Страницы истории Porsche: 70 лет скорости и побед

Марка Porsche прославилась своими скоростными спортивными моделями и громкими гоночными достижениями. Это детище самого знаменитого в мире автоконструктора и его семьи. В этом году немецкая компания празднует свой 70-летний юбилей.

Фердинанд Порше

Фердинанд Порше

Хотя компания Porsche появилась 70 лет назад, имя ее основателя было известно задолго до этого. Инженер Фердинанд Порше прославился как создатель знаменитого «Жука» Volkswagen Beetle и не только: он создал первый гибрид, изобрел мотор-колесо и торсионную подвеску. Он также проектировал чемпионские болиды Mercedes-Benz и Auto-Union, но всю жизнь  мечтал выпускать  автомобили под своим именем.

Гибрид Lohner-Porsche 1901 года

Гибрид Lohner-Porsche 1901 года

Конструкторское бюро Порше было основано еще в 1931 году. До Второй мировой войны удалось создать лишь три прототипа Туре 64 для соревнований Берлин-Рим. Власти заставляли работать над выпуском военной техники: Фердинанду Порше пришлось разрабатывать танки «Тигр» и превращать Beetle во вседорожные Kubelwagen.

Porsche Type 64 1939 года

Porsche Type 64 1939 года

Не сразу удалось начать дело и после войны. За сотрудничество с военными конструктора (и его сына Фердинанда-младшего) арестовали союзники. Но не выдвинули никаких обвинений, ведь изобретатель не совершил военных преступлений. Фердинанда Порше продержали  два года во французской тюрьме без суда и следствия, хотя его сына отпустили. Поговаривают, что таким образом местные власти хотели склонить его к сотрудничеству, дабы он помог возродить французскую автомобильную промышленность.

Самый первый Porsche 356 1948 года был среднемоторным

Самый первый Porsche 356 1948 года был среднемоторным

После освобождения Фердинанд-младший вернулся на родину в Австрию и в городке Гмунд начал работу над новым спортивным автомобилем. Агрегаты он позаимствовал у одного творения отца – Volkswagen Beetle, – а среднемоторную компоновку – у другого его шедевра – Auto-Union. Кузов и раму кабриолета изготовили из легких алюминиевых сплавов и он весил всего 589 кг. Автор дизайна «Жука» Эрвин Коменда создал стремительный обтекаемый кузов. Форсированный оппозитный четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1,1 л развивал мощность 40 л. с., что позволяло разгоняться до 130 км/ч.

Porsche 356 1950 года стал заднемоторным

Porsche 356 1950 года стал заднемоторным

Фердинанд Порше-младший показал проект вернувшемуся из тюрьмы отцу, и тот его одобрил. А 8 июня 1948 года выкатили из мастерской первый готовый автомобиль, который получил название Porsche No.1. Фердинанд-младший лично испытывал родстер на альпийских серпантинах. А всего через две недели Porsche No.1 уже выиграл первое соревнования – горную гонку в Инсбруке. В Гмунде наладили ручную сборку и до конца года выпустили 52 автомобиля. К  кабриолету прибавилось купе, которое заняло первое место в своем классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане.

Porsche 356A Speedster 1955 года

Porsche 356A Speedster 1955 года

Вскоре Фердинанду Порше удалось договориться с немецкими автодилерами и перенести производство в Штутгарт. Когда после длительного отсутствия конструктор вернулся в Германию и увидел на автобане целые колонны Volkswagen Beetle, то заплакал от радости.

Porsche 550 Spyder 1954 года

Porsche 550 Spyder 1954 года

Немецкие Porsche заметно отличались от своих собратьев австрийской сборки. Прежде всего, двигатель переместили в задний свес по примеру Volkswagen. С тех пор заднемоторная компоновка стала визитной карточкой Porsche так же, как и оппозитные двигатели с воздушным охлаждением. Для уменьшения затрат на сборку кузова начали делать из стали. В Штутгарте удалось увеличить производство автомобилей до 140 штук в месяц. Когда в 1950 году Фердинанд Порше праздновал 75-летний юбилей, владельцы всех выпущенных Porsche 356 приехали со всех концов Европы к его дому с поздравлениями. Растроганный именинник лично пожал руку каждому гостю.

