Послевоенный период – время прорыва японской автомобильной промышленности. Многие компании из Страны Восходящего солнца начинали с производства двухколесной техники – велосипедов, мопедов и мотоциклов, — а уже затем пришли к автомобилям. Ярким примером этого является история марки Honda, которая в этом году празднует полувековой юбилей своей первой четырехколесной модели.
Компания Honda – детище известного японского гонщика и инженера Соичиро Хонды. Он с юных лет увлекался автомобилями и с 16 лет работал механиком в автомастерской. В свободное время Хонда взялся конструировать гоночные машины, а в 1937 году организовал предприятие по выпуску поршневых колец для моделей Toyota. Однако, во время авианалета в 1944 году цеха были разрушены. Соиочиро не опустил руки и в октябре 1946 года основал новую компанию Honda Technical Research Institute. Ее специализацией стали мопеды, а штат составлял всего 12 человек. Три года спустя появился и первый мотоцикл. Вскоре фирма сменила название на Honda Motor Company.
На волне японского экономического чуда предприятие Honda очень быстро стало успешным и постоянно наращивало объемы производства. Оно и неудивительно, жители разрушенной войной страны не могли позволить себе машину и обращали взоры на двухколесную технику. А поскольку продукция Honda отличалась высокими качеством и надежностью, то вскоре ее начали экспортировать. К 1959 году марка Honda стала мировым лидером по выпуску мотоциклов и добилась многих громких побед в соревнованиях.
Первый серийный Honda T360 1963 года
Достигнув небывалых высот, Соичиро Хонда понял, что нужно выходить на новый уровень. А потому нанял 50 инженеров и начал строительство цеха по сборке автомобилей. Первые прототипы были готовы в 1962 году – это были компактные пикап T360 и кабриолет S360. Оба были оснащены 356-кубовым 30-сильным четырехцилиндровым мотоциклетным двигателем, причем с двумя распредвалами в головке блока цилиндров.
Honda RA272 победил на Гран-при Мексики 1965 года
Сначала в производство поступил Honda Т360 – первый пикап сошел с конвейера в августе 1963 года. Простой и неприхотливый он сразу завоевал популярность. Позже появился 38-сильный 530-кубовый вариант Т500. Это же двигатель получил и кабриолет, пошедший в серию под названием S500. Для него мощность подняли до 44 л. с. при высоких 9500 об/мин. Автомобиль весом всего 680 кг развивал 130 км/ч и отличался хорошей управляемостью. За четыре года было собрано свыше 100 тыс. пикапов, а вот S500 стал более редким – 1300 единиц.
В 1964 году увидел мир доработанный 57-сильный Honda S600, а два года спустя появился S800 с 800-кубовой 70-сильной «четверкой». Последний мог достичь уже 160 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 13 с, а наряду с кабриолетом появилось и элегантное купе. Автомобили неплохо проявили себя в ралли.
Параллельно Соичиро Хонда совершил настоящую сенсацию в автогонках: молодая компания представила болид «Формулы-1». Его особенностью стал невероятный 1,5-литровый V12, развивавший 230 л. с. при 12000 об/мин! В 1965 году Ричи Гинтер принес японской команде первую победу на Гран-при Мескики.
Затем Соичиро Хонда обратил взор на более массовые автомобили. В 1965 году увидел мир универсал L800 с дефорсированным мотором от S800. Два года спустя представили 3,0-метровый городской автомобиль – переднеприводной N600. Его, кстати, начали поставлять в Европу и США. А в 1970 году появился оригинальный компактный Honda Z.
По-настоящему успешным во всем мире стал наследник N600 – Honda Civic 1972 года. Хетчбэк был доступным – стоил 2200 долларов, то есть 13 200 долларов по нынешнему курсу. Популярности Honda способствовал топливный кризис. Его 1,2-литровый 53-сильный мотор отличался экономичностью и обеспечивал неплохую динамику машине весом 700 кг. Civic радовал неплохой управляемостью, которую обеспечивали независимая подвеска всех колес и передние дисковые тормоза. За доплату предложили и автоматическую трансмиссию.
В 1976 году японская марка открыла для себя средний класс с седаном Accord. Автомобиль длиной 4,5 м также привлекал отточенной управляемостью и малым расходом топлива 1,6-литровым 72-сильным двигателем. Впервые Honda получил кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники.
Чемпионский болид McLaren-Honda MP4-4 1988 года
С Civic и Accord компания начала завоевание мирового авторынка. Вскоре японские предприятия уже не могли обеспечить надлежащие объемы производства, поэтому в 1980 году был открыт заводской комплекс в США, а в 1985 году – в Великобритании. С 1986 года началась сборка моделей премиум-сегмента под маркой Acura. Соичиро Хонда покинул пост президента Honda, но сохранил должность советника вплоть до своей смерти в 1991 году.
Honda Civic CRX 1988 года
Линейку спортивных моделей продолжило купе Prelude. А с 1985 года Honda пришла в бизнес-клас – появился седан Legend. Придлине в 4,8 м он стал самым большим в истории японской марки. Под капотом появились V6 объемом 2,0 и 2,7 л. В конструкции были впервые применены подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS и антипробуксовочная система, что было редкостью в то время.
Honda CR-V 1995 года
Также 80-е годы – эпоха громких гоночных побед Honda. Японские турбодвигатели начали устанавливать на болиды «Формулы-1» Williams и порой их мощность достигала 1400 л. с.! Результат – чемпионский титул Нельсона Пике в 1987 году и два Кубка Конструкторов (1986-1987 годы). С 1988 года моторы Honda получили болиды McLaren, что сделало их непобедимыми. Легендарный дуэт Айртона Сенны и Алена Проста принес в 1988-1991 годах четыре чемпионства как в личном, так и в командном зачете. Кроме того, автомобили Honda успешно выступали в европейских кузовных чемпионатах.
Гибридный Honda Insight 1999 года
Honda S2000, 1999 год
Технологии «Формулы-1» воплотили в серийном Honda NSX. Среднемоторное купе позиционировали, как конкурента Ferrari Porsche. Его 3,0-литровый V6 с системой регулировки фаз газораспределения VTEC развивал 270 л. с. и позволял развить 270 км/ч и достичь 100 км/ч за 5,9 с. Монокок был изготовлен из алюминиевых сплавов, а усилитель руля сделали электрическим. В работе над NSX принимал участие Айртон Сенна.
Honda FCX Clarity 2008 года использует водородные топливные ячейки
Honda Pilot 2008 года
Впрочем, такие новшества, как VTEC, были использованы и на более доступных моделях – таких, как Civic и купе на его базе CRX. В частности, это позволило поднять мощность 1,6-литровой «четверки» до 160 л. с. Вскоре, VTEC стал визитной карточкой Honda, им стали оснащать практически все моторы.
В середине 90-х линейку японской марки расширили компактный вседорожник CR-V и первая в мире серийная модель с гибридным приводом Insight. Новое тысячелетие в Honda встретили с кабриолетом S2000, оснащенным 2,0-литровым 240-сильным двигателем. А в 2008 году был запущен в производство уникальный FCX Clarity с водородными топливными ячейками.
Honda Civic 2012 года
Сейчас модельный ряд Honda широкий и разнообразный. Он включает как компактный Jazz, так семиместный вседорожник Pilot и пикап Ridgeline. Эстафету CRX приняло гибридное купе CR-Z, такого же типа силовая установка будет и в нового NSX. Остаются в строю Civic и Accord. Предприятия Honda работают в 18 странах мира. Помимо автомобилей и мотоциклов компания выпускает лодочные моторы, солнечные батареи, реактивные самолеты и даже роботов.