Страницы истории Volkswagen: юбилей народного автомобиля

Поначалу автомобили, как и любое новое изобретение, были баснословно дорогими, а потому их могли позволить себе лишь очень зажиточные люди. Но постепенно самодвижущиеся экипажи начали завоевывать мир, стали дешевле. Путевку в жизнь массовым «народным» моделям дал Генри Форд: благодаря конвейерной сборке его знаменитый Ford T посадил Америку на колеса. Но наибольшего успеха в создании массовых авто добился, несомненно, Volkswagen. Собственно, в переводе с немецкого название марки и значит «народный автомобиль». В этом году компания празднует свое 80-летие.

Фердинанд Порше

Фердинанд Порше — отец Volkswagen

Volkswagen изначально создавали, как производителя одной модели, причем очень массовой. В 1933 году правительство Германии объявило конкурс на создание недорогой машины. Она должна была вмещать троих взрослых и двоих детей, развивать 100 км/ч на автобане и при этом стоить 990 рейхсмарок – приблизительно столько же, сколько и мотоцикл. Средняя зарплата в Германии тогда составляла 128 рейхсмарок в месяц, то есть автомобиль должен был стать доступен практически каждому.

ПервыйVolkswagen 1938 года

ПервыйVolkswagen 1938 года

Выполнить задачу взялся один из лучших конструкторов своего времени Фердинанд Порше. Он еще с 1931 года работал над компактными моделями и уже создал концепты Туре 12 – обтекаемое заднемоторное купе. Именно он и лег в основу будущего Volkswagen. Вскоре последовали новые прототипы Type 30 и Type 60. К слову, Порше работал не сам – огромное влияние на его работу оказал талантливый инженер Ганс Ледвинка и его Tatra V570. Два австрийских конструктора дружили и нередко обсуждали проекты, обменивались идеями.

Kubelwagen - военный брат Жука

Kubelwagen — военный брат Жука

В 1937 году выпустили 30 предсерийных прототипов, которые прошли почти 3 млн. км по дорогам Германии, а 28 мая 1938 года официально основали компанию Volkswagen. Год спустя на автосалоне в Берлине представили серийные двухдверный седан и кабриолет. Для своего времени она выглядела довольно оригинально. Заднемоторная компоновка способствовала увеличению внутреннего пространства в виду отсутствия карданного вала.

Первый серийный Volkswagen Beetle 1946 года

Первый серийный Volkswagen Beetle 1946 года

Volkswagen оснастили простым и неприхотливый 1,0-литровый оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с. Добиться проектной скорости помог обтекаемый кузов с низким коэффициентом лобового сопротивления – 0,41. Благодаря ему и расход топлива оказался небольшим – 10 л/100 км. Интересно, что к шасси кузов крепился всего 18 болтами. Прогрессивной была и независимая торсионная подвеска всех колес со стабилизаторами поперечной устойчивости.

Кабриолет Volkswagen Beetle 1949 года

Кабриолет Volkswagen Beetle 1949 года

Для выпуска Volkswagen решили возвести новый огромный завод в Вольфсбурге. Для сбора денег на его постройку организовали лотерею, победители которой стали бы счастливыми обладателями нового автомобиля. Но свои призы они так и не получили. Собрали лишь небольшую серию Volkswagen, а с началом Второй мировой войны в заводских цехах началось производство техники для армии. И тут неожиданно пригодился проект народного автомобиля: на его платформе создали легкий вседорожник Kübelwagen и даже амфибию Schwimmwagen. В сложных условиях конструкция Порше оказалась на удивление надежной.

Volkswagen T1 1950 года

Микроавтобус Volkswagen T1 1950 года

Естественно, предприятие в Вольфсбурге стало одной из важнейших целей для союзных бомбардировщиков и к 1945 году было серьезно повреждено. Когда в город вошли войска антигитлеровской коалиции, то решили оставшееся оборудование вывезти в Великобританию или США, но ни одного автопроизводителя оно не заинтересовало. Даже сам Генри Форд от него отказался. И тогда представитель британской временной администрации майор Айван Хёрст решил восстановить завод. Он убедил вышестоящее командование заказать 20 тыс. Volkswagen. До конца 1945 года собрали 1785 автомобилей, а с 1946 года уже начали выпускать по 1000 машин в месяц.

Porsche 356 также ведет свою родословную от Жука

Porsche 356 также ведет свою родословную от Жука

Вскоре Volkswagen появились и в свободной продаже, причем модель обрела и название – Beetle (или Käfer на немецком). В переводе это означает «жук», ведь своим профилем и особенно формой крыши автомобиль действительно напоминает насекомое. Поначалу изготовляли только седан, но с 1949 года появился и кабриолет. Уже к 1955 году произвели миллион Volkswagen. Тогда же Beetle модернизировали – оснастили 1,2-литровым 32-сильным мотором и изменили дизайн задней части.

Volkswagen Karmann-Ghia, 1955 год

Volkswagen Karmann-Ghia, 1955 год

В 1950 году модельный ряд расширил оригинальный микроавтобус Volkswagen T1, также созданный на агрегатах Жука. Интересно, что поначалу его не думали производить: прототип создали рабочие завода для перевозки запчастей. Его увидел голландский автодилер Бен Пон и идея ему понравилась. Конечно, внешний вид заводского творения был очень простым, поэтому Пон самостоятельно разработал дизайн новинки.

Volkswagen Type 3 1600 Fastback 1965 года

Volkswagen Type 3 1600 Fastback 1965 года

Большие круглые фары «Жука» идеально вписались в стиль передней части, придав ей неповторимый колорит. В целях экономии установили разделенное лобовое стекло, а остальные окна сделали очень маленькими. На первых порах спрос на вэн был не слишком большим, но со временем он начал расти. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Но особенно его оценили представители субкультуры хиппи.

Volkswagen Passat 1973 года

Volkswagen Passat 1973 года

Кроме того, на агрегатах Beetle создали и Porsche 356 – дебютную модель другой знаменитой марки. Впрочем, у Volkswagen было и собственное купе – Karmann-Ghia 1955 года. Специалисты итальянского ателье Ghia создали очень элегантный кузов, хотя для него шасси Жука пришлось удлинить на 30 см. Пусть поначалу автомобиль не был слишком быстрым (115 км/ч), но зато выглядел эффектно.

Первый Volkswagen Golf 1974 года

Первый Volkswagen Golf 1974 года

Постепенно Volkswagen стал завоевывать популярность в Европе и особенно в США. Американцы, традиционно выбирающие крупные модели, буквально влюбились в компактный Beetle. Благодаря небольшой цене он стал особенно популярным среди молодежи. Но в 1961 году против Volkswagen начался судовой процесс: представители Tatra потребовали компенсацию за использование идей Ганса Ледвинки. Немецкая компания выплатила 3 млн. марок, но учитывая ее огромный капитал, сумма не особо повлияла на развитие Жука.

Volkswagen Scirocco 1974 года

Volkswagen Scirocco 1974 года

В 60-х руководство компании поняло, что одним «семейством» Beetle не стоит ограничиваться. Поэтому в 1963 году увидел мир заднемоторный Volkswagen Type 3, а пять лет спустя представили и линейку Type 4. Вместе с Porsche было создано купе 914. Именно в это время началось формирование концерна Volkswagen, ведь в 1969 году в его состав вошла марка Audi.

Volkswagen Polo 1975 года

Volkswagen Polo 1975 года

Совместно инженеры Volkswagen и Audi создали две родственные переднеприводные модели – Audi 80 и Volkswagen Passat. Их дизайн разработал известный стилист Джорджетто Джуджаро. Интересно, что изначально помимо седана и универсала предлагали и хетчбэк, и купе Passat. К слову, это стала первая модель марки с дизельными двигателями.

Volkswagen Golf GTI 1976 года - основатель сегмента заряженных хетчбэков

Volkswagen Golf GTI 1976 года — основатель сегмента заряженных хетчбэков

Параллельно постоянно совершенствовали и Beetle с его сородичами. Автомобили получили 12-вольтное электрообрудование, появились версии с 1,5-литровым 54-сильным мотором. Серьезно обновили салон всех моделей, а управляемость улучшили подвеска типа McPherson и передние дисковые тормоза.

Volkswagen T3 Transporter 1979 года

Volkswagen T3 Transporter 1979 года

В начале 70-х количество выпущенных Beetle достигло 15 млн. единиц. Но стало понятно, что конструкция сорокалетней давности постепенно начала устаревать. Поэтому уже в 1974 году увидел мир наследник Beetle – переднеприводной Golf с поперечным расположением двигателя. Дизайн снова поручили создать Джуджаро. Автомобиль очень удачно приняли и всего собрали 6,8 млн. машин первого поколения.

Volkswagen Golf II 1984 года

Volkswagen Golf II 1984 года

Очень быстро «семейство» Golf стали расширять. Так, в 1976 году увидела мир заряженная модификация GTI с 1,6-литровой 110-сильной «четверкой», способная разогнаться до 100 км/ч за 9 с и развить 180 км/ч. Golf GTI стал основателем сегмента «заряженных» хетчбэков. С 1979 года начался выпуск родственного седана Jetta, а год спустя появились кабриолет Golf и фургон Caddy.

Volkswagen New Beetle 1998 года

Volkswagen New Beetle 1998 года

Вслед за Golf последовали компактный Volkswagen Polo, микроавтобус Тransporter (T3)  и купе Scirocco. Впрочем, и история Beetle тогда не закончилась. Его выпуск продолжили в Бразилии, Венесуэле, Индонезии, Мексике и ЮАР. Автомобиль  сохранял популярность вплоть до начала XXI века. Последний Жук под звуки фанфар сошел с конвейера в мексиканском городе Пуэбло 30 июля 2003 года и отправился в заводской музей. Всего за 65 лет было выпущено 21,5 млн. Beetle.

Последний Жук сошел с конвейера в 2003 году

Последний Жук сошел с конвейера в 2003 году

В 1981 году увидел мир Passat второго поколения, а два года спустя презентовали и Golf II. С 1988 года наладили выпуск купе Volkswagen Corrado. Знаковым событием 80-х стало вхождение в концерн испанского Seat. А в 90-е немецкие менеджеры приобрели и, по сути, возродили Skoda, сделав ее самым успешным автопроизводителем Восточной Европы. Развитие ключевых моделей продолжилось: регулярно появлялись новые поколения Golf, Passat, Polo, Transporter.

Volkswagen Phaeton, 2002 год

Volkswagen Phaeton, 2002 год

В начале XXI века Volkswagen открыл для себя премиум-сегмент с седаном Phaeton и вседорожником Touareg. Культовый Beetle возродили в современном образе на агрегатах Golf. Кстати, инженеры концерна одними из первых начали активное развитие модульных платформ. Теперь архитектуру того же Golf использует свыше десятка моделей, среди которых – купе Audi TT, мини-вэн Touran, и вседорожники Volkswagen Tiguan и Skoda Karoq. Наконец восстановилась историческая справедливость в концерн вошла и марка Porsche: теперь оба детища Фердинанда Порше являются частью единого концерна.

Volkswagen Touareg 2002 года

Volkswagen Touareg 2002 года

Репутацию Volkswagen серьезно пошатнул Дизельгейт – скандал с махинациями вокруг уровня содержания вредных веществ в выхлопе дизельных моделей. Но, как ни странно, это не помешало немецкому концерну вырваться в лидеры мирового автопрома. За 2017 год Volkswagen Group продал свыше 10,7 млн. автомобилей по всему миру. Лидером, естественно, является Golf, который уже обошел Жук по популярности – выпущено свыше 30 млн. авто. Всего же с 1938 года произвели уже 150 млн. Volkswagen.

Электромобиль Volkswagen e-Golf 2017 года

Электромобиль Volkswagen e-Golf 2017 года

А недавно в Volkswagen озвучили планы на будущее – ставку сделают на электромобили. В его линейке уже есть электрический e-Golf, но основные надежды возлагаются на абсолютно новое «семейство» I.D., которое запустят в производство через два года. К 2025 году концерн планирует едегодно выпускать по миллиону электромобилей, то есть собирается стать мировым лидером и в этой отрасли. Хотя другого от авторов массовых Beetle, Golf и Passat и не стоило ожидать.

Электромобиль Volkswagen I.D.

Электромобиль Volkswagen I.D. станет серийным в 2020 году

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 05' 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *