Италия уже не одно десятилетие славится своими скоростными спортивными автомобилями. Причем, наряду с легендарными Ferrari, Alfa Romeo, Maserati, Lamborghini присутствуют и многочисленные компании поменьше, которые создавали не менее знаменитые модели. Среди таких небольших автопроизводителей выделяется марка De Tomaso, сумевшая добиться успеха и войти в элиту мирового автопрома. Алехандро де Томазо — гонщик и конструктор автомобилей
Отцом De Tomaso по праву считается известный гонщик Алехандро де Томазо. По национальности он итальянец, но родился в Аргентине, куда в 20-х годах эмигрировали его родители. В 1955 году молодой Алехандро решил вернуться на родину, чтобы попробовать свои силы в автоспорте. Вскоре начинающий пилот неплохо проявил себя и даже выступал в «Формуле-1». Однако, де Томазо быстро понял, что гораздо лучше у него получится создавать гоночные автомобили. В 1959 году основал небольшую мастерскую в городке Модена – на родине Maserati. Поначалу в ней создавались спортпрототипы для самых разных гоночных серий, а с 1961 года началась сборка и болидов «Формулы-1» с двигателями Alfa Romeo.
De Tomaso Vallelunga 1963 года
Алехандро де Томазо не был бедным и мог позволить себе содержание автомобильной фирмы. Но он понимал, что гоночные модели не приносят прибыли. Поэтому в De Tomaso взялись за разработку серийного купе, причем очень прогрессивного для своего времени. В его основе лежал трубчатый каркас из алюминиевых сплавов, а двигатель был размещен в базе. Кузов был выполнен из стеклопластика. Бензиновую 1,5-литровую «четверку» мощностью 104 л. с. позаимствовали у Ford. Машина весом всего 725 кг могла развивать 215 км/ч. Она получила независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. Под названием Vallelunga новинку представили в 1963 году. Она привлекла внимание публики не только интересными новшествами, но и элегантным дизайном от кузовного ателье Ghia.
De Tomaso Sport 5000 первым получил V8 от Ford
De Tomaso Mangusta 1967 года
За четыре года удалось собрать 56 Vallelunga, но де Томазо не собирался останавливаться на достигнутом. Он понимал, что его первенцу не хватало мощности, а потому подписал договор с Ford на поставку двигателей V8. Первым делом их начали устанавливать на гоночные версии Vallelunga – Sport 5000. А в 1967 году появился и серийный De Tomaso Mangusta. Внешний вид купе снова разработали специалисты Ghia, ведь эта компания перешла под контроль де Томазо. Среднемоторный автомобиль отличался выраженным клиновидным профилем, заостренным «носом» и оригинальным капотом, состоящим из двух поднимающихся вверх секций. На выбор были предложены «восьмерки» Ford объемом 4,7 л (305 л. с.) и 4,9 л (230 л. с.). Более мощный вариант достигал 250 км/ч. Модель также было богато оснащено – получило кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники. Mangusta оказался популярнее своего предшественника и за четыре года было продано свыше 400 машин.
Крышка капота De Tomaso Mangusta состояла из двух половинок, поднимающихся вверх
De Tomaso Pantera 1972 года
Молодая итальянская компания заинтересовала руководство Ford Motor Company и американцы решили расширить сотрудничество с ней. В Ford планировали с помощью с De Tomaso создать спортивную модель, которая станет конкурентом Chevrolet Corvette. Плодом совместной разработки стало купе Pantera. В его основе лежал стальной монокок, как у гоночных автомобилей. По дизайну автомобиль очень напоминал Mangusta, но получил выдвижные фары. Новый 5,8-литровый V8 развивал 330 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 260 км/ч. Премьера Pantera состоялась в 1971 году, а продавали его через дилерскую сеть Ford и Lincoln. При цене в 10 тыс. долларов Pantera оказался дороже Corvette, но значительно дешевле, чем Ferrari и Lamborghini. Всего за четыре года удалось выпустить свыше 5500 этих автомобилей, а одним из первых владельцев Pantera стал Элвис Пресли. Купе неплохо проявило себя и в соревнованиях класса Gran Turismo.
