Мы привыкли, что большинство спортивных автомобилей имеют переднемоторную или среднемоторную компоновку. Это продиктовано соображениями распределения массы по осям, что влияет на управляемость. Впрочем, существуют и исключения из этого правила и, пожалуй, самое известное из них – знаменитый Porsche 911. Эта заднемоторная модель разрушила стереотипы. Вопреки всем недоброжелателям она не только доказала свою жизнеспособность, но и стала одним из лучших представителей своего класса. Победоносное шествие 911 по миру продолжается уже полвека – в этом году автомобиль празднует свое 50-летие.
Прототип Type 754 T-7 1962 года
Первый Porsche 911 1963 года
Работы над Porsche 911 началась в конце 50-х годов, когда глава компании Фердинанд Порше понял, что самая массовая модель марки – Porsche 356 – начала устаревать. Просто 356 использовал платформу бюджетного Volkswagen Beetle и ресурс ее модернизации был уже исчерпан. Ответственным за разработку Порше назначил своего сына Фердинанда-Александра. Тот решил не отказываться от заднемоторной компоновки, свойственной и Beetle, и 356. Однако, платформу создали полностью новую. В частности, специально для будущей модели спроектировали иную переднюю подвеску типа McPherson и оппозитный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения. С 1959 по 1961 год выпустили несколько прототипов, наиболее удачным из которых стал Type 754 T-7. Он и стал основной серийной модели, которую назвали Porsche 901 и показали на Франкфуртском автосалоне 1963 года.
Двигатель разместили в заднем свесе
Новый Porsche несомненно заинтересовал публику. Элегантное купе длиной всего 4,1 м сохранило фирменные детали дизайна вроде огромных круглых фар, панорамного лобового стекла, наклоненных на большой угол задних стоек крыши. Осталась и посадочная формула 2+2. «Шестерка» объемом 2,0 л развивала 130 л. с. и работала в паре с новой 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Автомобиль массой 1080 кг разгонялся до 100 км/ч за 8,7 с и развивал 210 км/ч. А за замедление отвечали дисковые тормоза всех колес.
В 1968-1970 годах Porsche 911 выигрывал Ралли Монте-Карло
Однако практически сразу после презентации у Porsche возникла проблема. Дело в том, что все индексы из трех цифр с нолем посередине были запатентованы компанией Peugeot. Французы пригрозили судом и поэтому купе в срочном порядке переименовали в Porsche 911. Автолюбители положительно оценили модель, но высокая цена отпугнула многих покупателей. Автомобиль стоило 6500 долларов, то есть дешевле эксклюзивных Ferrari и Maserati, но ощутимо дороже предшественника 356 и даже более скоростного Jaguar E-Type. Именно поэтому уже с 1965 года начали выпускать более доступный вариант 912 с 1,6-литровой 90-сильной «четверкой».
Porsche 911 Targa, 1967 год
Porsche 911 Carrera 2,7 RS 1973 года
Но некоторых любителей спортивных машин пугала не столько стоимость 911, сколько его управляемость. Он демонстрировал выраженную избыточную поворачиваемость, а при резком сбросе газа в повороте тяжелая задняя часть мгновенно срывалась в занос. Для неопытных водителей автомобиль был опасен. Но профессионалы быстро разгадали секрет Porsche и использовали управляемый занос для быстрого прохождения поворотов. В умелых руках 911 превращался в мощное оружие на извилистых трассах. В частности, в 1968-1970 годах автомобиль трижды побеждал в сложном Ралли Монте-Карло.
Porsche 911 Carrera 3,0 RSR 1974 года
Porsche 911 Turbo, 1974 год
Развитие Porsche 911 не остановилось – его постоянно модернизировали. В 1966 году увидел мир 160-сильный 911 S, а год спустя показали 911 Targa со съемными панелями крыши и фиксированным панорамным задним стеклом. Модель назвали в честь многочисленных побед в Targa Florio, однако вскоре это имя закрепилось за таким типом кузова. Среди опций появилась роботизированная трансмиссия Sportomatic. Постепенно объем двигателя возрос сначала до 2,2, а затем – и до 2,4 л. Семейство разделили на три версии: доступный 140-сильный 911 Т, 165-сильный 911 E и флагманский 911 S мощностью 190 л. с. Последние два варианта оснастили впрыском топлива.
Триумфатор Ле-Мана 1979 года — Porsche 935
Porsche 953 Turbo выиграл в 1984 году ралли «Париж-Дакар»
К 1973 году 911 немного модернизировали. Он получил новые пластиковые бамперы и 2,7-литровый мотор мощностью 150-210 л. с. Появилась и ограниченная серия 210-сильных Carrera 2,7 RS. Их облегчили на 100 кг, улучшили подвеску и тормоза, а сзади установили спойлер, увеличивающий прижимную силу. Так родился настоящий гоночный снаряд, которому не было равных в его классе. На счету Carrera RS и его 230-сильного варианта RSR – победы во самых известных гонках – 24 часа Дайтоны (1973 и 1977 годы), 12 часов Себринга (1976 и 1977 годы), Targa Florio (1973 год).
Porsche 911 Carrera 3,0 1976 года
Первый кабриолет Porsche 911 Carrera 3,2 представили в 1982 году
А в 1974 году в Porsche совершили небольшую революцию, представив 911 Turbo – первую по-настоящему массовую модель с турбонаддувом. Его наличие позволило поднять мощность 3,0-литровой «шестерки» до 260 л. с. Четыре года спустя рабочий объем достиг 3,3 л, а мощность – 300 л. с. Такое купе разгонялось до 100 км/ч за 4,8 с и развивало 278 км/ч. Для улучшения управляемости расширили заднюю колею и установили огромное антикрыло. Автомобиль быстро стал символом эпохи и добился невероятных успехов в автоспорте. Его 845-сильный гоночный вариант Porsche 935 выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1979 году, а также записал на свой счет по пять побед в Себринге и Дайтоне. А специально подготовленный полноприводной Porsche 953 Turbo в 1984 году выиграл сложнейшее ралли «Париж-Дакар».
Полноприводной Porsche 911 Carrera 4 1989 года
Porsche 911 Turbo 1992 года
Наряду с Turbo выпускали и более доступные 911 Carrera с атмосферным 3,2-литровым 231-сильным мотором. Их оснащали расширили кондиционером, круиз-контролем, электроприводами стеклоподъемников и сидений. С 1982 года начали выпускать полноценный кабриолет с мягкой складывающейся крышей. Семейство Carrera оказалось очень популярным, ведь за пять лет выпустили 76 тыс. машин.
Porsche 911 Carrera 2 «семейства» 993, 1994 год
Porsche 911 GT2 1995 года
Porsche 911 находился в производстве на протяжении 20 лет без радикальных изменений. Поэтому к середине 80-х годов стало понятно, что конструкция 911 нуждается в модернизации. Многие в Porsche посчитали автомобиль устаревшим и даже советовали снять его с производства, чтобы сконцентрировать все усилия на переднемоторном туристическом купе Porsche 928. Но отец и сын Порше выступили против этого и приняли решение серьезно обновить 911. Модель с заводским обозначением 964 появилась в 1989 году, причем сначала показали полноприводной вариант Carrera 4, а лишь год спустя – традиционный заднеприводной Carrera 2. С виду автомобиль не слишком отличался от предшественника, но 85% деталей были новыми. Впервые в базовом оснащении появились антиблокировочная система тормозов ABS и усилитель руля, а в списке опций – антипробуксовочная система и климат-контроль. Объем стандартного двигателя возрос до 3,6 л, а мощность – до 250 л. с. Еще одной новинкой стала первая в мире автоматическая трансмиссия Tiptronic с возможностью ручного переключения передач. Вскоре последовали тарга, кабриолет, 360-сильный 911 Turbo и облегченный Carrera RS.
Porsche 911 Carrera 2 (996) 1997 года
Porsche 911 GT1 победил в Ле-Мане в 1998 году
Линейка 964 выпускалась недолго – до 1994 года, ведь на смену ей пришло полностью новое поколение Porsche 911 с индексом 993. Оно отличалось современными обтекаемыми формами, но осталось верным фирменному стилю и компоновке. Двигатель по-прежнему имел воздушное охлаждение, но его мощность выросла до 272 л. с. в Carrera и 408 л. с. – в Turbo. А 911 Targa оснастили сдвижной прозрачной крышей. Впервые представили 911 GT2 – дорожную версию гоночного автомобиля.
Porsche 911 Carrera (997) 2005 года
В 1997 году в Porsche поразили публику новым нетипичным 911 с индексом 996. Автомобиль потерял визитную карточку – круглые фары. А мотор впервые получил жидкостным охлаждением. Линейку пополнил еще один дорожный «спортсмен» — 360-сильный 911 GT3, а мелкими сериями выпускали и 600-сильный 911 GT1. Эта модель, кстати, отличилась в Ле-Мане, завоевав в 1998 году 16-ую по счету победу для Porsche в этой гонке. На данный момент по этому показателю немецкая марка не имеет равных в мире.
Новейший Porsche 911 Carrera (991), 2012 год
Даже полвека спустя Porsche 911 сохраняет знакомый дизайн оригинальной модели
Однако в Штутгарте славится консерватизмом и на очередном поколении 911 фирменные круглые фары вернули. Остаются они и на новейшей генерации модели, получившей индекс 991. Впрочем, вместе с традиционными решениями применены и современные технологии: непосредственный впрыск топлива, активные подвеска и опоры двигателя, трансмиссия с двумя сцеплениями. Но модель остается верной заднемоторной компоновке. За почти полвека ее довели до совершенства: по сравнению с первыми 911 нынешние купе и кабриолет стали очень послушными в управлении. Эволюция 911 не стоит на месте и в обозримом будущем от этой культовой модели в Porsche не откажутся.