am пять раз подряд – с 1967 по 1971 год. В команде собралась целая плеяда талантливых пилотов: помимо МакЛарена побеждали Денис Халм и Питер Ревсон.

Фото 5McLaren M1С 1967 года

Фото 6

McLaren M6 выигрывал чемпионат Can-Am в 1967-1971 годах

Благодаря М6 молодая команда McLaren громко о себе заявила и у ее создателя родилась идея создать на его базе автомобиль для чемпионата GT и его серийную версию для дорог общего пользования. Купе M6 GT выглядело очень современно, как для 1969 года: клиновидный профиль, поднимающиеся вверх двери, высота – всего 101 см. А 5,7-литровый 370-сильный мотор от Chevrolet Corvette позволял разгоняться до 100 км/ч за 4,2 с и развивать 290 км/ч. В McLaren собирались выпустить 250 машин, но этим планам помешала трагическая гибель Брюса МакЛарена во время тестов нового спортпрототипа М8.

Фото 7В 1968 году Брюс МакЛарен победил в Гран-при Бельгии на McLaren M7

Фото 8

McLaren M6 GT 1969 года – первая попытка создать дорожную модель

Без своего основателя и идейного вдохновителя компания оказалась на грани исчезновения. Бразды правления принял партнер МакЛарена Тедди Майер. Он решил сконцентрировать все усилия создании болидов с открытыми колесами. Вскоре пришли и первые успехи. В 1972 году 700-сильный McLaren M16 c Марком Донохью за рулем победил в легендарной американской гонке «500 миль Индианаполиса», а в 1974 и 1976 годах этот успех повторил Джонни Резерфорд.

Фото 9McLaren M8, 1971 год

Фото 10

McLaren М16 трижды выигрывал знаменитую гонку «500 миль Индианаполиса»

Впрочем, главной целью по-прежнему оставалась «Формула-1». Победы на этапах шли одна за другой и команда McLaren включилась в борьбу за чемпионство. Особенно удачным стал болид М23. Отличное шасси и современный 3,0-литровый двигатель Ford Cosworth мощностью 465-485 л. с. стали залогом успеха. Тем боле, что за в команде был бразильский асс Эмерсон Фиттипальди – именно он принес в 1974 году первый чемпионский титул и первое место в Кубке Конструкторов. В 1976 году это достижение повторил молодой британец Джеймс Хант: он буквально вырвал победу у звезды Ferrari Ники Лауды. С тех пор соперничество McLaren с Ferrari – особо принципиальное.

moremsportshistoryЭмерсон Фиттипальди принес McLaren первый чемпионский титул в «Формуле-1» в 1974 году

Formula One World Championship

Джеймс Хант – чемпион 1976 года на McLaren M23

Затем у команды последовал спад, ведь новые болиды М26 и М29 оказались не столь хороши, как их предшественник. Настоящим спасителем команды стал талантливый менеджер Рон Деннис, пришедший в 1981 году. Ему удалось привлечь в McLaren Ники Лауду, а его партнером стал молодой француз Ален Прост. К тому же, сменили поставщика двигателей: 1,5-литровый турбированный V6 производства Porsche развивал 800-850 л. с. и обеспечивал отличную динамику. Результат – чемпионство Лауды в 1984 году и два титула Проста (1985 и 1986 годы), а также два Кубка Конструкторов в 1984 и 1985 годах.

Фото 13Ники Лауда – победитель чемпионата «Формула-1» 1984 года за рулем McLaren MP4-2 Porsche

Фото 14

Ален Прост добыл для McLaren чемпионские титулы в 1985, 1986 и 1988 годах

Именно Рон Деннис разглядел талант бразильца Айртона Сены и в 1988 году пригласил его в команду. Тогда же McLaren получил новые моторы Honda, ведь Porsche ушел из «Формулы-1». Связка Прост-Сенна оказалась непобедимой: в 1988-1991 годах они принесли команде четыре титула в общем зачете и столько же Кубков Конструкторов. Благодаря Деннису 80-е годы в «Формуле-1» стали называть эрой McLaren.