Гоночный De Tomaso Pantera Group 4, 1972 год
De Tomaso Deauville 1971 года
Параллельно с Pantera было представлено новое «семейство» переднемоторных моделей премиум-класса. Сначала в 1971 году увидел мир 4,8-метровый седан Deauville, а через год – туристические купе и кабриолет Longchamp. Они получили тот же V8 производства Ford, но были оснащены автоматической трансмиссией. Deauville и Longchamp развивали 240 км/ч и могли поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени. Для удобства их укомплектовали усилителем руля и комфортабельными креслами. Всего изготовили 350 седанов, а также 400 купе и кабриолетов, а один из Deauville приобрела королевская семья Бельгии.
De Tomaso Longchamp 1972 года
De Tomaso Longchamp Spyder 1983 года
Постепенно Алехандро де Томазо удалось создать настоящую империю. Он продолжал делать гоночные автомобили и даже основал собственную команду в «Формуле-1». Вскоре бизнесмен приобрел старейшего итальянского производителя мототехники Moto Guzzi. Под его контроль перешли марки Maserati и Innocenti, причем специалисты De Tomaso помогли расширить их модельный ряд. На базе купе Longchamp был создан Maserati Kyalami, а компактный Innocenti Mini получил заряженную версию от De Tomaso.
Болид «Формулы-1» De Tomaso 505, 1970 год
Innocenti Mini De Tomaso 1977 года
Успех De Tomaso прервали топливный кризис и вступление в силу новых экологических норм. Американские двигатели резко потеряли в мощности и к 1974 году Pantera развивал уже 264 л. с. Поэтому в дальнейшем объемы выпуска машин начали уменьшаться. Со временем пришлось отказаться от Innocenti и Maserati, продать Ghia. Однако, несмотря на это, развитие Pantera продолжилось. В начале 80-х после серьезной модернизации купе появилась версия GT5. Она выделялась благодаря расширенным колесным аркам и огромному антикрылу, а мощность двигателя подняли до 350 л. с. Последние Pantera были собраны в 1991 году, то есть через два десятилетия после дебюта. Автомобиль стал действительно культовым в среде элиты и вышел довольно массовым, как для спорткупе – свыше 7200 произведенных машин.
De Tomaso Pantera GT5 1980 года
De Tomaso Pantera последней серии SI, 1991 год
На смену Pantera в 1994 году пришли купе и кабриолет Guara. Они были компактнее, получили легкий карбоновый кузов и новый 4,6-литровый 320-сильный V8 от Ford Mustang. Максимальная скорость составила 275 км/ч, а разгон до 100 км/ч составил 5 с. Однако, модель не смогла повторить успех предшественника, ведь удалось выпустить лишь 60 автомобилей.
Кабриолет De Tomaso Guara Barchetta 1994 года
Большие надежды в De Tomaso возлагали на новый купе-кабриолет Bigua 1998 года. Его оригинальный дизайн принадлежит перу известного стилиста Марчелло Гандини, прославившегося благодаря Lamborghini Countach и Diablo. Двигатель перешел в наследство от Guara и с ним автомобиль развивал 255 км/ч. Финансовые трудности не позволили сразу начать выпуск Bigua, но помогли новые инвесторы – компания Qvale. Автомобиль переименовали в De Tomaso Qvale Mangusta и в 2000-2002 годах собрали около 300 купе-кабриолетов.
De Tomaso Qvale Mangusta, 2000 год
De Tomaso Deauville 2011 года
В 2003 году Алехандро де Томазо не стало. Без своего отца-основателя итальянская марка очень быстро обанкротилась и уже в 2004 году предприятие закрыли. Впрочем, на этом ее история не заканчивается. Группа предпринимателей выкупила права на De Tomaso и в 2011 году был представлен новый Deauville, сочетающий в себе черты купе и вседорожника. Теперь этот 300-сильный автомобиль готовят к серийному производству. Так что у итальянской марки есть неплохой шанс для возрождения.