Первый Forester (в переводе с английского – «лесник») появился на рынке 10 лет назад. С тех пор покупатели «нарубили немало дров» и оценили достоинства двух поколений, каждое из которых успело пережить значительные модернизации. Неизменными оставались лишь принципы построения вседорожника. Машина всегда базировалась на платформе седана C-класса Impreza и имела продольно расположенный силовой агрегат. Автомобиль радовал хозяев на дорогах с твердым покрытием, ни у кого не возникало сомнений в правильности инженерных решений в этой области. Благодаря наличию полного привода и немалого дорожного просвета в списке маршрутов владельца «Лесника» могли быть и вылазки на легкое бездорожье. Сегодня у нас на тест-драйве третье поколение вседорожника, и мы попытаемся узнать, на что конструкторы сделали упор в «новой главе».
Итак, размеры… Даже если вы не хотели изучать цифры, все станет ясно после первого же осмотра машины. Прибавка в длину 75 мм (4560 мм), в высоту 110(!) мм (1700 мм), в ширину 45 мм (1780 мм). Размер колесной базы вырос на целых 9 см и теперь составляет 2615 мм. Внешние габариты позволяют с первого взгляда оценить машину «на размер больше», а исходя из дизайна, можно делать выводы о родстве с Impreza. Если раньше Forester`ы между собой роднила форма кузова, вернее его силовой структуры, то сегодняшняя машина – исключение из правил. Как собственно и ситуация с донором. Передняя часть машины, наверное, единственное место, которое с некоторой натяжкой можно сравнивать с аналогичной деталью у предшественника. Здесь, как и ранее, обосновались крупные прямоугольные фары, а решетка радиатора получила плавные и спокойные обводы. Противотуманные фары занимают свое привычное положение в крайних точках бампера, а по центру размещена оригинальная серебристая накладка, имитирующая стальную защиту. Следует отметить укоротившиеся свесы кузова – они в предыдущем автомобиле зачастую мешали съехать с дороги в крутой овраг. Кроме их длины, проработали и конфигурацию – угол въезда благодаря проведенной работе увеличен. Сбоку атрибутом Forester являются большие корпусы наружных зеркал, а с открытием дверей обнаруживается и наличие традиционных оконных рамок, которые ранее не устанавливались.
На крыше закреплены мощные рейлинги, а большие колеса обрамляют рельефные арки. Задняя часть – один из наглядных примеров нового стиля марки. Если раньше «корму» было легко идентифицировать по фонарям или форме стекла, то теперь там находятся вертикальные стойки задней двери и модные светоблоки с прозрачными колпаками, затекающими на боковины. Технические новшества заметны и сзади. Например, разнесенная на две стороны выпускная система получила намного больший объем, что позволяет не только успешно бороться с шумом двигателя, но и уменьшать сопротивление выхлопным газам. В целом внешность автомобиля воспринимается по-новому, за счет новых пропорций и размеров, а свежие черты фирменного дизайна подчеркивают современную моду. В случае, если автомобиль оборудован системой бесключевого доступа, для разблокировки замков достаточно нажать на миниатюрную кнопку на дверной ручке. Устраиваясь на рабочем месте водителя, акцентируем внимание на удобстве посадки. Сиденья в новой машине установлены выше, чем прежде, а двери открываются на больший угол, что облегчает процедуру посадки. Обзорность с места водителя можно оценить очень хорошо. При маневрировании в городских условиях из Forester удобнее прогнозировать дорожную ситуацию, в поворотах не мешают стойки лобового стекла, а наружные зеркала с большой рабочей площадью позволяют непринужденно поворачивать руль при перестроениях.
Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а диапазон электрифицированных настроек водительского сиденья подойдет даже людям ростом более 190 см. Сиденье хорошо распределяет нагрузки. На верхних спицах рулевого колеса сгруппированы кнопки управления аудиосистемой и круиз-контролем. Если перед вами автомобиль с бесключевой системой запуска двигателя, в левом углу панели приборов будет установлена соответствующая большая кнопка. В противном случае – на традиционном месте находится замок зажигания, в который вставляется обычный ключ. Кроме кнопки запуска двигателя слева можно найти блок регулировки зеркал и регулировки яркости подсветки приборов. Перед глазами водителя – новая панель инструментов с голубоватыми шкалами и постоянной подсветкой. На ней всего три стрелочных указателя – спидометр, тахометр и указатель остатка топлива в баке. Информацию о температуре охлаждающей жидкости сообщат две контрольные лампы. Центральную консоль венчает аккуратный дисплей, на который выводятся показания среднего расхода топлива, часов и забортной температуры. Блок аудиосистемы отныне «переваривает» диски с форматом записей МР3 и может иметь чейнджер на 6 дисков. Неплохой звук обеспечивается 7 динамиками, раскиданными по салону. В середине центральной консоли – два прямоугольных дефлектора вентиляции, а немного ниже – удобный блок климат-контроля с тремя вращающимися рукоятками.
Для того чтобы нажать на любую из кнопок или рычажков, тянуться не придется – места установки всех органов управления эргономически выверены. Между рычагом коробки передач и центральной консолью разместился достаточно вместительный отсек для мелочей, в котором предусмотрели мягкую голубую подсветку. В случае выбора автомобиля с механической коробкой передач, позади рукоятки переключения, как и ранее, будет располагаться рычаг раздаточной коробки, с помощью которого есть возможность включить пониженную передачу (передаточное отношение 1:1,447). Подлокотник можно передвигать, а если вы привыкли носить с собой персональный компьютер, то удобное место для него можно организовать, сложив лоток и перегородку с центрального тоннеля. Заметим, что последняя операция осуществима лишь в автомобилях с автоматической коробкой передач, приверженцам «механики» вместо лотка доступны подстаканники. Перчаточный ящик можно назвать средним по размеру, туда при необходимости поместятся бумаги формата А4. Подчеркнем и новый дизайн панели, и более качественные материалы, и уровень подгонки панелей.
На заднем сиденье стало значительно просторнее. Здесь с комфортом разместятся двое взрослых, а при необходимости сядут и трое, не особо стесняя друг друга. Высота и ширина в этом месте выросли соответственно на 45 и 65 мм, а пространство для ног выросло сразу на 110 мм. Для большего удобства поездки есть возможность достать центральный подлокотник, а из подушки сиденья вынимается небольшой «столик» с подстаканниками. В картах задних дверей, как и спереди, карманы отформованы для размещения бутылок. Пассажиры могут самостоятельно регулировать угол наклона спинок сиденья разделенного в пропорции 2:3 – для этого в его боковинах установлены аккуратные кнопки. Восприятие автомобиля просторным есть еще и за счет опционального панорамного люка с электроприводом, занимающим чуть ли не половину крыши. Эта опция была знакома и предыдущим владельцам Forester, а подобные решения встречаются не часто.
Самое время поговорить и о багажнике – ведь зачастую именно он является предметом споров при выборе универсала повышенной проходимости. Forester нашел чем отличиться и здесь: объем багажного отсека возрос до 450 л, а благодаря компактной задней подвеске удалось увеличить расстояние между колесными арками и высоту. Кроме того, электромагнитный привод замка позволяет без особых усилий разблокировать дверь. Ввиду установленной полноразмерной «запаски» пол подобно Impreza немного приподнимается к передней части автомобиля, а если сложить спинки заднего дивана, то образуется абсолютно ровная поверхность.
Как и ранее, вседорожник доступен лишь с оппозитными двигателями. Они могут иметь объем 2,0 или 2,5 л, а последний также предлагается в версии с турбонаддувом. Меньший мотор развивает 150 л. с. при 6000 об/мин и 196 Н·м при 3200 об/мин, а 2,5-литровый в зависимости от отсутствия или наличия нагнетателя может выдавать 173 л. с. при 6000 об/мин и 245 Н·м при 4000 об/мин, либо 230 л. с. при 5200 об/мин и 320 Н·м при 2800 об/мин. Все двигатели стали экономичнее благодаря новым конструкциям головок блока, оптимизации формы камеры сгорания и изменению конструкции впускного канала. Впускной коллектор более короткий, а диаметр его труб увеличен. Коробок передач предложено две – 5-ступенчатая «механика» и 4-ступенчатая автоматическая коробка передач с возможностью ручного выбора ступени Sportshift. Пружинные подвески перекочевали с небольшими изменениями с новой Impreza: спереди это традиционный МсPherson, а сзади – многорычажная схема.
Рассмотрим отличия в ходовой части. Как известно все Forester производятся с полноприводной трансмиссией, а в зависимости от коробки передач есть и различия. В паре с механической коробкой устанавливается простой межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой, а для версий с «автоматом» предусмотрена многодисковая электромагнитная муфта в приводе задней оси с электронным управлением. Помимо вариаций на тему полного привода, есть разница и в устройстве рулевого управления. Если атмосферные моторы получают электроусилитель, то турбированные оборудованы более традиционным гидроусилителем.
Вспоминая прошлого «Лесника», захотелось ознакомиться и с тормозной системой. Отныне даже задние механизмы встречаются только дисковые. Передние, естественно, вентилируемые, а страхующая электроника включает ABS, EBD, антипробуксовочную систему TCS и систему стабилизации VDC. Хорошо проработана и пассивная безопасность. Кроме пересмотренной силовой структуры кузова с зонами запрограммированной деформации, в базовой комплектации устанавливается 6 подушек безопасности (фронтальные, боковые и надувные «занавески»). В случае наезда сзади предусмотрены активные подголовники и специальная ударопоглощающая конструкция спинки сиденья.
Для ездового тест-драйва мы выбрали турбированную версию вседорожника с автоматической коробкой передач. Сразу же после старта с места внимание водителя и пассажиров привлекает высокий уровень комфорта подвески. Если ранее машине была присуща хорошая энергоемкость, а в быстрых виражах Forester проявлял замашки спортсмена, то теперь ко всему этому добавилось и приятное чувство демпфирования неровностей. Несмотря на большие 17-дюймовые диски с резиной 225/55 R17 мелкие и средние неровности остаются практически незамеченными. И лишь на откровенных выбоинах кузов повторит профиль дороги, да и то – в заметно смягченной форме. На трассе водитель чувствует себя расслаблено и непринужденно – рулевое управление реагирует на отклонения не резко, но вполне предсказуемо. В быстрых поворотах высокий кузов наклоняется, а мелкие неровности практически не сбивают вседорожник с траектории…