Фото 15Айртон Сенн за рулем McLaren Honda MP4-5, 1989 год

Фото 16

Ален Прост и Айртон Сенн – непобедимый дуэт McLaren конца 80-х

Кроме того, Рон Деннис решил-таки воплотить в жизнь идею Брюса МакЛарена и создать дорожную модель. Да непростую, а самую лучшую в мире. Результатом стало появление в 1994 году McLaren F1. Купе было уникально в многом. Технология граунд-эффекта буквально «присасывала» автомобиль к дороге, что позволило отказаться от антикрыла. Салон был выполнен трехместным: водитель сидел по центру, а пассажиры – по бокам. Багажники разместили в боковинах, а двери поднимались вверх. В конструкции широко применили карбон, магний и титан, поэтому масса составила всего 1140 кг. Стенки моторного отсека покрыли шаром золота, ведь этот металл лучше всего отводит тепло. V12 от BMW объемом 6,1 л развивал 627 л. с. и работал вместе с 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Разгон до 100 км/ч занимал всего 3,2 с, а максимальная скорость составила 386 км/ч! То есть, McLaren F1 стал самым быстрым серийным автомобилем в мире и держал этот титул на протяжении 12 лет. Пожалуй, не менее впечатляющей стала и цена – миллион долларов.

Фото 17McLaren F1 1994 года – самый быстрый серийный автомобиль своего времени

Фото 18

В салоне McLaren F1 водитель сидит по центру

Конечно, столь совершенный автомобиль грех не попробовать в гонках. Свои способности F1 показали в 1995 году, когда заняли первое, третье, четвертое и пятое места в знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана», оставив позади мощные спортпрототипы. К тому же, в 1995-1996 годах пилоты McLaren выиграли чемпионат мира в классе GT.

Фото 19McLaren F1 – победитель легендарной 24-часовой гонки в Ле-Мане 1995 года

Всего до 1998 года было выпущено 106 McLaren F1, из которых 78 – дорожные версии, а 28 – гоночные. Лишь пять из них – эксклюзивные 668-сильные McLaren F1 LM, посвященные триумфу в Ле-Мане. Всех их окрасили в любимый цвет Брюса МакЛарена – оранжевый. Среди владельцев McLaren F1 – боксер Майк Тайсон, модельер Ральф Лорен и актер, исполнитель роли Мистера Бина, Роуэн Аткинсон.

Фото 20McLaren F1 LM, 1995 год

В конце 90-х годов команда «Формулы-1» обрела нового поставщика двигателей – Mercedes-Benz. В традициях немецкой марки болиды McLaren были окрашивать в серебристый цвет и получили традиционное название «Серебряные стрелы».  К тому же, Рон Деннис пригласил талантливого конструктора Эдриана Ньюи. В результате, Мика Хаккинен дважды (в 1998 и 1999 годах) стал чемпионом мира.

Фото 21Мика Хаккинен за рулем McLaren-Mercedes стал чемпионом «Формулы-1» в 1998 и 1999 годах

Сотрудничество McLaren с Mercedes-Benz наладили и в разработке дорожных моделей. Его результатом стал спортивно-туристический Mercedes-Benz SLR McLaren. Он был роскошнее предшественника, но и тяжелее – 1768 кг. Поэтому с 626-сильным мотором разгонялся до 335 км/ч и достигал 100 км/ч за 3,7 с.

Фото_22Mercedes-Benz SLR McLaren 2003 года

В 2008 году Льюис Хэмильтон принес команде очередной, уже двенадцатый, чемпионский титул. А два года спустя в линейке McLaren появилось новое купе MP4-12C. Среднемоторный автомобиль оснащен 3,8-литровым 600-сильным V8 с двумя турбинами. Разгон до 100 км/ч у него занимает 3,3 с, а максимальная скорость – 330 км/ч. Кроме того, автомобиль гораздо дешевле двух своих предшественников – 200 тыс. евро. Вскоре появился и вариант с жесткой складывающейся крышей.

Фото_23Льюис Хэмильтон – триумфатор «Формулы-1» в 2008 году

Фото_24

McLaren МР4-12С 2010 года

Идейным наследником McLaren F1 стал новейший P1. Как и знаменитый предшественник, он вобрал в себя новейшие технологии. Он получил активную аэродинамику, а его силовая установка состоит из 727-сильной бензиновой «восьмерки» и 180-сильного электромотора. В результате, Р1 разгоняется до 100 км/ч за 2,8 с и достигает 350 км/ч, но при этом расходует в среднем всего 8,3 л/100 км и способен проехать 10 км на электротяге. Всего планируют собрать лишь 375 таких автомобилей по цене в миллион евро.

Фото_25McLaren МР4-12С Spyder 2012 года

Фото_26

McLaren Р1, 2013 год

За 50 лет фирма McLaren Cars прошла путь от мастерской по сборке спортпрототипов до мощной компании с современными заводскими цехами и испытательным центром. Уровень производства сейчас высок, как никогда, а ведь в планах – новый и более доступный McLaren Р13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *