Страницы истории Porsche 924, 944 и 968: спорткупе за разумные деньги

Марка Porsche прославилась благодаря своим заднемоторным моделям с оппозитными двигателями – таким, как легендарный Porsche 911 и его предшественник 356. Впрочем, были в ее истории и более традиционные переднемоторные автомобили с рядными моторами. Можно вспомнить туристическое купе Porsche 928, но были и болем доступные автомобили. Так, в 70-90-х годах, существовало целое «семейство»недорогих Porsche.

Porsche 924, 944 и 968 отличались компоновкой типа transaxle

Porsche 924, 944 и 968 отличались компоновкой типа transaxle

Первый Porsche 924 1976 года

Первый Porsche 924 1976 года

История доступных Porsche с передним расположением двигателя началась в 1973 году. Немецкая компания начала разработку абсолютно новой начальной модели, призванной сменить Porsche 914. Поначалу она, как и 914, должна была быть среднемоторной. Параллельно специалисты Porsche получили заказ от концерна Volkswagen на разработку «Проекта 425» — купе классической компоновки с двигателем спереди и задним приводом. Но когда «Проект 425» уже фактически был готов, грянул экономический кризис. В Volkswagen посчитали, что дешевле выпускать переднеприводное купе Scirocco на платформе Golf и от разработки Porsche отказались. Впрочем, модель оказалась настолько удачной, что в Porsche решили производить ее своими силами и присвоили обозначение 924. Тем более, что это позволило сэкономить деньги и не создавать наследника 914-го. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1976 году.

Третья дверь купе – полностью прозрачная

Третья дверь купе – полностью прозрачная

Компоновка transaxle подразумевала переднее расположение двигателя и трансмиссию в блоке с главной передачей у заднего моста

Компоновка transaxle подразумевала переднее расположение двигателя и трансмиссию в блоке с главной передачей у заднего моста

Porsche 924 представлял собою 4,2-метровое четырехместное купе с клиновидным профилем. Он привлекал внимание заостренным «носом» с выдвижными фарами и большим панорамным задним стеклом, служившим одновременно и третьей дверью. В салоне преобладали строгие рубленные линии. Бензиновую 2,0-литровую «четверку» с впрыском топлива мощностью 125 л. с. и 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач позаимствовали у Audi 100. Автомобиль весом всего 1080 кг разгонялся до 100 км/ч за 9,5 с и развивал 200 км/ч. Среди опций были кондиционер, огромный люк в крыше и 3-ступенчатый «автомат».

Салон Porsche 924

Салон Porsche 924

Porsche 924 Turbo 1979 года

Porsche 924 Turbo 1979 года

Интересно, что трансмиссия была размещена в одном блоке с главной передачей, то есть возле заднего моста. Такая компоновка, именуемая transaxle, способствует лучшему распределению веса по осям и, соответственно, хорошей управляемости. Она, кстати, отлично себя проявила, поэтому роскошное туристическое купе Porsche 928, также построенное по схеме transaxle.

Porsche 924S 1981 года

Porsche 924S 1981 года

Porsche 924 Carrera GT 1981 года

Porsche 924 Carrera GT 1981 года

Автомобиль получился очень успешным и за первый год было изготовлено свыше 25 тыс. 924. Конечно, важную роль в популярности сыграла низкая цена в 9400 долларов – почти вдвое дешевле базового Porsche 911. Вместе с тем, модель привлекала экономичностью и была гораздо легче в управлении, чем 911. Она неплохо проявила себя в ралли и европейских кольцевых гонках.

Porsche 924 Carrera GTS получил 245-сильный турбомотор

Porsche 924 Carrera GTS получил 245-сильный турбомотор

Porsche 944 представили в 1982 году

Porsche 944 представили в 1982 году

Постепенно модельный ряд 924 начали расширять. Так, в 1979 году появились сразу две новые версии, причем с турбонаддувом. Сначала представили 175-сильный 924 Turbo, а затем появился 210-сильный 924 Carrera GT. Последний отличался аэродинамическим обвесом и расширенными колесными арками. Carrera GT мог достигать 100 км/ч за 6,5 с и развить 240 км/ч. Обе модификации получили дисковые тормоза всех колес, доработанные подвеску и рулевое управление. А настоящим эксклюзивом стал 245-сильный 924 Carrera GTS, выпущенный в количестве 60 единиц.

