Недавно завершившийся франкфуртский автосалон был пропитан духом противостояния двух лидеров класса С – новых VW Golf и Opel Astra. За шумихой вокруг этих «монстров» никто не заметил «рояля в кустах» – презентацию машины Mazda3, преемницы «323-ей», и автомобиля, который призван реализовать амбициозные планы компании в одном из самых популярных в Европе классов. Японцы настроены очень агрессивно – один из рекламных слоганов Mazda3 звучит так: «Почему гольф, если ты можешь иметь секс?». В этом вопросе не только слышится намек на действительно присутствующую в «тройке» возбуждающую красоту, но и упоминается один из основных конкурентов. Так что прелюдия к выводу Mazda3 в свет очень серьезна, а почувствовать соответствует ли автомобиль своим рекламным слоганам, украинским журналистам предоставила компания «АВТО Интернешнл», которая провела на автодроме «Чайка» тест-драйв свежеиспеченной Mazda.
Мускулатура
За последние полтора года японская корпорация успела удивить и эпатировать публику такими «хитами», как Mazda6, Mazda2 и Mazda RX-8. Обновление модельного ряда у японской корпорации идёт семимильными шагами – компания нашла свой стиль. Mazda полностью отмела концепцию добротных, но скучных машин, которой она придерживалась в прошлом веке. Теперь все машины с крыльями птицы на эмблеме символизируют собой спортивность, агрессию и вызывающую красоту.
Модель Mazda3 стала достойным продолжателем дела «шестерки». От автомобиля просто-таки бьет неприкрытой и агрессивной сексапильностью. Передняя часть «тройки» практически повторяет черты своей «старшей сестры» Mazda6. Клиновидный капот с эффектными выштамповками заканчивается пятиугольной решеткой радиатора, а раскосые фары под прозрачным стеклом отлично гармонируют с противотуманками, интегрированными в нижнюю часть бампера.
Сзади машина не менее интересна – широкая задняя стойка сделана почти треугольной, из-за чего она как будто отрезает заднее окошко, а оптика радует глаз своей футуристичностью.
Пока что Mazda3 будет представлена только в двух типах кузова – седан и пятидверный хэтчбек. И если внешность седана еще как-то соотносится с классическими понятиями дизайна автомобилей С-класса, то хэтч – это вылитый спорткар, лишенный компромиссов. Оба автомобиля имеют довольно короткие свесы кузова и большую колесную базу, благодаря чему у машины не только появился стремительный вид, но и заметно увеличилися в размерах салон.
В целом, можно сказать, что «тройка» превзошла свою «старшую сестру» и одновременно «донора» по части дизайна – он у нее получился не только самоуверенным, экстремальным и эпатажным, но и отлично сбалансированным, лишенным спорных решений. Это подтвердил и тот факт, что на презентации внешний вид автомобиля понравился всем без исключения: мужчинам и женщинам, журналистам и спортсменам-гонщикам. На этом автомобиле «потеряться» в городской толпе будет невозможно. Его индивидуальность выше всяких похвал.
О спорт — ты жизнь!
Внутри новой Mazda3 хочется включить «злую» музыку, натянуть шлем и почувствовать себя, как минимум, Колином Макреем. Настоящий driver’s car! Очень- очень приятно, что разработчики «тройки» сделали интерьер, который достойно продолжает дело внешнего дизайна.
Самые «спортивные» детали салона – это отлично отпрофилированные сиденья с боковой поддержкой и стильным оформлением, трехспицевый руль и глубокие «колодцы» приборной панели. Все остальное – по большому счету, детали, поскольку ездовые качества машины не позволяют отвлекаться на всякие мелочи – на скорости видишь только руль и стрелки приборов.
Посадка в автомобиль близка к идеалу – рулевое колесо регулируется по вылету и по наклону, причем на очень приличные расстояния. Сиденья, которые хоть и не оснащены электроприводами и не имеют огромного количества регулировок, но тем не менее, намертво фиксируют тело в самом удобном для ездока положении. Дотянуться из водительского места можно до всего, что нужно – все удобно, все под рукой.
Центральная консоль максимально удобна. Переключатели стереосистемы имеют янтарную подсветку, которая набирает интенсивность при включении музыки и постепенно затухает при выключении. Кроме того, горизонтальная световая полоса, которая находится между рядами кнопок, тоже светится в зависимости от выбранного режима работы аудиосистемы. Зрелище само по себе завораживающее! Главное, — не отвлекаться на него, «летя» по трассе под 200.
Внутри достаточно мест для хранения дорожных мелочей. Особенно поразили размеры переднего, «перчаточного», «бардачка» – его объем равен 11 л! А между передними креслами разместился еще один бокс с двумя отсеками. Верхний предназначен для хранения вещей вроде мобильника, нижний — в состоянии вместить в себя 13 компакт-дисков.
Задние пассажиры в Mazda3 не будут дискриминированы ни по одному из требований, предъявляемых к такому классу автомобилей. Для ног места вполне достаточно, больше чем в некоторых автомобилях классом повыше.
Несмотря на то что спортивный имидж машины поставлен в Mazda3 во главу угла, японцы не забыли и о простых человеческих потребностях. Багажники у обеих модификаций автомобиля (и седана, и хэтчбека) очень просторны и практичны. Особенно это касается пятидверного варианта, который покупатели зачастую выбирают в расчете на то, что иногда нужно будет перевезти и крупногабаритный груз. Для этих целей достаточно будет сложить спинки задних сидений, и в итоге получается практически ровный пол и грузовой отсек объемом в 635 л (в обычном состоянии его объем – 300 л). Кроме того, сама длина багажного отделения составила внушительные 1385 мм, так что ваши лыжи поместятся там безо всяких проблем. Единственное, чем пришлось пожертвовать ради всего этого великолепия, – это полноразмерная запаска, которую пришлось заменить «докаткой».
Физические кондиции
Поскольку презентация Mazda3 происходила на испытательном полигоне спорткомплекса «Чайка», журналисты имели возможность протестировать новый автомобиль во всех возможных режимах. Надо сказать прямо – мы остались в полном восторге. Последовательность японского производителя просто поражает. Мы то ждали, что если все так хорошо с дизайном и интерьером, значит, сэкономили на чем-то другом, а скорее всего – на ездовых качествах. Но «маздовцы» не подвели – машина показала очень высокие результаты даже в процессе экстремальной эксплуатации.
Прежде всего, поразили моторы. Пока что их два, бензиновые двигатели объемом 1,6 и 2 л, принадлежащие к семейству MZR. 1,6-литровый (105 л. с.) оборудован системой ступенчатого изменения фаз впускных клапанов (S-VT), которая помогает мотору эффективно работать на всем диапазоне оборотов и делает двигатели MZR динамичными и одновременно экономичными. 1,6-литровый двигатель (с механической КПП) разгоняется с места до «сотни» за 11 с, развивает максимальную скорость в 185 км/ч и при этом расходует в среднем 7,2 л/100 км. У двухлитрового 150-сильного мотора эти показатели равны соответственно 9 с, 200 км/ч и 8,2 л/100 км. Вскорости японцы обещают расширить гамму моторов и пополнить ее 1,4-литровым бензиновым двигателем и 1,6-литровым турбодизелем с системой Common Rail.
Очень понравилась коробка передач. Пятиступенчатая «механика» отличается коротким и четким ходом рычага, обладает отличной избирательностью. Легкость переключения скоростей достигнута за счет снижения фрикционных потерь почти на 50 %. Для 1,6-литрового движка предусмотрен также четырехступенчатый «автомат» Activematic с возможностью переключения передач вручную. «Автомат» нельзя назвать суперспортивным, иногда в жестких режимах он немного «путался», выбирая, какую передачу «подоткнуть». Но при этом он мгновенно откликался на «кик-даун», а режиме ручного управления продемонстрировал способность «зависать» на максимальных оборотах, не переключаясь на низшую ступень, что является признаком хорошего тона.
Управляемость автомобиля вызвала похвалы не только у пишущей братии, но и у профи. По крайней мере, знаменитый ныне раллийный автогонщик, журналист Алексей Мочанов, известный своим беспощадным отношением к машинам, выходил из Mazda3 с поднятым кверху большим пальцем руки. На самом деле настроен автомобиль очень спортивно.
В пологих и крутых поворотах машина отлично держит дорогу, не уходит с траектории, но скользит наружу поворота, демонстрируя недостаточную поворачиваемость. Эти ездовые качества происходят от конструкции и настройки подвески. Спереди на Mazda3 стоит МакФерсон, а сзади – «многорычажка», позаимствованная у Mazda6. «Тройка» оснащена очень острым и информативным рулевым управлением.
Более дешевая версия с 1,6-литровым мотором комплектуется обычным гидроусилителем, а версия «спорт» оснащена рулевым механизмом с электрогидравлическим управлением (EHPAS). Электроусилитель настроен великолепно, имеет четкий «ноль», реактивное усилие и четкие реакции. А вот обычный гидроусилитель при интенсивной работе рулем немного «прикусывает», а главное – на стыках на баранку отчетливо передаются удары. Поэтому на плохой дороге нужно держать руль обеими руками.
Что касается безопасности, которая в последнее время выдвинулась чуть ли не на первое место по важности в гольф-классе, у Mazda3 полный порядок. Мало того, что автомобиль имеет в стандарте фронтальные подушки безопасности с двумя ступенями срабатывания, он еще и располагает складывающейся при ударе рулевой колонкой, травмобезопасным складывающимся педальным узлом и энергопоглощающей обивкой стоек и крыши. Кроме того, структура кузова соответствует концепции Impact Distribution And Absorption System, которая в случае аварии перенаправляет энергию удара по безопасному маршруту. Не обделен автомобиль и ездовой электроникой. Здесь есть ABS, EBD и Brake Assist в базе и как опцию можно установить систему контроля динамической устойчивости (DSC). В общем, Mazda3 в состоянии претендовать, как минимум, на 4-звездный рейтинг в тестах на аварийную безопасность EuroNCAP, а это совсем немало.
Резюме
Если подытожить результаты короткого знакомства с Mazda3, можно с уверенностью сказать, что этот автомобиль, если и не «взорвет» свой класс, то, по крайней мере, «наведет шороху» в стане конкурентов. Цены на автомобиль вполне приемлемы – от 16 до 19 тыс. евро. Кстати, в Японии Mazda3 будет продаваться под названием Axela, которое журналисты уже успели переделать в «Акела» – имя вождя волчьей стаи в сказке Киплинга «Маугли», который, как известно, однажды промахнулся. Но Mazda3 – это как раз тот случай, когда японский «Акела» оказался на высоте.