Страницы истории Porsche 911 Turbo: пионеры турбонаддува

Сейчас турбонаддувом уже никого не удивишь – этой технологией оснащают даже скромные двигатели микролитражек. Однако ранее турбинами оснащали разве что спортивные модели. Пришел турбонаддув из мира гонок, а пионером его внедрения на серийных автомобилях стала марка Porsche со знаменитым 911 Turbo.

Прототип Porsche 911 Turbo, 1973 год

Прототип Porsche 911 Turbo, 1973 год

Идея создания Porsche 911 Turbo родилась в начале 70-х, причем у ее авторов на уме были как раз автогонки. Немецкие инженеры собирались внедрять турбонаддув на гоночных 911 и для допуска к соревнованиям необходима была серийная версия, выпущенная в количестве не менее 400 единиц.

Porsche 911 Turbo 1975 года

Первый серийный Porsche 911 Turbo 1975 года

Поэтому Porsche 911 Carrera (в кузове 930) с 3,0-литровой оппозитной «шестеркой» оснастили турбонагнетателем, что подняло мощность до 260 л. с. Примечательно, что охлаждение осталось воздушным, как у всех Porsche тех лет. Заодно для улучшения управляемости расширили заднюю колею и установили огромное антикрыло.

Сзади установили огромное антикрыло

Сзади установили огромное антикрыло

Под названием Porsche 911 Turbo купе дебютировало на Парижском автосалоне 1974 года, а в начале 1975-го – поступила в производство. Для своего времени характеристики автомобиля на прямых впечатляли – он разгонялся до 100 км/ч за 5,5 с и развивал 250 км/ч. А вот на извилистых дорогах заднемоторный 911 требовал умелой руки, ведь легко уходил в занос.

Турбина подняла мощность оппозитного двигателя до 260 л. с.

Турбина подняла мощность оппозитного двигателя до 260 л. с.

Поначалу планировали выпустить лимитированную серию из 400  Porsche 911 Turbo, однако спрос оказался высоким, а потому производство продолжили. К тому времени уже был готов гоночный Porsche 934 мощностью 485 л. с., способный достичь 305 км/ч. Таких машин выпустили 31 и они отметились двумя чемпионствами в американской серии Trans Am (в 1976 и 1977 годах) и многочисленными победами в европейских соревнованиях.

Гоночный вариант Turbo - Porsche 934

Гоночный вариант Turbo — Porsche 934

К 1978 году собрали свыше 2800 Porsche 911 Turbo и модель решили обновить. Купе получило новый 3,3-литровый двигатель: мощность выросла до 300 л. с., а крутящий момент увеличился с 330 до 412 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал 5,4 с, а максимальная скорость выросла до 260 км/ч.

Porsche 935 K3

Porsche 935 K3 — покоритель Ле-Мана 1979 года

Параллельно для гонок создали еще более экстремальный Porsche 935. С 2,8-литрового двигателя сначала сняли 600 л. с., а на более поздних версиях добавили еще одну турбину и получили целых 845 л. с. В добавок, купе облегчили до 1025 кг и разработали для него аэродинамический пакет с огромным антикрылом. Результат – 2,8 с до 100 км/ч и максимальные 367 км/ч.

Porsche 911 Turbo Cabriolet 1986 года

Porsche 911 Turbo Cabriolet 1986 года

На счету Porsche 935 – свыше 150 побед в различных автогонках. Он снова принес немецкой марке чемпионство в Trans Am, пять раз выигрывал 12-часовую гонку в Себринге (1978-1982) и шесть раз – 24-часовое соревнование в Дайтоне (1978-1983). Но лучшим достижением стала победа в легендарной 24-часовой гонке в Ле-Мане 1979 года. По сути, доработанный Porsche 911 Turbo оставил позади специально созданные спортпрототипы.

Porsche 911 Turbo Flachbau 1986 года

Porsche 911 Turbo Flachbau 1986 года с выдвижными фарами

Ну а дорожный Porsche 911 Turbo постоянно дорабатывали. В 1983 году мощность подняли до 330 л. с. и максимальная скорость выросла до 278 км/ч. Мелкими сериями начали выпускать версии с кузовами кабриолет и тарга. Кстати именно на базе 911 Turbo создали 450-сильный лимитированный Porsche 959.

Porsche 911 Turbo Targa, 1987 год

Porsche 911 Turbo Targa, 1987 год

А еще появился очень оригинальный Porsche 911 Turbo Flachbau с полностью новой передней частью и выдвижными фарами. Правда, такая версия была на 60% дороже стандартного Turbo, а потому выпустили только 985 автомобилей. Сейчас это коллекционный раритет. Суммарно же всех 911 Turbo первого поколения до 1989 года собрали 21 589 – гораздо больше, чем любой другой модели тех лет со схожими характеристиками.

Porsche 911 Turbo второго поколения, 1990 год

Porsche 911 Turbo второго поколения, 1990 год

Поскольку в 1989 году дебютировал новый Porsche 911 (в кузове 964), то год спустя представили и его флагманский вариант Turbo. Поначалу он сохранил 3,3-литровый двигатель предшественника мощностью 320 л. с., а в 1993 году его оснастили новым 3,6-литровым 360-сильным турбомотором. С ним разгон до 100 км/ч занимал 4,7 с, а максимальная скорость достигла 280 км/ч. Впервые обязательной стала ABS. Еще более экстремальным стал 380-сильный вариант Turbo S, но таких купе собрали лишь 90, причем 39 – в исполнении Flachbau. Всего же выпустили 5336 авто второго поколения.

Porsche 911 Turbo S Flachbau 1994 года

Porsche 911 Turbo S Flachbau 1994 года

Линейка 964 выпускалась недолго и уже в 1995 году появился Porsche 911 Turbo третьего поколения (индекс 993) со свежим обтекаемым дизайном. Его 3,6-литровый двигатель получил две турбины, что подняло мощность до 408 л. с. Впервые автомобиль оснастили 6-ступенчатой механической трансмиссией и полным приводом.

Porsche 911 Turbo 1995 года

Porsche 911 Turbo 1995 года

Три года спустя предложили 450-сильный Turbo S, способный разгоняться до 100 км/ч за 3,9 с и развивать 296 км/ч. А еще впервые появился Porsche 911 GT2. По сути, это была заднеприводная облегченная версия купе с огромным антикрылом и 430-сильной версией мотора.

Porsche 911 GT2 1995 года

Porsche 911 GT2 1995 года

Porsche 911 Turbo в кузове 996 выделялся нестандартным дизайном передней оптики и впервые получил двигатель жидкостного охлаждения. Мощность не слишком изменилась – 420 л. с. в стандартной версии и 450 л. с. – в Turbo S. Зато впервые предложили автоматическую трансмиссию Tiptronic и улучшили поведение автомобиля на малых скоростях, ведь Turbo позиционировали, как спортивную модель на каждый день.

Кабриолет Porsche 911 Turbo 2000 года

Кабриолет Porsche 911 Turbo 2000 года

К тому же, с этого поколения большими сериями начали выпускать и кабриолет. Остался в линейке и GT2 – на этот раз уже с 480 л. с. Кстати, именно он стал первым серийным автомобилем в мире с карбоново-керамическими тормозами.

Porsche 911 GT2 2000 года первым в мире получил карбоново-керамические тормоза

Porsche 911 GT2 2000 года первым в мире получил карбоново-керамические тормоза

Porsche 911 Turbo 2006 года (997) вернулся к классическому дизайну передней части, а его 3,8-литровый двигатель дополнили более эффективными турбинами с изменяемой геометрией, что подняло мощность до 500 л. с. С 2010 года мощность выросла до 530 л. с., а максимальная скорость – до 315 км/ч. Новая трансмиссия с двумя сцеплениями PDK существенно улучшила динамику – 3,3 с до 100 км/ч.

Porsche 911 Turbo 2006 года

Porsche 911 Turbo 2006 года

В третьем тысячелетии мощность двигателей Porsche 911 Turbo серьезно выросла. Так, в поколении 991 2010 года предлагались версии на 530-560 л. с., а после обновления двигатели развивали уже до 600 л. с. Максимальная скорость достигла 330 км/ч, а экстремалам подготовили даже 700-сильный 911 GT2 RS. Появились активная подвеска и управляемые задние колеса, автомобиль стал гораздо послушнее в управлении.

Porsche 911 Turbo 2013 года

Porsche 911 Turbo 2013 года

К слову, с 2016 года практически все Porsche 911 перешли на турбомоторы. Однако за 911 Turbo сохраняется особый статус флагмана и знаменитое название ему решили не менять.

Porsche 911 GT2 RS 2017 года

Porsche 911 GT2 RS 2017 года

Сейчас в производстве уже седьмое его поколение, оснащенное 3,8-литровым 650-сильным мотором. Автомобиль не только способен разогнаться до 100 км/ч за 2,7 с, но и неплохо приспособлен для повседневной езды – в своем классе он считается одной из самых быстрых и одновременно самых практичных моделей.

Новый Porsche 911 Turbo 2020 года

Новый Porsche 911 Turbo 2020 года

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 03' 2021

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *