Страницы истории папамобиля: парадные экипажи для понтифика

С появлением автомобиля монархи и президенты государств довольно-таки быстро отказались от карет в пользу нового изобретения. А вот духовенство не сразу признало самодвижущиеся экипажи. Но  скоро автомобили прижились и у них. И теперь даже Папу Римского трудно представить без специального автомобиля (его назвали папамобилем). А машины в гараже Ватикана всегда были одними из лучших.

Пий IX и Mercedes-Benz 460 Nurburg

Пий IX и Mercedes-Benz 460 Nurburg

Первые «железные кони» появились в распоряжении главы католической церкви еще в 1909 году. Но Папа Пий Х не пользовался ими и предпочитал традиционную карету. А вот его преемник Пий ХІ уже стал автолюбителем и с 1929 года ездил на небольшом Biannchi S20 с 2,3-литровым двигателем. В том же году руководство Fiat подарило понтифику представительский 525N, а из Германии ему прислали роскошный лимузин Mercedes-Benz 460 Nurburg.

Иоанн ХХІІІ в Mercedes-Benz 300d

Иоанн ХХІІІ в Mercedes-Benz 300d

Mercedes-Benz для своего времени был передовым Его рядная «восьмерка» развивала 80 л. с. и разгонял автомобиль до 100 км/ч. Конечно, тогда уже были и более скоростные машины, но для поездок по Ватикану большая скорость не нужна. Для папамобиля гораздо важнее плавность хода и надежность. А по этим параметрам трудно было найти равных 460 Nurburg.

Lincoln Continental считается первым специализированным папамобилем

Lincoln Continental считается первым специализированным папамобилем

В 1939 году избрали нового главу католической церкви – Папу Пия ХІІІ и он получил в распоряжение новый экипаж Cadillac V16 Town car с кузовом от лучшего американского ателье Fleetwood. Лимузин собирался полностью вручную. Специально для Папы металлическую крышу автомобиля оббили высококачественной кожей, а в салоне установили специальный трон.

Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet

Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet

Во время Второй мировой войны ватиканский гараж естественно не пополнялся, но после ее окончания Папе Римскому  Иоанну ХХІІІ передали парадное ландо Mercedes-Benz 300d. Его мягкая крыша складывалась над задними сиденьями.

Citroen SM Presidentielle

Citroen SM Presidentielle

А Павел VI пользовался двумя американскими Chrysler Imperial и Lincoln Continental (оба 1965 года). Lincoln подготовили к визиту понтифика в США. Его оснастили прозрачным съемным верхом и семью аккумуляторами, дабы обеспечить работу мощной системы громкоговорителей. Салон же декорировали черной кожей и дорогими коврами, а кресло Папы могло подниматься на 30 сантиметров, чтобы верующие могли лучше видеть понтифика. По сути, Lincoln можно считать первым папамобилем специализированной постройки.

Fiat Campagnola

Fiat Campagnola

Но вскоре в распоряжении Павла VI появился автомобиль, который затмил «американцев» — Mercedes-Benz 600 Pullman. Такие лимузины возили только высокопоставленных лиц: королеву Елизавету ІІ, Леонида Брежнева, Ричарда Никсона и Джона Леннона. На изготовление одного такого лимузина уходило 18 месяцев. Комплектация включала электропривод стеклоподъемников, сидений и крышки багажника, кондиционер, холодильник, радио и много другого полезного оборудования. Огромный 6,3-литровый V8 мощностью 250 л. с. работал тихо, а пневмоподвеска обеспечивала плавную езду. Для Папы Римского в 1966 году сделали версию Landaulet с мягким верхом и подъемным троном. И понтифик пользовался «Мерседесом» до самой кончины в 1978 году.

Seat Panda 1982 года

Seat Panda 1982 года

После смерти Павла VI католическую церковь возглавил польский кардинал Кароль Войтыла, получивший церковное имя Иоанн Павел ІІ. По началу он тоже пользовался Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet. Вскоре ему предоставили два новых авто:  Fiat 130, Mercedes-Benz 500 SEL и BMW 7 Series. А для встреч с верующими в Италии сконструировали кабриолет на базе вседорожного Fiat Campagnola. Маленький белый автомобильчик как бы подчеркивал скромность понтифика. И не было в нем никакого суперсовременного оборудования или других атрибутов роскоши.

Mercedes-Benz G-Class - пожалуй, самый известный папамобиль

Mercedes-Benz G-Class — пожалуй, самый известный папамобиль

Однако когда в 1981 году на Иоанна Павла ІІ совершили покушение, в ватиканский гараж пришлось заказать бронированный папамобиль. Помощь опять пришла от Mercedes-Benz: в Германии построили вседорожник G-Class с прозрачным колпаком из пуленепробиваемого стекла. Это, пожалуй, самый известный папа-мобиль, ведь прослужил он целых 20 лет. К слову, за это время парадный автомобиль прошел всего 15 тыс. км. На нем понтифик ездил и во время визита Украину. Со временем Папе Римскому построили новый «экипаж», но теперь на базе Mercedes-Benz M-Class. А для обычных поездок предоставили седан S-Class.

Иоанн Павел II в Украине

Иоанн Павел II в Украине

Вышеперечисленные автомобили – официальный транспорт Ватикана. У них даже специальные номерные знаки серии SVC (Status Civitatis Vaticanae – «город-государство Ватикан»). Для визитов Папы Римского принимающая сторона нередко готовит свои папа-мобили. Так, во время визита во Францию Иоанн Павел ІІ передвигался на эксклюзивном четырехдверном кабриолете Citroen SM Presidentielle с двигателем Maserati, а в Испании пользовался Seat Panda. В Польше же ему выделили грузовик FSC Star. Но самым интересным стал 275-сильный кабриолет Ferrari Mondial, предоставленный понтифику во время визита на родину итальянской марки в Маранелло.

В Маранелло папамобилем стал Ferrari Mondial

В Маранелло папамобилем стал Ferrari Mondial

Папа Бенедикт XVI по происхождению немец, так что неудивительно, что он предпочитал автомобили Mercedes-Benz – вседорожники G-Class и M-Class.

Бенедикт XVI и Mercedes-Benz M-Class

Бенедикт XVI и Mercedes-Benz M-Class

Использует Mercedes-Benz M-Class и нынешний Папа Франциск, хотя в его гараже есть уже даже и электромобиль Opel e-Ampera. В поездках же он передвигался и на других машинах. В частности, в Эквадоре ему предоставили специальный Jeep Wrangler, в Южной Корее и на Филиппинах – Kia Sedona, а в США – скромный Fiat 500L.

Папа Франциск в Jeep Wrangler

Папа Франциск в Jeep Wrangler

Интересно, что непродолжительное время Франциск владел Lamborghini Huracan LP 580-2. Автомобиль понтифику подарили и он выставил его на благотворительный аукцион, украсив перед этим своим автографом. Huracan продали за 861 тыс. долларов.

Lamborghini Huracan был подарен Папе Римскому, а затем продан с аукциона

Lamborghini Huracan был подарен Папе Римскому, а затем продан с аукциона

Сейчас большинство знаменитых папамобилей прошлого оказались в ватиканском музее экипажей Папы Римского. Все они находятся в отличном состоянии и способны хоть сейчас вернуться к исполнению своих прямых обязанностей.

Электромобиль Opel e-Ampera

Электромобиль Opel e-Ampera

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 08' 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *