Километры прекрасных пляжей, гряды зеленых гор, великолепие двух океанов, комфортный климат круглый год – все это Вы можете ощутить, проехав сотни миль высококлассных панамских дорог.
Протяженность Панамы от Колумбии до Коста-Рики составляет 772 км, а между Тихим и Атлантическим океанами – 60 км в самой узкой части и 171 км – в самой широкой, что делает территорию этой страны очень удобной для путешествия на автомобиле. Так почему бы не посмотреть на восход солнца на одном океане, а закат на другом?
Что мы знаем о Панаме? Из уроков географии вспоминается только Панамский канал. На самом деле Панама предлагает нам неповторимое сочетание прекрасных уголков первозданной природы и достижений высоких технологий. Ведь недаром Панамский канал многие называют «восьмым чудом света». Давайте же вместе отправимся в увлекательное автомобильное путешествие по этой неизведанной стране. Тут у Вас, наверняка, сразу возникнет вопрос: «А как же доехать до Панамы?»
Панама находится в Центральной Америке. Добираться можно по-разному. Например, прямыми рейсами через Нью-Йорк, Париж, Амстердам или, для любителей экзотики, через Венесуэлу, Мексику или Колумбию. Находясь дома в Украине, Вы запросто забронируете на свой вкус автомобиль, за руль которого сядете прямо в международном аэропорту города Панама-Сити. Можно воспользоваться услугами целого ряда компаний, таких как Thrifty, Hertz, Budget, National и др. Вы можете выбрать от экономичного Toyota Yaris для поездок по городу до надежного Land Cruiser для путешествий в горы. Цены на аренду автомобиля достаточно приемлемы. Так Toyota Prado «автомат» с полной комплектацией на двадцать дней обойдется в одну тысячу долларов. Все машины в прокате новые, и каждый год обновляются.
Прибыв в прекрасно обустроенный современный аэропорт Токумен, мы садимся в автомобиль и направляемся в центр города Панама-Сити, столицу одноименного государства. Спешу заметить, что для передвижения по городу нам необязательно тратить лишние средства на аренду вседорожника, и мы выбираем Toyota Yaris для первой половины наших путешествий. Американская версия Yaris превосходит своего европейского собрата в размерах и больше напоминает модель Toyota Corolla.
Покинув территорию аэропорта, следуем по указателям на автостраду Corredor Sur (исп. «Южный коридор»). Въезжаем на автомагистраль: прекрасные бетонные три ряда в каждую сторону. Вся разметка с отражателями. Тут же видим пункт оплаты, где нам необходимо внести два доллара. Кстати, относительно денег надо отметить, что в Панаме есть своя национальная валюта бальбоа, но Панама входит в долларовую зону и 1 бальбоа приравнен к 1 доллару. Поэтому бальбоа используются только в электронных расчетах, в прайс-листах и т. д. Наличных купюр не существует, и все пользуются долларами США. Правда, монеты у панамцев свои, но по форме и размеру полностью соответствуют американским – для удобства обращения. Также можно встретить монеты номиналом в один и два бальбоа…
Вернемся к нашей автомагистрали. Проехав пункт оплаты, набираем скорость и наслаждаемся видами приближающегося ночного города. Центр Панама-Сити встречает нас бесчисленными небоскребами и торжеством вечерних огней. Автомагистраль заканчивается, и мы въезжаем на авеню Бальбоа, которая ведет нас через центр города вдоль берега. Теперь главное, не потеряться в ярких огнях и «кучерявых» развязках! На помощь приходит карта. Время – 23 часа, и после покорения океана хочется немного отдохнуть. Наша цель – отель Country Inn, который мы заранее забронировали по Интернету. Приближаемся к самому центру города. Как это обычно бывает, пропускаем нужный поворот и понимаем, что заблудились. В таких случаях на помощь могут прийти местные таксисты. Останавливаемся у одного из такси и спрашиваем дорогу. Водитель такси, на удивление, очень вежливо соглашается нам ее показать и предлагает следовать за ним. И уже через две минуты оказываемся на правильном пути. Мы знаем, что необходимый нам отель находится на полуострове Амадор, но вот что это за полуостров, и не догадываемся. Проходит всего несколько мгновений, и мы видим нужную нам развилку с двумя указателями: Амадор и Puente de Las Americas. Какое красивое название для моста – Las Americas! Быстро устраиваемся в отеле, не дорогом, но построенном с типичным американским размахом и комфортом. Выходим на балкон номера и видим потрясающую картину: Панамский канал – воистину восьмое чудо света! Посреди канала красивый мост, погруженный в синюю подсветку. Теперь понимаем: это и есть мост Puente de Las Americas, что в переводе с испанского означает: «Мост между Америками» – Северной и Южной. Логично возникает вопрос: «На каком берегу Северная, а на каком Южная?» После долгих и мучительных соображений приходим к выводу, что находимся в Южной Америке. Проснувшись утром, опять выбегаем на балкон и видим в лучах утреннего солнца все величие тихоокеанского Панамского канала. Погрузившись в приятную воду гостиничного бассейна, наблюдаем, как в канал заходят многотонные танкеры и контейнеровозы. Все они спешат доставить грузы из Японии, Китая, Южной Кореи в США, Европу и Африку. Вот оно, неоспоримое свидетельство мирового грузопотока и глобализации!
Ну что же, отправляемся изучать город. Вооружившись картой с наименованиями улиц, начинаем свою автомобильную экскурсию. Население Панама-Сити составляет 446 000 жителей, город занимает площадь 2561 км2. Первое, что бросается в глаза, – это чистота на улицах. Панамцы любят чистоту. Здесь много высотных зданий и небоскребов. Строительный бум последних семи лет налицо. Интересной особенностью города является обозначение домов. Вместо номеров на домах размещены таблички с их названиями, например: Башни Игуаны на 73-й улице или Дом Эдисона на авеню Симона Боливара. Впоследствии мы спросили у местных жителей о том, как же они находят офисы, магазины, квартиры – панамцы ответили, что город разделен на микрорайоны, и они ориентируются по этим районам.
Каждое здание имеет название. А вообще встречи все назначают возле ресторанов, заправок, светофоров. Люди, конечно, могут привыкнуть, а вот как же работает почта? Как мы смогли вскоре убедиться, она работает четко. Что касается улиц, то многие микрорайоны города распланированы по североамериканскому образцу: улицы и авеню расположены перпендикулярно друг другу. Но не стоит забывать, что мы с Вами не в США, а в Латинской Америке, и поэтому здесь не всегда улицы перпендикулярны авеню, например, тут одна авеню может пересечь другую, или же можно оказаться на углу двух 50-х улиц. Такое географическое разнообразие легко объяснить. Кроме самих панамцев к формированию городской географии приложили руки колумбийцы, испанцы, кубинцы, ямайцы, выходцы из Азии, Европы и Северной Америки.
Немного из истории возникновения города. Панама-Сити был создан на месте индейской рыбацкой деревушки испанским губернатором Педро Ариас де Авила в 1519 году, после того как испанский завоеватель васко Нуньез де Бальбоа первый раз увидел тихоокеанское побережье и провозгласил его собственностью Испании.
Испанское поселение, именуемое Панама, быстро развивалось и стало важным административным и религиозным центром. Именно в Панаму свозилось все золото и драгоценности из тихоокеанских колоний, а отсюда сокровища перевозились по Королевскому пути (Camino Real) в порт на Карибском море. Сокровища сделали Панаму лакомым кусочком для многих пиратов. В 1671 году британский пират Сэр Генри Морган и его 1200 пиратов захватили город, после чего начался колоссальный пожар, в котором погибло большинство построек. До сегодняшнего дня сохранились только каменные руины, именуемые сейчас, как Panama Viejo (исп. «Старая Панама»). Спустя три года после пожара город был перенесен на 8 км на юго-запад на маленький полуостров. Теперь этот район называется Каско Вьехо (Casco Viejo).
Испанские колонисты надеялись, что расположенный на полуострове город будет легче оборонять. Омываемый водами океана с трех сторон и огражденный 14-метровой стеной и рвом, он стал недоступным для противника и ни разу не был захвачен. Улицы нового города были заложены под правильным углом вокруг центральной площади. Собор и дом губернатора выходили фасадами на площадь. Знаменитый центральный собор с массивными колокольнями был построен в 1760 году. Все эти достопримечательности сохранились и по сей день. Несмотря на неуязвимость города, сама Королевская дорога неоднократно подвергалась нападению пиратов, и главный порт на Атлантике Портобелло был разрушен. Поэтому испанцы перестали использовать этот путь для переправки золота, и в 1746 году Панама потеряла свое стратегическое значение. Значимым город опять стал в 1850 году, после того как построили железную дорогу. Это было время золотой лихорадки, когда золотоискатели предпочитали добираться с Восточного побережья США в Калифорнию через Панаму, чтобы избежать встречи с индейцами на центральной территории США.
Панама провозгласила свою независимость от Колумбии 3 ноября 1903 года. С этого момента Панама-Сити стала столицей новой нации. С 1914 года, когда открыли Панамский канал, город стал активно развиваться как важный международный деловой и торговый центр. На сегодняшний день Панама-Сити – самая богатая столица Центральной Америки. Многочисленных гостей поражает количество ультрасовременных небоскребов и множество дорогих машин на улицах. За последние семь лет у города появился еще один аэропорт, новый автобусный терминал и новый морской порт. Также был существенно расширен главный международный аэропорт. Панама-Сити тянется на 20 км в длину от бухты Панама до Панамского канала. В 2000 году были открыты две скоростные автомагистрали вдоль Северной и Южной частей города: Corredor Sur и Corredor Norte.
Первым коридором мы уже успели воспользоваться на пути из аэропорта Токумен в город. Второй служит объездной дорогой вдоль города и кратчайшим путем между городом и строящейся автомагистралью Панама – Колон, а также дорогой на новый мост через Панамский канал Puente Centenario («Мост Столетия»). Об этом мосте и о самом канале мы обязательно расскажем несколько позже.
Теперь продолжим нашу экскурсию по городу Панама-Сити. Находясь в старом районе Каско Вьехо, наматываем круги по аккуратно распланированным колониальным улочкам и видим, как активно проводится государственная программа восстановления памятников архитектуры. Подъезжаем к Министерству иностранных дел. Уж очень заинтересовало нас это здание своей архитектурой. Подошли к решетке ворот, чтобы сфотографировать задний двор. Тут подзывает нас охранник. Думаем: «Сейчас нас прогонит или еще хуже», а он говорит: «Хотите отснять – заходите внутрь». Мы, конечно же, удивились такому гостеприимству, и зашли. В здании МИДа очень органично сочетаются колониальная и ультрасовременная архитектура. Следующей остановкой был президентский квартал. Припарковав автомобиль в подземном паркинге, решили пройтись пешком. У президентской резиденции нас не остановили и даже разрешили все снимать. Проехав еще несколько кварталов по старому городу, мы направились в современный деловой центр с большим количеством небоскребов. Когда выехали на автомагистраль, перед нашими глазами появился ярко разукрашенный автобус, а следом за ним еще один и еще один. Присмотревшись внимательней, в этой движущейся картине увидели американский школьный автобус, используемый здесь как общественный транспорт. Американцы каждые 7-10 лет в целях безопасности перевозки детей меняют школьные автобусы на новые. А старые успешно продают ближайшим соседям в Латинскую Америку. Здесь по старой традиции автобусы расписывают. Водители перекрашивают такие машины, нанося на них различные рисунки, узоры, изображения Иисуса Христа, Девы Марии, а также знаменитостей и даже героев мультфильмов. Такая традиция продолжается уже почти сто лет. В народе эти чудовища на колесах прозвали Diablo Rojo – «Красный дьявол».
Такое прозвище автобусы получили не только за свой внешний вид, но и за издаваемые страшные звуки мотора, сигналы и яркую иллюминацию. Репутацию дьявола они заслужили еще и за то, что часто попадали в аварии. Сейчас в городе работают около двух тысяч «Красных дьяволов». Учитывая, что Панама-Сити – это не столица Мексики и Гватемалы, а современная деловая столица с очень развитой инфраструктурой, мэрия издала закон, по которому до конца 2007 года старые школьные автобусы будут заменены на новые современные пассажирские виды транспорта. Безусловно, с уходом «Красных дьяволов» уйдет целое направление народного искусства, но с другой стороны, выезжая на центральные проспекты Панама-Сити, можно решить, что находишься в Майями, если б только не ревущие и пыхтящие «Красные дьяволы».
На самом деле, выехав со старого города на набережную авеню Бальбоа, всю усаженную королевскими пальмами, представляешь себя во Флориде. Правда, Панама во многом превосходит Флориду по своему климату. Для начала, здесь никогда не бывает тайфунов, ураганов, землетрясений и прочих природных катаклизмов.
Находясь на набережной, мы замечаем памятник на круглом постаменте в виде шара. Это памятник Бальбоа – освободителю Панамы, установленный на одноименной площади. Мы останавливаемся возле памятника, чтобы насладиться видами, которые открываются перед нами по обе стороны площади. По правую руку – старый город Casco Viejo с президентским кварталом, по левую – современный деловой центр с бесконечными небоскребами различных форм и видов. Кстати, через полтора года один из мысов города увенчает новое детище Дональда Трампа – жилой комплекс с яхт-клубом Trump Ocean Club высотой 67 этажей. Это здание станет самым высоким домом в Латинской Америке. Тут к нам приближаются два полицейских на велосипедах. Мы еще раз задумываемся: «Не в Майями ли находимся?» Мы неспроста так подумали, ведь форма одежды панамских полицейских очень похожа на форму их коллег из южных штатов США. Одетые с иголочки стражи порядка тихо проехали мимо нас, вежливо поприветствовав. Заехав в самый центр столицы, нам нужно было разыскать офис одной туристической компании. В первый раз попав в оживленный центр, мы сбились с пути и пропустили поворот. После чего наш Yaris чуть не зацепил Land Cruiser. Он нас, конечно, не задел, но мы немного испугались. К нам тут же откуда-то подъехали двое дорожных полицейских на мотоцикле. Попросили предъявить документы на автомобиль – что мы и сделали. Увидев, что машина взята напрокат, стражи порядка спросили нас: «Не зацепил ли вас этот Land Cruiser?» Мы ответили, что нет, все в порядке, и объяснили, что заблудились, после чего полицейские сели на мотоцикл и предложили следовать за ними. Через 5 минут мы оказались возле офиса туристической компании, которую искали. Полицейские помогли нам припарковаться, довели до дверей офиса компании, и убедившись, что мы нашли то, что надо, пожали нам руки и пожелали удачного дня. Мы поблагодарили полисменов. Они уехали, а мы еще долго не могли забыть, насколько вежливо и предупредительно поступили эти представители автоинспекции. Можно ли представить, что у нас на Крещатике сотрудники ДПС предложат помочь куда-либо доехать? После активно проведенного дня можно продолжить исследование города, познакомившись с его ночной жизнью. Отличное начало вечерней программы – Национальный театр Панамы, построенный в 1907 году в колониальном стиле. Перед театром находится небольшой сквер и парковка для автомобилей. Из сквера открывается прекрасный вид на Тихий океан и играющий вечерними огнями полуостров Амадор.
Во внутреннем интерьере театра преобладают алые и золотые краски, потолок расписан Роберто Льюисом – одним из известных панамских художников. Потрясает огромная хрустальная люстра в центре зала. Представление обычно заканчивается довольно рано, поэтому у Вас есть прекрасная возможность насладиться легким ужином и освежающими напитками в близлежащем ресторане или кафе. Можно выбрать между рестораном с традиционной панамской кухней на площади Боливар и романтической атмосферой кафешек на площади Франции. После небольшого отдыха получите массу удовольствия, проехав по узким улицам старого города под колониальными аркадами и балконами XIX века.
Если Вы любитель джаза, то во вторник обязательно посетите Платею, где играет отличный джазовый ансамбль. Хороший джаз также можно послушать в клубе Ла Касона де ла Брухас рядом с площадью Херрера. Это старинное здание, где раньше находилось фамильное имение, а затем религиозная школа для девочек. Теперь здесь собирается богема, чтобы насладиться джазом, фанком, регги, танго и другими музыкальными направлениями.
Неотъемлемой частью ночной жизни любого мегаполиса является казино. Среди огней ночного города интригующе блестят отель-казино Венето и казино Фиеста в отеле Панама. Так как они находятся рядом, то постоянно соперничают: у кого самый лучший оркестр, самые лучшие артисты с Карибов или самый яркий и запоминающийся фейерверк. Попытать счастья и выиграть миллион можно также в казино Маджестик в Мультицентре, речь о котором пойдет позже, в казино Краун в отеле Рианде Континенталь или в казино Рояль в отеле Мариотт, где можно почувствовать себя настоящим Джеймсом Бондом и укатить из казино на Aston Martin. А проснувшись утром миллионером или просто отдохнувшим и вдохновленным туристом, не забудьте перед поездкой на Атлантическое побережье проехаться по огромным торговым центрам Панама-Сити, где можно приобрести все необходимое для путешествия. Торговых центров здесь много. Все они оснащены прекрасными парковками и занимают довольно большую территорию. В старом центре города находится Мультицентр, где размещено много бутиков всемирно известных торговых марок. В районе Сан-Франциско, среди ультрасовременных зданий и банков с мировым именем, расположен самый новый торговый центр Мультиплаза. Здесь можно найти не только отличные вещи и удобную обувь для поездки, но и посетить один из 8 кинотеатров с комфортными сиденьями, перекусить в любом из множественных ресторанчиков или прокатиться на игрушечном поезде вокруг всего торгового центра.
Купив все необходимое для путешествия, можно смело отправляться на Атлантическое побережье, на Панамские Карибы. От Панама-Сити до Колона, столицы провинции Колон и известной во всем мире Свободной зоны, проложена бетонная трасса. Переезд у Вас займет около 1,5 часа. Параллельно этой дороге ведется строительство современной автомагистрали, где можно будет развивать скорость 140 км/ч. Новая автомагистраль, без сомнения, значительно облегчит передвижение автомобилей в направлении Колона – важнейшего портового города на Атлантическом побережье Панамы, откуда отправляют грузы во все уголки мира. По дороге в Колон я настоятельно советую Вам заехать на один из шлюзов Панамского канала – Мирафлорес. Здесь находятся четырехэтажный мультимедийный музей, в котором Вы узнаете историю постройки канала, ресторан, магазин сувениров и, конечно же, смотровая площадка, откуда можно понаблюдать, как шлюзуются огромные пассажирские лайнеры, сухогрузы и удивительных размеров автомобилевозы (их средняя вместимость пять тысяч автомобилей). Не забудьте сделать потрясающие фотографии на фоне этих океанских гигантов.
Едем далее вдоль Панамского канала. Будьте готовы к колориту дорог Центральной Америки. На пути Вы встретите много придорожных кафе, где могут перекусить водители огромных трейлеров, маленькие базары, где торгуют экзотическими фруктами, и огромное количество билбордов, рекламирующих практически все: от итальянских ботинок до японских автомобилей. Это дорога в Свободную зону – здесь позволительно все. Но не пугайтесь, панамцы – очень приветливая и законопослушная нация, а дорожная полиция работает отменно, регулирует заторы на дорогах и помогает при транспортных происшествиях. Кстати, за время пребывания в Панаме, а колесили мы ее дорогами ровно месяц, наблюдали только одно ДТП. Так что путешествовать по Панаме на автомобиле довольно безопасно.
Если Вы любите животных, то по пути в Колон обязательно посетите ботанический сад и зоопарк. Тут можно приятно провести время в тени огромной бамбуковой аллеи, понаблюдать за спящими крокодилами и очень активными обезьянками, за говорящим попугаем ара и птицей тукан, за трудолюбивыми муравьями и ленивыми лемурами. Но не задерживайтесь, нам предстоит еще заехать на самую большую пару шлюзов на Панамском канале – шлюзы Гатун. Эти шлюзы находятся сразу за одним из самых красивых озер, которые мы когда-либо видели. Озеро Гатун искусственное, на нем расположена плотина с одноименным названием. Оно было самым большим водохранилищем в мире до 1936 года, когда была построена плотина Гувера на границе штатов Невада и Аризона в США. Тогда и образовалось очень большое искусственное озеро Мид.
Представьте себе, энергия, производимая ГЕС на плотине Гатун, приводит в движение все электрическое оборудование, обслуживающее Панамский канал, включая локомотивы, которые сопровождают теплоходы и контейнеровозы при прохождении шлюзов. Еще один интересный факт: при образовании озера Гатун под воду ушло 262 кв.м джунглей, все близлежащие деревни (люди были переселены) и первоначальные колеи Панамской железной дороги. Теперь Вы можете оценить, насколько это озеро велико, но оно впечатляет не только своими размерами. Вода в озере изумрудного цвета, на маленьких островах большое количество птиц и животных, и, конечно же, потрясающее сочетание растительности, присущей прибрежной зоне Тихого и Атлантического океанов. Кстати, в Панаме зарегистрировано 944 вида птиц, а это больше чем в США и Канаде вместе взятых. Вот такая маленькая страна, но насколько разнообразна и богата природными ресурсами. Климат Панамы очень комфортный. Представьте себе, что 365 дней в году светит солнце! И на побережье, и в низинах температура воздуха круглый год колеблется от 25 до 34°C.
Влажность постоянно высокая. В среднем за год на побережье Тихого океана выпадает 1500 мм осадков, а на побережье Атлантического – 2500 мм. Скажем откровенно: климат и растительность Тихоокеанского побережья нам понравились больше, чем природа панамских Карибов. Но не будем забегать вперед, о путешествии по берегу Тихого океана поговорим в следующей статье.
Прежде чем мы с Вами доберемся до Колона, города, названного в честь Христофора Колумба, хотим рассказать немного об истории Панамы…