Салон Porsche 944

Porsche 944 отличался более качественной отделкой салона и спортивными креслами

Porsche 944 Turbo, 1985 год

Porsche 944 Turbo, 1985 год

Тем временем, в Porsche уже вовсю кипела работа над преемником 924 – моделью 944. Представили его в конце 1982 года. Купе сохранило платформу предшественника и очень напоминало его внешне, но стало шире. В салоне была улучшена внутренняя отделка, появились и спортивные кресла. А базовым мотором стала 2,5-литровая 150-сильная «четверка». Интересно, что после появления 944, выпуск Porsche 924 был продолжен вплоть до 1988 года, причем с этим же 2,5-литровым двигателем (версия 924 S). В общей сложности собрали около 150 тыс. 924-ых.

Porsche 944S 1987 года

Porsche 944S 1987 года

Porsche 944 S2 Cabriolet 1989 года

Porsche 944 S2 Cabriolet 1989 года

Вскоре к купе Porsche 944 присоединился кабриолет, а в 1985 году была представлена 220-сильная модификация Turbo, способная разогнаться до 100 км/ч за 6 с и достичь 250 км/ч. Затем последовали атмосферные варианты 944 S (2,5 л, 190 л. с.) и 944 S2 (3,0 л, 211 л. с.). Со временем базовая комплектация пополнилась фронтальными подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов ABS, а в списке опций появились электропривод и подогрев передних сидений. Финальной версией стал 250-сильный 944 Turbo S, показанный в 1991 году. Всего за девять лет было собрано свыше 160 тыс. купе и кабриолетов, что сделало 944 самым массовым Porsche своего времени.

Porsche 944 Turbo S 1991 года

Porsche 944 Turbo S 1991 года

Porsche 944 Turbo Cabriolet 1991 года

Porsche 944 Turbo Cabriolet 1991 года

В 1992 году увидел мир наследник 944 – новый Porsche 968. Несмотря на схожий силуэт и общую платформу, 80% узлов и агрегатов автомобиля были полностью новыми. Внешне новинку можно было отличить по круглым выдвижным фарам, как у старшего брата Porsche 928. Салон стал несколько просторнее, а кондиционер и электростеклоподъемники устанавливались в базовой версии. Мощность базовой атмосферной «четверки» объемом 3,0 л подняли до 240 л. с. благодаря системе регулировки фаз газораспределения. На выбор были доступны 6-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая трансмиссии.

Porsche 968 1992 года

Porsche 968 1992 года

Porsche 968 Cabriolet 1992 года

Porsche 968 Cabriolet 1992 года

Ограниченной серией выпускали облегченный на 100 кг вариант ClubSport с жесткой подвеской и спортивными передними креслами Recaro и без задних сидений. Еще более редким стал 305-сильный 968 Turbo S, у которого разгон до 100 км/ч занимал 4,7 с, а максимальная скорость превышала 280 км/ч. Таких купе выпустили всего 16 тогда, как всех 968 – 12 800. Столь малый «тираж» объясняется довольно высокой начальной ценой в 40 тыс. долларов и устаревшей платформой. Модель попросту перестала быть доступной.

Porsche 968 Turbo S разгонялся до 280 км/ч

Porsche 968 Turbo S разгонялся до 280 км/ч

В 1995 году Porsche 968 был снят с производства из-за низкого спроса. На смену ему пришел среднемоторный Porsche Boxster. В общей сложности выпущено свыше 300 тыс. доступных переднемоторных купе Porsche. Удачная компоновка transaxle осталась востребованной и после этого: пример тому – современный Porsche Panamera.

Porsche 968 Clubsport, 1993 год

Облегченный Porsche 968 Clubsport, 1993 год

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 02' 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *