Марка Porsche прославилась своими скоростными спортивными моделями и громкими гоночными достижениями. Это детище самого знаменитого в мире автоконструктора и его семьи. В этом году немецкая компания празднует свой 70-летний юбилей.
Фердинанд Порше
Хотя компания Porsche появилась 70 лет назад, имя ее основателя было известно задолго до этого. Инженер Фердинанд Порше прославился как создатель знаменитого «Жука» Volkswagen Beetle и не только: он создал первый гибрид, изобрел мотор-колесо и торсионную подвеску. Он также проектировал чемпионские болиды Mercedes-Benz и Auto-Union, но всю жизнь мечтал выпускать автомобили под своим именем.
Гибрид Lohner-Porsche 1901 года
Конструкторское бюро Порше было основано еще в 1931 году. До Второй мировой войны удалось создать лишь три прототипа Туре 64 для соревнований Берлин-Рим. Власти заставляли работать над выпуском военной техники: Фердинанду Порше пришлось разрабатывать танки «Тигр» и превращать Beetle во вседорожные Kubelwagen.
Porsche Type 64 1939 года
Не сразу удалось начать дело и после войны. За сотрудничество с военными конструктора (и его сына Фердинанда-младшего) арестовали союзники. Но не выдвинули никаких обвинений, ведь изобретатель не совершил военных преступлений. Фердинанда Порше продержали два года во французской тюрьме без суда и следствия, хотя его сына отпустили. Поговаривают, что таким образом местные власти хотели склонить его к сотрудничеству, дабы он помог возродить французскую автомобильную промышленность.
Самый первый Porsche 356 1948 года был среднемоторным
После освобождения Фердинанд-младший вернулся на родину в Австрию и в городке Гмунд начал работу над новым спортивным автомобилем. Агрегаты он позаимствовал у одного творения отца – Volkswagen Beetle, – а среднемоторную компоновку – у другого его шедевра – Auto-Union. Кузов и раму кабриолета изготовили из легких алюминиевых сплавов и он весил всего 589 кг. Автор дизайна «Жука» Эрвин Коменда создал стремительный обтекаемый кузов. Форсированный оппозитный четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1,1 л развивал мощность 40 л. с., что позволяло разгоняться до 130 км/ч.
Porsche 356 1950 года стал заднемоторным
Фердинанд Порше-младший показал проект вернувшемуся из тюрьмы отцу, и тот его одобрил. А 8 июня 1948 года выкатили из мастерской первый готовый автомобиль, который получил название Porsche No.1. Фердинанд-младший лично испытывал родстер на альпийских серпантинах. А всего через две недели Porsche No.1 уже выиграл первое соревнования – горную гонку в Инсбруке. В Гмунде наладили ручную сборку и до конца года выпустили 52 автомобиля. К кабриолету прибавилось купе, которое заняло первое место в своем классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане.
Porsche 356A Speedster 1955 года
Вскоре Фердинанду Порше удалось договориться с немецкими автодилерами и перенести производство в Штутгарт. Когда после длительного отсутствия конструктор вернулся в Германию и увидел на автобане целые колонны Volkswagen Beetle, то заплакал от радости.
Porsche 550 Spyder 1954 года
Немецкие Porsche заметно отличались от своих собратьев австрийской сборки. Прежде всего, двигатель переместили в задний свес по примеру Volkswagen. С тех пор заднемоторная компоновка стала визитной карточкой Porsche так же, как и оппозитные двигатели с воздушным охлаждением. Для уменьшения затрат на сборку кузова начали делать из стали. В Штутгарте удалось увеличить производство автомобилей до 140 штук в месяц. Когда в 1950 году Фердинанд Порше праздновал 75-летний юбилей, владельцы всех выпущенных Porsche 356 приехали со всех концов Европы к его дому с поздравлениями. Растроганный именинник лично пожал руку каждому гостю.
Porsche 356B 2000 GS Carrera 2 1962 года
Когда 30 января 1952 года Фердинанда Порше не стало, управление компанией принял его сын. Он продолжил развитие «семейства» 356. Объем двигателя подняли до 1,3 л, а мощность – до 44 л. с. Появились 1,5-литровые 110-сильные версии 356 Carrera, названные в честь победы Porsche в мексиканской гонке Carrera Panamericana.
Porsche 356C 1963 года
Через год на Парижском автосалоне показали легкий кабриолет Porsche 550 – первую чисто гоночную модель компании. Он весил всего 612 кг, а двигатель от купе Carrera разгонял его до 225 км/ч. В 1956 году за рулем этого автомобиля гонщик Умберто Маджиоли выиграл гонку Targa Florio – это была первая по-настоящему громкая победа Porsche. За ней последовало первое место на Нюрбургринге.
Первый Porsche 911 1964 года
Дальнейшее развитие модели – невероятно низкий Porsche 718 RS со 150-сильным двигателем, способный достичь 250 км/ч. Он повторил достижение в Targa Florio, а в 1960 году триумфовал в 12-часовой гонке в Себринге. На основе родстера создали и первый болид Формулы-1 – Porsche 804, который в 1962 году принес победу в Гран-при Франции.
Болид Формулы-1 Porsche 804
Дорожные Porsche 356 становились все совершеннее. В 1956 году презентовали обновленный 356А. Особенно популярным оказался новый 356А Speedster, созданный специально для США. За ним последовали 356В и 356С. Их оснащали двигателями мощностью от 60 до 90 л. с., а для гонок мелкими сериями выпускались модели Carrera 2 с моторами мощностью 130 л. с. Настоящим ценителям дизайна предлагали 356В Carrera GTL Abarth с кузовом от Zagato.
Porsche 911 Targa дал название новому типу кузова
Но к началу 60-х годов стало понятно, что Porsche 356 уже устарел, и начались работы над его преемником. Задание поручили Фердинанду-Александру Порше – сыну Фердинанда Порше-младшего. Компоновка новинки не обсуждалась – естественно, заднемоторная. Первые прототипы были готовы в 1961 году, а через два года на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют модели 901. Однако презентацию омрачил скандал: представители Peugeot заявили о нарушении авторских прав, ведь они зарезервировали за собой все цифровые индексы с нулем посередине. Пришлось переименовать новинку в 911. Ей было суждено стать основной моделью вплоть до наших дней.
Porsche 906 1966 года
Поначалу купе оснастили 130-сильным 2,0-литровым двигателем, который разгонял его до 210 км/ч. Вскоре появились и более быстрые 911S с моторами мощностью 160 и 190 л. с. Первое время выпускали и доступную версию 912 с 1,6-литровой 90-сильной «четверкой» от модели 356. А вот от кабриолета пришлось отказаться почти сразу. Поскольку кузов не отвечал американским нормам безопасности, вместо него создали необычный 911 Targa со съемными панелями крыши и панорамным задним стеклом. Модель назвали в честь многочисленных побед в Targa Florio, однако вскоре это имя закрепилось за таким типом кузова.
Porsche 914 1969 года
Параллельно с 911 разрабатывали и абсолютно новую линейку среднемоторных гоночных автомобилей. Первым в 1964 году дебютировал Porsche 904 Carrera GTS. Поскольку это не серийная модель, то у Peugeot не возникло претензий к этому индексу. Кузов купе изготовили из стеклопластика на авиационном заводе Henkel, поэтому автомобиль весил 640 кг. Мотора мощностью 180 л. с. вполне хватало, чтобы достичь 260 км/ч. Автомобиль не имел равных в своем классе: занял первые места в Ле-Мане и Себринге, в очередной раз победил в Targa Florio. Спортпрототип оказался настолько успешным, что даже завоевал второе место в снежном ралли Монте-Карло. А вскоре его достижение превзошел обычный 911 – победил там в 1969 году.
Porsche 911 Carrera RS 2,7 1973 года
Еще более совершенной оказалась следующая модель – 906 Carrera 6 1966 года. Ее рама впервые в мире была изготовлена из легкого и прочного титана, поэтому масса составила всего 580 кг. Низкий обтекаемый автомобиль испытали в аэродинамической трубе. Результат – отличная аэродинамика, позволяющая развить 280 км/ч с 220-сильным мотором. На счету 906 первые места в Targa Florio, Дайтоне, Себринге и Монце. А в Ле-Мане Porsche заняли четвертое, пятое, шестое и седьмое места, уступив лишь сверхмощным Ford GT40 и победив все Ferrari.
Porsche 917 принес марке две первых победы в Ле-Мане
Вершиной «семейства» стал невероятный Porsche 917, творение талантливого Фердинанда Пиха – племянника Фердинанда Порше. Его оснастили уникальным 12-цилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением мощностью 580 л. с. На прямых в Ле-Мане он разгонялся до 360-380 км/ч. Неудивительно, что эта трасса покорилась ему дважды (в 1970 и 1971 годах), а команда праздновала победу в чемпионате мира. Конкуренты просто не могли угнаться за Porsche 917, поэтому они настояли на изменении регламента гонок. Когда автомобиль оказался вне закона в классе GT, его отправили в североамериканский чемпионат Can-Am. Местные умельцы превратили машину в настоящего монстра: сняли крышу, установили антикрыло, а двигатель оснастили турбонаддувом. Мощность достигла 1580 л. с. – рекордный показатель тех лет! Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 1,9 с, а на американских овалах достигал 394 км/ч.
Porsche 911 Turbo 1974 года
Золотой эрой гоночных побед Porsche стали 70-е. Автомобили Штутгарта не знали равных на гоночных трассах. Гроза кузовных чемпионатов – обычный серийный 911 Carrera RS 2,7 с 210-сильным двигателем и уменьшенным до 1075 кг весом. Этот автомобиль – король управляемого заноса – в умелых руках превращался в мощное оружие на извивистых трассах.
Porsche 924 1976 года
Для увеличения мощности в Porsche одними из первых стали массово применять турбонаддув в гоночных моделях. В соревнованиях появились Porsche 935 (гоночные версии 911) с 3,2-литровыми двигателями мощностью 950 л. с., способные развить 390 км/ч. На их счету свыше 150 побед (в том числе триумф в Ле-Мане 1979 года), многочисленные успехи в Дайтоне и Себринге. Четыре года подряд 035 не оставлял шанса для соперников в чемпионате мира. Еще три победы в Ле-Мане на Porsche 936 одержал знаменитый Джеки Икс.
Porsche 935 1979 года
Успешный опыт использования турбонаддува подтолкнул к созданию серийной модели – Porsche 911 Turbo. Поначалу планировали выпустить его ограниченной серией в 500 штук для допуска к соревнованиям гоночной версии 934. Но он оказался настолько популярным, что за год выпустили вчетверо больше автомобилей. Купе получило 3,0-литровый 260-сильный турбомотор, а вскоре мощность подняли до 300 л. с. Динамика по тем временам считалась отличной: 5,4 с до 100 км/ч и максимальные 260 км/ч. Улучшению управляемости способствовали огромное антикрыло и расширенная колея задних колес.
Porsche 928 1978 года
Но не только сверхдорогие Turbo выпускали в Штутгарте. Совместно с концерном Volkswagen создали доступную модель 914. С 1969 по 1976 год продали 118 тыс. этих автомобилей. На смену ей пришел Porsche 924 – первая переднемоторная модель компании. Изначально его разрабатывали для Audi, но затем заказчик отказался от автомобиля, и он пошел в серию с логотипом Porsche. Кстати, мало кто знает, что в Штутгарте занимались доводкой ВАЗ-2108.
Porsche 956 1982 года
Вслед за Porsche 924 появилась целая серия переднемоторных моделей – туристическое купе 928 с 4,5-литровой «восьмеркой», более доступные 944 и 968 с двигателями мощностью 160-250 л. с. Казалось, будущее за ними, и руководство даже задумалось над прекращением выпуска 911. Тем более что из-за новых экологических требований ее прекратили продавать в США с 1980 года. Но в конце концов совет директоров отказался от этой затеи и оставило флагман в производстве. А в 1985 году он вернулся в Штаты с новой кузовной версией – кабриолетом – и 3,2-литровым 231-сильным мотором. Специально для американцев оснащение пополнили электростеклоподъемниками, кондиционером, центральным замком, электроприводом сидений и кассетной магнитолой.
Porsche 959 1987 года
В 1982 году на гоночные трассы вышло новое поколение бойцов. Для такого класса спортпрототипов группы С создали Porsche 956 с турбодвигателем мощностью 635 л. с. На его счету – победы в Ле-Мане в 1982-1985 годах и непревзойденный доныне рекорд трассы Нюрбургринг: он промчался по 20,8-километровому кольцу за 6 минут, 11,13 с. В 1986 году эстафету подхватил Porsche 962 и записал на свой счет еще три победы в 24-часовой гонке и два чемпионских титула.
Полноприводной Porsche 911 Carrera 4 1988 года
Компания из Штутгарта вернулась в «Формулу-1» – ее двигатели установили в болидах McLaren. Результат – чемпионство Ники Лауды (1984 год) и Алена Проста (1985 и 1986 года). В 1984 году полноприводный Porsche 911 выиграл ралли Париж-Даккар. Следующей целью должен быть чемпионат мира по ралли, для которого разработали полноприводное среднемоторное купе 959. Но правила изменились, и готовый автомобиль остался не у дел. Тогда его заявили на Париж-Даккар 1986 года, и он с легкостью его выиграл.
Porsche Boxster 1996 года
Чтобы компенсировать затраты на разработку 959, его решили выпустить ограниченной серией и продать по цене в 225 тыс. долларов. В этом купе были собраны все технические новшества тех лет: полный привод, ABS, активная подвеска с изменяемым дорожным просветом. Двигатель объемом 2,8 л с турбонаддувом развивал 450 л. с. Максимальная скорость достигала 317 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 3,7 с. Всего выпустили 337 таких купе.
Porsche 911 GT3 1999 года
Систему полного привода 959 успешно применили на обновленном 911 Carrera 4 1989 года. Еще одним новшеством стала знаменитая автоматическая трансмиссия Tiptronic с возможностью ручного переключения передач. Мощность двигателя подняли до 250 л. с. в обычной версии и до 360 л. с. – в Turbo.
Porsche Cayenne 2002 года
Последние два десятилетия развития Porsche заслуживают отдельного рассказа. Появились новые Boxster и Cayman, скоростные 911 GT3 и Carrera GT. Но по-настоящему удачным стал вседорожник Cayenne: он сейчас является самой прибыльной моделью марки. Его успех подтолкнул к созданию младшего Porsche Macan и хетчбэка Panamera.
Porsche Carrera GT, 2004 год
Хотя, конечно, имидж марки поддерживают скоростные спортивные автомобили – такие, как 880-сильный гибрид Porsche 918 или 700-сильный Porsche 911 GT2, побивший рекорд Нюрбургринга. А еще немецкая команда продолжает выигрывать в Ле-Мане и этих побед у нее целых 20, из которых 7 – подряд.
Porsche 918 2014 года
Теперь Porsche является частью концерна Volkswagen, что и неудивительно, учитывая общие корни двух марок. Компания развивается и готовится открыть для себя новое направление: совсем скоро появится электромобиль Porsche Taycan.
Современный Porsche 911 сохраняет фирменный дизайн