Porsche 356B 2000 GS Carrera 2 1962 года

Porsche 356B 2000 GS Carrera 2 1962 года

Когда 30 января 1952 года Фердинанда Порше не стало, управление компанией принял его сын. Он продолжил развитие «семейства» 356. Объем двигателя подняли до 1,3 л, а мощность – до 44 л. с. Появились 1,5-литровые 110-сильные версии 356 Carrera, названные в честь победы Porsche в мексиканской гонке Carrera Panamericana.

Porsche 356C 1963 года

Porsche 356C 1963 года

Через год на Парижском автосалоне показали легкий кабриолет Porsche 550 – первую чисто гоночную модель компании. Он весил всего 612 кг, а двигатель от купе Carrera разгонял его до 225 км/ч. В 1956 году за рулем этого автомобиля гонщик Умберто Маджиоли выиграл гонку Targa Florio – это была первая по-настоящему громкая победа Porsche. За ней последовало первое место на Нюрбургринге.

Первый Porsche 911 1964 года

Первый Porsche 911 1964 года

Дальнейшее развитие модели – невероятно низкий Porsche 718 RS со 150-сильным двигателем, способный достичь 250 км/ч. Он повторил достижение в Targa Florio, а в 1960 году триумфовал в 12-часовой гонке в Себринге. На основе родстера создали и первый болид Формулы-1 – Porsche 804, который в 1962 году принес победу в Гран-при Франции.

Болид Формулы-1 Porsche 804

Болид Формулы-1 Porsche 804

Дорожные Porsche 356 становились все совершеннее. В 1956 году презентовали обновленный 356А. Особенно популярным оказался новый 356А Speedster, созданный специально для США. За ним последовали 356В и 356С. Их оснащали двигателями мощностью от 60 до 90 л. с., а для гонок мелкими сериями выпускались модели Carrera 2 с моторами мощностью 130 л. с. Настоящим ценителям дизайна предлагали 356В Carrera GTL Abarth с кузовом от Zagato.

Porsche 911 Targa дал название новому типу кузова

Porsche 911 Targa дал название новому типу кузова

Но к началу 60-х годов стало понятно, что Porsche 356 уже устарел, и начались работы над его преемником. Задание поручили Фердинанду-Александру Порше – сыну Фердинанда Порше-младшего. Компоновка новинки не обсуждалась – естественно, заднемоторная. Первые прототипы были готовы в 1961 году, а через два года на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют модели 901. Однако презентацию омрачил скандал: представители Peugeot заявили о нарушении авторских прав, ведь они зарезервировали за собой все цифровые индексы с нулем посередине. Пришлось переименовать новинку в 911. Ей было суждено стать основной моделью вплоть до наших дней.

Porsche 906 1966 года

Porsche 906 1966 года

Поначалу купе оснастили 130-сильным 2,0-литровым двигателем, который разгонял его до 210 км/ч. Вскоре появились и более быстрые 911S с моторами мощностью 160 и 190 л. с. Первое время выпускали и доступную версию 912 с 1,6-литровой 90-сильной «четверкой» от модели 356. А вот от кабриолета пришлось отказаться почти сразу. Поскольку кузов не отвечал американским нормам безопасности,  вместо него создали необычный 911 Targa со съемными панелями крыши и панорамным задним стеклом. Модель назвали в честь многочисленных побед в Targa Florio, однако вскоре это имя закрепилось за таким типом кузова.

Porsche 914 1969 года

Porsche 914 1969 года

Параллельно с 911 разрабатывали и абсолютно новую линейку среднемоторных гоночных автомобилей. Первым в 1964 году дебютировал Porsche 904 Carrera GTS. Поскольку это не серийная модель, то у Peugeot не возникло претензий к этому индексу. Кузов купе изготовили из стеклопластика на авиационном заводе Henkel, поэтому автомобиль весил 640 кг. Мотора мощностью 180 л. с. вполне хватало, чтобы достичь 260 км/ч. Автомобиль не имел равных в своем классе: занял первые места в Ле-Мане и Себринге, в очередной раз победил в Targa Florio. Спортпрототип оказался настолько успешным, что даже завоевал второе место в снежном ралли Монте-Карло. А вскоре его достижение превзошел обычный 911 – победил там в 1969 году.

Porsche 911 arrera RS 2,7 1973 года

Porsche 911 Carrera RS 2,7 1973 года

Еще более совершенной оказалась следующая модель – 906 Carrera 6 1966 года. Ее рама впервые в мире была изготовлена из легкого и прочного титана, поэтому масса составила всего 580 кг. Низкий обтекаемый автомобиль испытали в аэродинамической трубе. Результат – отличная аэродинамика, позволяющая развить 280 км/ч с 220-сильным мотором. На счету 906 первые места в Targa Florio, Дайтоне, Себринге и Монце. А в Ле-Мане Porsche заняли четвертое, пятое, шестое и седьмое места, уступив лишь сверхмощным Ford GT40 и победив все Ferrari.

Porsche 917 принес марке две первых победы в Ле-Мане

Porsche 917 принес марке две первых победы в Ле-Мане

Вершиной «семейства» стал невероятный Porsche 917, творение талантливого Фердинанда Пиха – племянника Фердинанда Порше. Его оснастили уникальным 12-цилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением мощностью 580 л. с. На прямых  в Ле-Мане он разгонялся до 360-380 км/ч. Неудивительно, что эта трасса покорилась ему дважды (в 1970 и 1971 годах), а команда праздновала победу в чемпионате мира. Конкуренты просто не могли угнаться за Porsche  917, поэтому они настояли на изменении регламента гонок. Когда автомобиль оказался вне закона в классе GT, его отправили в североамериканский чемпионат Can-Am. Местные умельцы превратили машину в настоящего монстра: сняли крышу, установили антикрыло, а двигатель оснастили турбонаддувом. Мощность достигла 1580 л. с. – рекордный показатель тех лет! Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 1,9 с, а на американских овалах достигал 394 км/ч.

Porsche 911 Turbo 1974 года

Porsche 911 Turbo 1974 года

Золотой эрой гоночных побед Porsche стали 70-е. Автомобили Штутгарта не знали равных на гоночных трассах. Гроза кузовных чемпионатов – обычный серийный 911 Carrera RS 2,7 с 210-сильным двигателем и уменьшенным до 1075 кг весом. Этот автомобиль – король управляемого заноса – в умелых руках превращался в мощное оружие на извивистых трассах.

Porsche 924 1976 года

Porsche 924 1976 года

Для увеличения мощности в Porsche одними из первых стали массово применять турбонаддув в гоночных моделях. В соревнованиях появились Porsche 935 (гоночные версии 911) с 3,2-литровыми двигателями мощностью 950 л. с., способные развить 390 км/ч. На их счету свыше 150 побед (в том числе триумф в Ле-Мане 1979 года), многочисленные успехи в Дайтоне и Себринге. Четыре года подряд 035 не оставлял шанса для соперников в чемпионате мира. Еще три победы в Ле-Мане на Porsche 936 одержал знаменитый Джеки Икс.

Porsche 935 1979 года

Porsche 935 1979 года

Успешный опыт использования турбонаддува подтолкнул к созданию серийной модели – Porsche 911 Turbo. Поначалу планировали выпустить его ограниченной серией в 500 штук для допуска к соревнованиям гоночной версии 934. Но он оказался настолько популярным, что за год выпустили вчетверо больше автомобилей. Купе получило 3,0-литровый 260-сильный турбомотор, а вскоре мощность подняли до 300 л. с. Динамика по тем временам считалась отличной: 5,4 с до 100 км/ч и максимальные 260 км/ч. Улучшению управляемости способствовали огромное антикрыло и расширенная колея задних колес.

Porsche 928 1978 года

Porsche 928 1978 года

Но не только сверхдорогие Turbo выпускали в Штутгарте. Совместно с концерном Volkswagen создали доступную модель 914. С 1969 по 1976 год продали 118 тыс. этих автомобилей. На смену ей пришел Porsche 924 – первая переднемоторная модель компании. Изначально его разрабатывали для Audi, но затем заказчик отказался от автомобиля, и он пошел в серию с логотипом Porsche. Кстати, мало кто знает, что в Штутгарте занимались доводкой ВАЗ-2108.

Porsche 956 1982 года

Porsche 956 1982 года

Вслед за Porsche 924 появилась целая серия переднемоторных моделей – туристическое купе 928 с 4,5-литровой «восьмеркой», более доступные 944 и 968 с двигателями мощностью 160-250 л. с. Казалось, будущее за ними, и руководство даже задумалось над прекращением выпуска 911. Тем более что из-за новых экологических требований ее прекратили продавать в США с 1980 года. Но в конце концов совет директоров отказался от этой затеи и оставило флагман в производстве. А в 1985 году он вернулся в Штаты с новой кузовной версией – кабриолетом – и 3,2-литровым 231-сильным мотором. Специально для американцев оснащение пополнили электростеклоподъемниками, кондиционером, центральным замком, электроприводом сидений и кассетной магнитолой.

Porsche 959 1987 года

Porsche 959 1987 года

В 1982 году на гоночные трассы вышло новое поколение бойцов. Для такого класса спортпрототипов группы С создали Porsche 956 с турбодвигателем мощностью 635 л. с. На его счету – победы в Ле-Мане в 1982-1985 годах и непревзойденный доныне рекорд трассы Нюрбургринг: он промчался по 20,8-километровому кольцу за 6 минут, 11,13 с. В 1986 году эстафету подхватил Porsche 962 и записал на свой счет еще три победы в 24-часовой гонке и два чемпионских титула.

Полноприводной Porsche 911 Carrera 4 1988 года

Полноприводной Porsche 911 Carrera 4 1988 года

Компания из Штутгарта вернулась в «Формулу-1» – ее двигатели установили в болидах McLaren. Результат – чемпионство Ники Лауды (1984 год) и Алена Проста (1985 и 1986 года). В 1984 году полноприводный Porsche 911 выиграл ралли Париж-Даккар. Следующей целью должен быть чемпионат мира по ралли, для которого разработали полноприводное среднемоторное купе 959. Но правила изменились, и готовый автомобиль остался не у дел. Тогда его заявили на Париж-Даккар 1986 года, и он с легкостью его выиграл.

Porsche Boxster 1996 года

Porsche Boxster 1996 года

Чтобы компенсировать затраты на разработку 959, его решили выпустить ограниченной серией и продать по цене в 225 тыс. долларов. В этом купе были собраны все технические новшества тех лет: полный привод, ABS, активная подвеска с изменяемым дорожным просветом. Двигатель объемом 2,8 л с турбонаддувом развивал 450 л. с. Максимальная скорость достигала 317 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 3,7 с. Всего выпустили 337 таких купе.

Porsche 911 GT3 1999 года

Porsche 911 GT3 1999 года

Систему полного привода 959 успешно применили на обновленном 911 Carrera 4 1989 года. Еще одним новшеством стала знаменитая автоматическая трансмиссия Tiptronic с возможностью ручного переключения передач. Мощность двигателя подняли до 250 л. с. в обычной версии и до 360 л. с. – в Turbo.

Porsche Cayenne 2002 года

Porsche Cayenne 2002 года

Последние два десятилетия развития Porsche заслуживают отдельного рассказа. Появились новые Boxster и Cayman, скоростные 911 GT3 и Carrera GT. Но по-настоящему удачным стал вседорожник Cayenne: он сейчас является самой прибыльной моделью марки. Его успех подтолкнул к созданию младшего Porsche Macan и хетчбэка Panamera.

Porsche Carrera GT, 2004 год

Porsche Carrera GT, 2004 год

Хотя, конечно, имидж марки поддерживают скоростные спортивные автомобили – такие, как 880-сильный гибрид Porsche 918 или 700-сильный Porsche 911 GT2, побивший рекорд Нюрбургринга. А еще немецкая команда продолжает выигрывать в Ле-Мане и этих побед у нее целых 20, из которых 7 – подряд.

Porsche 918 2014 года

Porsche 918 2014 года

Теперь Porsche является частью концерна Volkswagen, что и неудивительно, учитывая общие корни двух марок. Компания развивается и готовится открыть для себя новое направление: совсем скоро появится электромобиль Porsche Taycan.

Современный Porsche 911 сохраняет фирменный дизайн

Современный Porsche 911 сохраняет фирменный дизайн

Метки: ,
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 06' 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *