Страницы истории Mercedes-Benz: пионеры внедрения компрессора

С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания Николасом Отто предпринимались неоднократные попытки улучшить его коэффициент полезного действия. В начале ХХ века появилась новая технология – механические приводные нагнетатели, а пионерами ее внедрения стали специалисты Mercedes-Benz. За два десятилетия они создали целую плеяду компрессорных моделей.

Mercedes 6-25-40 НР 1921 года

Первый компрессорный Mercedes 6-25-40 НР 1921 года

Разработку нагнетателя с приводом от вала двигателя начали специалисты Daimler в 1916 году и поначалу создавали его для авиационных моторов. Оно и неудивительно, ведь принудительная подача воздуха в цилиндры не только повышала мощность (путем улучшения сгорания топливной смеси), но и позволяла самолету увереннее чувствовать себя на больших высотах, где воздух разрежен.

Mercedes РР 1924 года

Mercedes РР 1924 года – победитель гонки Targa Florio

Но после Первой мировой войны Германии запретили иметь военную авиацию и пришлось искать новое применение технологии. Поэтому компрессором в 1921 году дополнили автомобильную 1,5-литровую «четверку» и оснастили ею Mercedes 6/25/40 НР. Для свого времени мотор продемонстрировал неплохие характеристики, ведь его мощность выросла до 40 л. с., а максимальная скорость автомобиля составила 100 км/ч. Но новое изобретение было несовершенным и для сохранения ресурса двигателя компрессор работал не постоянно, а включался принудительно, например, при разгоне или езде на гору.

Mercedes 15-70-100 НР 1924 года

Mercedes 15-70-100 НР 1924 года

Инновационная модель оказалась не слишком массовой, зато технологию оценили в гонках. Для соревнований уже год спустя была создана 65-сильная версия 6/40/65, а в 1924 году появился и 2,0-литровый 125-сильный вариант РР. Последний громко заявил о себе, выиграв престижную гонку Targa Florio с Кристианом Вернером за рулем. Кстати, РР стал первым Mercedes, подготовленным легендарным Фердинандом Порше. А линейку серийных компрессорных моделей расширил представительский 15/70/100 НР с 4,0-литровой «шестеркой» мощностью 100 л. с.

Mercedes-Benz 630 K, 1927 год

Mercedes-Benz 630 K, 1927 год

В 1927 году Daimler и Benz слились в один концерн и начали выпускать автомобили под маркой Mercedes-Benz. Фердинанду Порше выделили больше денег на его проекты, а руководителем гоночной команды был назначен талантливый менеджер Альфред Нойбауэр. Под руководством Порше был создан роскошный 630 K с 6,3-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 140 л. с. с верхним распредвалом. Немаленький 5,1-метровый автомобиль весом свыше двух тонн разгонялся до 120 км/ч. На выбор были доступны седан, лимузин, кабриолет, покупатель мог заказать и эксклюзивный кузов. Всего было собрано около 800 автомобилей.

Mercedes-Benz 680 S Torpedo Roadster 1928 года

Позже добавили и более мощный вариант Mercedes-Benz 680 S с 6,8-литровым 180-сильным двигателем и 4-ступенчатой механической трансмиссией, способный развить 175 км/ч. Огромный крутящий момент в 430 Н∙м делал мотор очень эластичным и позволял почти все время передвигаться на второй передаче. Автомобили отличались монументальным дизайном с длинным капотом и хромированными выхлопными трубами. Особенно ярко выглядел кабриолет с кузовом от украинского дизайнера Якова Савчика.

Mercedes-Benz 700 SS 1928 года

Mercedes-Benz 700 SS 1928 года

В 1927 году гонщики Рудольф Карачиолла и Адольф Розенбергер заняли на 680 S первые два места в Гран-при Германии на знаменитом автодрмое Нюрбургринг. Поскольку автомобили с трехлучевой звездой на капоте были белоснежными, то их прозвали «белыми слонами».

Mercedes-Benz 710 SSK, 1929 год

Mercedes-Benz 710 SSK, 1929 год

Фердинанд Порше продолжал усовершенствовать свое детище и результатом стало появление версий 700 SS (7,0 л 200 л. с.) и 710 SSK (7,1 л 225 л. с.). Как правило, большинство этих автомобилей были двухдверными или четырехдверными кабриолетами. Они развивали 190-200 км/ч, то есть были самыми скоростными серийными моделями в мире. А вот разгон не был козырем Mercedes-Benz: тяжелые машины достигали 100 км/ч за 14-18 с. Конечно, они не были массовыми, ведь столь технически «продвинутую» модель могли позволить себе лишь самые зажиточные граждане. Всего было изготовлено только 115 700 SS и менее 40 710 SSK.

Mercedes-Benz SSKL 1931 года

Mercedes-Benz SSKL 1931 года

Специально для гонок был подготовлен особый Mercedes-Benz SSKL. Его название расшифровывалось, как Super Sport, Kurz, Leicht («Суперспортивный, короткий, легкий»). Его колесную базу сделали меньше, а массу снизили до 1500 кг. Мощность двигателя тем временем выросла до внушительных 300 л. с., что подняло максимальную скорость до 235 км/ч. На таком болиде Карачиолла в 1931 году снова покорил Нюрбургринг и триумфовал в сложной 1600-километровой итальянской гонке Mille Miglia. По результатам сезона он завоевал титул чемпиона Европы по горным гонкам. Участвовали Mercedes и в Гран-при Львова.

Mercedes-Benz SSK Trossi Roadster

Эксклюзивный Mercedes-Benz SSK Trossi Roadster

Один SSKL таки стал серийным. Его изготовили по специальному заказу для итальянского гонщика графа Карло Фелипе Тросси. Тот заказал элегантный кузов и окрасил его в черный цвет. Сейчас этот эксклюзивный кабриолет – настоящая звезда на шоу старинных автомобилей.

Mercedes W25 1934 года

Первая «Серебряная стрела» — Mercedes W25 1934 года

С 1934 года на смену «белым слонам» пришли знаменитые «Серебряные стрелы». Стартовал новый чемпионат Европы в классе «Формула» и специально для него создали новый  Mercedes W25. Болид оснастили рядным восьмицилиндровым компрессорным мотором с четырьмя клапанами на цилиндр. Мощность достигла 314 л. с., а использование особого топлива, состоявшего из бензина, этилового спирта и метанола, позволило поднять ее до 354 л. с. Максимальная скорость болида достигала 282 км/ч. А чтобы он мог еще и тормозить уверенно, его оснастили барабанными тормозами диаметром 400 мм с передовым гидравлическим приводом. Подвеска всех колес была независимой.

Сверхмощный Mercedes W125 1937 года

Сверхмощный Mercedes W125 1937 года

Дебют Mercedes W25 был назначен на Гран-при Италии в Монце. Но перед первой гонкой команду Mercedes-Benz постиг шок: их автомобиль весил 751 кг тогда, как новые правила устанавливали лимит в 750 кг. И тогда ночью Альфред Нойбауер приказал содрать с автомобилей всю белую краску, чтобы облегчить их. Болиды засверкали серебристыми алюминиевыми кузовами. Манфред фон Браухич выиграл эту гонку, поэтому счастливый серебряный цвет стал официальным цветом Mercedes, а журналисты скоро придумали для машин название Silberpfeile («Серебряные стрелы»). Так родилась легенда.

Mercedes W125 Rekordwagen

Mercedes W125 Rekordwagen развил 432 км/ч

В 1935 году Mercedes выиграли 9 гонок чемпионата из 10, а Караччиола стал первым чемпионом Европы. Однако у них появился серьезный соперник – команда Auto Union, переманившая к себе Фердинанда Порше. Их среднемоторный болид Type C с 520-сильным компрессорным V16 позволил молодому Бернду Роземаеру опередить Mercedes и стать чемпионом 1936 года.

Mercedes W154 1938 года

Mercedes W154 1938 года

В Штутгарте жаждали реванша и подготовили новую модель Mercedes-Benz W125. Это был настоящий  гоночный монстр с 5,6-литровой компрессорной «восьмеркой» мощностью 595 л. с. Даже ныне этот показатель заслуживает уважения, ведь болиды современной Формулы-1 смогли превысить его только в 1980 году. W125 мог легко разогнаться до 320 км/ч. Напомним, шел 1937 год. Мотор потреблял 160 л бензиново-этаноловой смеси на 100 км, поэтому понадобилось установить за водительским сиденьем огромный 250-литровый бак. В 1936 году разрешенный вес подняли до 850 кг, но все равно для облегчения конструкции пришлось уменьшить колесную базу на 25 см. Конечно, все соперники были повержены, и Караччиола вернул себе чемпионскую корону, выиграв четыре Гран-при. А специальный обтекаемый W125 Rekordwagen на трассе Авус смог установить мировой рекорд скорости – 432 км/ч!

Mercedes W165, 1939 год

Mercedes W165, 1939 год

Естественно, столь мощными автомобилями было очень трудно управлять. Только настоящий мастер мог справиться с 600-сильным болидом, оснащенным очень узкими шинами и барабанными тормозами. Поэтому в целях безопасности было решено с 1938 года ограничить рабочий объем двигателя до 3,0 л. Новый Mercedes-Benz W154 получил 425-сильный V12 с механическим нагнетателем и 5-ступенчатую коробку передач, а к концу сезона двигатель развивал уже 475 л. с. при 8000 об/мин. Поначалу его даже хотели оснастить непосредственным впрыском топлива, но система оказалась ненадежной. Автомобиль вышел более обтекаемым, заметно улучшилась его управляемость. На прямых он лишь немного проигрывал W125 (достигал 309 км/ч), но зато в поворотах был быстрее. Из девяти гонок сезона пилоты Mercedes-Benz выиграли шесть, а Рудольф Караччиола в третий раз стал чемпионом Европы.

Mercedes-Benz 380 K 1934 года

Mercedes-Benz 380 K 1934 года

Параллельно с W154 шла разработка и менее мощной модели с 1,5-литровым компрессорным двигателем (с 1940 года планировали снова уменьшить разрешенный объем «формульных» моторов). Этот V12 развивал 254 л. с. и позволял достигать 272 км/ч. Два автомобиля привезли на Гран-при 1,5-литрового класса в ливийском Триполи, и они пришли на финиш первым и вторым.

Mercedes-Benz 500 K 1935 года

Mercedes-Benz 500 K 1935 года

Наработки гоночных автомобилей использовали в серийных моделей. Новая роскошная модель 380 К. Он была компактнее предшественников (4,7 м в длину), а потому и весила меньше. Под капотом установили 3,8-литровую компрессорную «шестерку», развивавшую 120 либо 140 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 145 км/ч. Улучшить управляемость была призвана независимая подвеска всех колес. Причем спереди впервые в мире были применены двойные поперечные рычаги, ставшие визитной карточкой спортивных автомобилей. Всего за два года выпустили 154 автомобиля, среди которых были седаны, купе и кабриолеты.

Mercedes-Benz 500 K Limousine 1936 года

Седан Mercedes-Benz 500 K Limousine 1936 года

На смену 380 К в 1936 году пришел новый 500 К с 5,0-литровым восьмицилиндровым двигателем, развивавшим 115 л. с. в обычном состоянии и 160 л. с. – при подключении компрессора. Два года спустя появился усовершенствованный 540 К с «восьмеркой» объемом 5,4 л мощностью 180 л. с. (при включенном нагнетателе). Его максимальная скорость составила 170 км/ч, а особое сверхобтекаемое купе Autobahn Kurier достигало 185 км/ч. Mercedes-Benz 540 K стал первым серийным авто с 5-ступенчатой механической трансмиссией.

Mercedes-Benz 540 K Roadster 1937 года

Mercedes-Benz 540 K Roadster 1937 года

Автомобили отличались ярким дизайном с обилием хрома. Из 342 выпущенных 500 K и 419 540 К значительная часть получила эксклюзивные заказные кузова, а некоторые машины даже были сделаны бронированными. В начале 40-х годов велись работы над новым 200-сильным Mercedes-Benz 580 K, но из-за войны дальше прототипов дело не пошло.

Mercedes-Benz 540 K Autobahn Kurier, 1938 год

Обтекаемый Mercedes-Benz 540 K Autobahn Kurier, 1938 год

Война прервала развитие роскошных и гоночных моделей с компрессорными двигателями. Впрочем, полностью от механического нагнетателя в Mercedes-Benz еще долго не отказывались и оснащали им двигатели вплоть до недавнего времени.

Прототип Mercedes-Benz 580 K 1939 года

Прототип Mercedes-Benz 580 K 1939 года

Метки: ,
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 11' 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *