Испания не входит в число мировых лидеров автопромышленности, но автомобили там строили еще сто лет назад. В свое время роскошные Hispano-Suiza и скоростные Pegaso пользовались спросом у европейской элиты. Но это была мелкосерийная продукция, а по-настоящему массовыми стали автомобили SEAT. В этом году испанская компания празднует свое 70-летие.
Первенец SEAT 1400 1953 года
История SEAT берет начало в конце 40-х, когда у испанской власти родилась идея создать национальную автомобильную марку. Переговоры велись с Volkswagen и Fiat, и именно итальянский концерн был выбран в качестве партнера, ведь в 30-х он уже построил автозавод в Испании.
SEAT 600 1957 года
О создании компании SEAT (Sociedad Española de Automóviles de Turismo «Испанское сообщество легковых автомобилей для туризма») объявили 9 мая 1950 года и практически сразу в пригороде Барселоны Мартореле началось строительство завода. Место выбрали не зря – предприятие расположилось в свободной экономической зоне, что позволило сэкономить на налогах. В новый проект инвесторы вложили 600 млн. песет (3,6 млн. евро по современному курсу).
Четырехдверный SEAT 800 разработали своими силами
Три года спустя, 5 июня 1953 года с конвейера сошел первенец SEAT 1400 – лицензионная версия модели Fiat 1400. Седан среднего класса длиной 4,2 м отличался современным на то время обтекаемым дизайном от Данте Джакозы, а 1,4-литровый 44-сильный мотор позволял развивать 120 км/ч.
SEAT 1500 1963 года
Поначалу автомобили полностью собирали из итальянских комплектов, но со временем локализацию довели до 93%. Ежегодно предприятие выпускало примерно по 10 тыс. автомобилей в год. Постепенно мощность подняли до 50, а затем – и до 58 л. с.
Заряженный SEAT 600 Abarth
Впрочем, SEAT 1400 не был доступным среднестатистическому испанцу – страна хоть и не принимала участие во Второй мировой войне, но сильно пострадала от войны гражданской. Поэтому в 1957 году было решено запустить в производство более доступный Fiat 600.
SEAT 850 Sport Spider 1969 года
Нетрудно догадаться, что новинку назвали SEAT 600. Недорогая модель стала гораздо популярнее – маленький автомобиль с расположенным сзади 19-сильным мотором стал по-настоящему культовым – до 1973 года выпустили около 800 тыс. машин. Со временем появился кабриолет со сдвижной крышей.
SEAT 124 — испанский брат Жигулей
Также на базе автомобиля испанские инженеры своими силами создали четырехдверную версию SEAT 800 (у Fiat такого варианта не было) с более мощным 21-сильным мотором. Представили и заряженные модификации от Abarth мощностью до 110 л. с. – они развивали 215 км/ч.
SEAT 124 Sport 1970 года
В 1963 году на смену модели 1400 пришел новый SEAT 1500. Он был построен на базе Fiat 2300, но получил менее мощный 1,5-литровый мотор на 73 л. с. Позже линейку расширила экономичная дизельная версия, которая была особенно популярна в кузове универсал.
SEAT 1200 Sport — первая самостоятельная модель марки
Три года спустя нишу между моделями 600 и 1500 занял SEAT 850. Поначалу появился седан (такой версии у родственного Fiat 850 не было, ее создали специально для Испании), а затем линейку расширили элегантные купе и кабриолет работы Bertone.
SEAT 133 1974 года
Ну а SEAT 124 и 1430 – собратья хорошо известных у нас ВАЗ-2101 и 2103. Впрочем, есть и разница – на Пиренеях выпускали не только седаны и универсалы, но и купе 124 Sport с двигателями мощностью 90-118 л. с. Самый дорогой вариант развивал 185 км/ч.
SEAT 128 1976 года
В начале 70-х испанское предприятие наладило выпуск компактного Fiat 127 и большого седана 132. Постепенно наряду с копиями Fiat в линейке SEAT стали появляться и самостоятельные модели. Первым стал трехдверный хетчбэк 1200 Sport 1975 года с модным на то время граненым дизайном. Примечательно, что переднюю часть автомобиля окрашивали в черный цвет. На выбор предлагали бензиновые моторы объемом 1,2 л (67 л. с.) и 1,4 л (77 л. с.).
Папамобиль SEAT Panda
Затем появился миниатюрный заднемоторный SEAT 133: с виду он напоминал знаменитый Fiat 126, но не имел с ним ничего общего и был самостоятельной разработкой. А SEAT 128 отличался от итальянского собрата типом кузова – это было стильное трехдверное купе. Испанское предприятие существенно нарастило производство, ведь уровень жизни в стране улучшился и продажи автомобилей выросли.
SEAT Ibiza 1984 года
Компания нуждалась в инвестициях для расширения производственных мощностей, однако основной инвестор Fiat отказался помочь. В результате конфликта с испанским правительством итальянский концерн в 1982 году вышел из совместного предприятия, хотя модели Fiat еще производили несколько лет после этого и обновляли уже своими силами. Особенно был популярен хетчбэк Panda, причем именно в Испании его переделали в авто для Папы Римского.
SEAT Toledo 1991 года
Тем не менее, новые партнеры нашлись очень быстро – уже через несколько месяцев было подписано соглашение о сотрудничестве с Volkswagen. Для испанской марки это обозначило начало нового важного этапа. Два года спустя появились первые плоды сотрудничества – хетчбэк Ibiza и седан Malaga. Над дизайном автомобилей поработал Джорджетто Джуджаро.
SEAT Ibiza Cupra 1996 года
В 1986 году Volkswagen приобрел 51% акций SEAT и испанская компания стала частью немецкого концерна. Новые владельцы взялись изменить имидж марки – добавили ей горячего испанского характера. В соответствии с этой концепцией обновили и модельный ряд, причем с использованием платформ Volkswagen. Так, второе поколение Ibiza в 1992 году породнилось с Volkswagen Polo, а SEAT Toledo и Leon построили на платформе Golf. Впрочем, следует отметить, что дизайн моделей получился самобытным и это не были копии немецких авто. Появились городской хетчбэк А-класса Arosa и мини-вэн Alhambra.
SEAT Leon Cupra 2001 года
С 1996 года в линейке марки появились заряженные версии от спортивного подразделения Cupra (Cup Racing). Ibiza Cupra получил 150-сильный мотор, а Leon Cupra оснащали турбодвигателями мощностью 180-225 л. с. Автомобилям доработали ходовую и установили более эффективные тормоза.
SEAT Leon дважды выигрывал чемпионат WTCC
В начале XXI века за дизайн SEAT взялся испанский стилист Вальтер да Силва. Спроектированные им Leon, Toledo и Altea выделялись элегантным и весьма нестандартным дизайном. А еще марка отметилась в кузовном чемпионате мира WTCC – дизельные SEAT Leon в 2008-2009 годах не знали себе равных и дважды принесли заводской команде чемпионство.
SEAT Ateca — первый вседорожник марки
Сейчас линейка SEAT широкая и разнообразная. В ней есть миниатюрный Mii и вседорожники Ateca и Tarraco. Остается в строю Alhambra и Leon, а Ibiza стала самой массовой моделью в истории – выпустили почти 6 миллионов хетчбэков. Заряженные Cupra выделили в отдельную марку, причем она уже самостоятельно разработала первую собственную модель Formentor. Новый этап в истории SEAT открывает электромобиль el-Born, который должен поступить в продажу уже в нынешнем году.