Последнее время большинство автопроизводителей стремятся создать новинки, в которых бы сочетались положительные качества, характерные нескольким типам кузова. Компания Mercedes-Benz в этом списке – не исключение. За несколько прошедших лет зрители международных автомобильных выставок успели увидеть свежие разработки инженеров компании, две из которых воплотились в жизнь. CST (Compact Sports Tourer) стал B-Class, а GST (Grand Sports Tourer) превратился в R-Class. Оба они внешне тяготеют к мини-вэнам, и в данной статье мы познакомимся с меньшим из них.
На Женевском автосалоне 2005 года был представлен первый B-Class. Он носит заводской индекс кузова W245 и построен на удлиненной платформе А-Class (см. «Тест-Драйв» № 10 (36) 2006 г.). От младшего брата машина унаследовала двигатели, коробки передач и общую архитектуру ходовой части. Ширина и высота кузова изменились не существенно, а вот длина и база прибавили 430 и 210 мм соответственно, что сулило получить очень просторный салон.
Внешне автомобиль избавили от игривого облика «А-шки». Машина обрела более строгие крупные фары и фонари в задней части, большую решетку радиатора, а также ярко выделенный капот (по мини-вэновским меркам). Линию остекления сделали традиционной, без неординарных подъемов к задней части. Но общие пропорции, продиктованные компоновкой платформы, остались неизменными, и при взгляде в профиль автомобиль выглядит как сильно раздутый A-Class.
Напомним, что кузов всех мини-вэнов Mercedes-Benz (не считая большого R-Class) построен по «сэндвич»-технологии. Силовой агрегат – двигатель и трансмиссия – расположен под углом. К такому решению инженеры пришли по двум причинам. Первая – безопасность: при фронтальном столкновении двигатель «уходит» под кузов, оставляя нетронутым жизненное пространство для водителя и пассажиров. А пассажиры, поднятые на 20 см над землей, намного лучше защищены при боковых столкновениях с легковушкой. Вторая – удобство компоновки салона: передний ряд сидений отодвигается вперед, увеличивая место для задних пассажиров и багажа. Но первый A-Class показал, что у такой схемы есть один существенный минус – благодаря высокому расположению салона поднимается и центр тяжести. Поэтому для уменьшения склонности к переворачиванию инженеры перенастраивали ходовую часть и уже в базовой версии начали устанавливать неотключаемую систему стабилизации.
Под капотом можно найти один из шести двигателей: бензиновые 1,5 л (95 л. с. при 5200 об/мин), 1,7 л (116 л. с. при 5500 об/мин), 2,0 л атмосферный (136 л. с. при 5750 об/мин) и 2,0 л с турбонаддувом (193 л. с. при 5000 об/мин). Также возможны два варианта одного 2,0-литрового турбодизеля, который в модификации B 180 CDI развивает 109 л. с. при 4200 об/мин и 250 Н·м при 1600-2600 об/мин, или B 200 CDI, развивающий 140 л. с. при 4200 об/мин и 300 Н·м в диапазоне 1600-2600 об/мин. Базовой коробкой передач для бензиновых моторов является 5-ступенчатая, кроме B 200 Turbo, где, как и на турбодизелях, установлена 6-ступенчатая. С 1,5-литровым и всеми 2,0-литровыми моторами можно также заказать бесступенчатый вариатор Autotronic с возможностью выбора одной из шести фиксированных «передач». Машина, попавшая к нам на тест, была укомплектована последним агрегатом. Привод у всех автомобилей на передние колеса.
Схема подвесок, как и у A-Class: спереди типа МcPherson, а сзади – зависимая схема с механизмом Уатта. Тормозные механизмы – дисковые на всех колесах, 2,0-литровые версии получили еще и вентилируемые усиленные передние диски, а также антиблокировочную систему и помощника при экстренном торможении Brake Assist.
Не осталась без внимания и безопасность. В критических случаях водителя страхует система стабилизации ESP, а при резком разгоне на страже пробуксовки стоит система ASR. В базовой комплектации предусмотрено четыре подушки безопасности: две фронтальных и две боковых для передних пассажиров. В качестве опции можно заказать надувные «занавески», которые начинаются у передней стойки и заканчиваются за задними сиденьями, а также боковые подушки для заднего ряда сидений. Подголовники на всех сиденьях активные, а трехточечные ремни безопасности имеют преднатяжители и ограничители усилия. Перед глазами водителя всегда есть картинка, описывающая пристегнутость находящихся в салоне пассажиров.
Попадать в салон легко – двери открываются на широкий угол, а крыша не «давит» при входе. Действительно, в машину входишь практически как во вседорожник, но при этом посадка легковая – с вытянутыми ногами и достаточно близко к полу, что, тем не менее, очень удобно.
Сиденье обладает хорошим профилем и оснащено четырьмя регулировками с широким диапазоном. В нижней части сиденья предусмотрены также отсеки для мелочевки. Кармашкам и различным отделениям в автомобиле конструкторы уделили пристальное внимание: они есть в дверях, несколько в центральной консоли, под передними сиденьями, не считая полноразмерного вместительного «бардачка».
Хорошо устроиться за рулем смогут люди практически любой комплекции и роста. Рулевое колесо регулируется только по углу наклона, по вылету, на наш взгляд, оно расположено оптимально. Заметим, что в крайнем нижнем положении руля приборы немного закрыты сверху его ободом. Высокая посадка и большая линия остекления создают отличную обзорность вперед и по бокам. Передние стойки лобового стекла отодвинуты далеко от глаз, поэтому не мешают. Край капота, как обычно у мини-вэнов, не виден, помогает парктроник, который установлен также сзади. Единственное недоразумение вызвали зеркала: салонное немного мешает при взгляде вперед любителям высокой посадки, а боковые слишком малы и значительно отдаляют картинку. Ощущение простора добавляют необычный люк в крыше и светлая отделка салона. Люк состоит из пяти частей, четыре из которых сдвигаются назад по типу матерчатой крыши. Если же понадобится тень, то проем можно закрыть изнутри специальными шторками.
В отделке салона чувствуется качество: материалы приятные на ощупь независимо от того, куда потянется рука. Блок базового климат-контроля имеет три вращающиеся рукоятки, отвечающие за распределение потоков воздуха, температуру и интенсивность обдува. Чуть выше – удобный интерфейс стандартной аудиосистемы и его экран. Блок управления светом, а также традиционно единственный подрулевой переключатель, управляющий «поворотниками», стеклоочистителями и светом, расположены слева. Панель приборов сделана в строгом стиле с четырьмя круглыми указателями в хромированных ободках и двумя монохромными информационными дисплеями между ними…
На задних сиденьях будет комфортно как двоим, так и троим. Места с запасом и в продольном направлении, и по высоте, и в ширину. Также у задних пассажиров есть мини-«бардачок» и отдельная розетка на 12В. Багажник имеет базовый объем 545 л, а при необходимости в перевозке крупногабаритного груза можно разложить задние сиденья. С этим справится даже хрупкая женщина – сиденья складываются в пропорции 1:2, а пол грузового отсека получается ровным. Максимальный объем перевозимого груза превышает 2 кубометра.
Ключ у B-Class необычный, без железного жала, вставляется в соответствующий слот справа от рулевой колонки. На холостых оборотах двигателя практически не слышно в салоне, да и вообще он достаточно тихий, как для дизеля. Селектор вариатора перемещается по удобной кривой прорези, так что не промахнешься мимо нужной позиции. Отклики на педаль газа плавные, задержки небольшие.
При разгоне мотор работает на стабильных оборотах, но если захочется чтобы он работал как «автомат» – можно воспользоваться ручным режимом. В спортивном режиме при разгоне обороты становятся немного выше, а в режиме максимального ускорения стрелка тахометра стоит на отметке 4000 об/мин…