Марка Maserati известна с 1914 года, но по-настоящему в элиту производителей спортивных автомобилей она поднялась в послевоенное время. В то время итальянская компания сменила приоритеты – стала выпускать больше дорожных моделей, хотя ранее упор делался на гоночные автомобили. Прославили Maserati спортивные модели, названые в честь различных ветров.
Maserati Mistral 1964 года — первая модель, названная в честь ветра
Начало красивой традиции положили в 60-х годах. В Maserati тогда проектировали новое двухместное купе на укороченной платформе туристической модели 3500 GT. Над его внешним видом работал известный французский дизайнер Пьетро Фруа. Он создал элегантный обтекаемый автомобиль и предложил назвать его Mistral – в честь холодного ветра мистраля, который дует на Лазурном побережье. До этого времени Maserati носили преимущественно цифровые обозначения.
Семье Орси, владевшей тогда Maserati, понравились и сам автомобиль, и его название. С 1964 года началось серийное производство Mistral. Он пользовался немалой популярностью благодаря хорошим динамике и управляемости. На выбор предлагали рядные «шестерки» с впрыском топлива и двойным зажиганием объемом 3,5 л (235 л. с.), 3,7 л (245 л. с.) и 4,0 л (255 л. с.). Самый мощный вариант развивал 255 км/ч.
Maserati Ghibli 1966 года
Maserati Mistral ценили за дисковые тормоза всех колес, роскошный кожаный салон и вместительный багажник, а в списке дополнительного оборудования были кондиционер и автоматическая трансмиссия. До 1970 года выпустили почти тысячу купе и кабриолетов.
В честь ветра назвали и старшего брата Mistral – Maserati Ghibli 1966 года назвали в честь сухого ветра гибли из Ливийской пустыни. Обтекаемое клиновидное купе высотой всего 116 см и с модными тогда выдвижными фарами разработал гений автостиля Джорджетто Джуджаро. Оснастили авто 4,7-литровым 330-сильным V8 с двумя распредвалами в головке блока цилиндров.
Maserati Ghibli Spyder SS 1970 года
Для своего времени тяжелая туристическая модель демонстрировала отличную динамику: 6,8 с до 100 км/ч и максимальные 248 км/ч. При этом она была достаточно комфортной для дальних путешествий. Среди опций появились усилитель руля и электростеклоподъемники. Три года спустя представили 4,9-литровый 335-сильный Ghibli SS и кабриолет Ghibli Spider. Производство модели завершили в 1972 году, собрав 1274 машины.
Maserati Bora 1971 года
С начала 60-х годов в автоспорте начали доминировать автомобили среднемоторной компоновки. Расположение двигателя в базе положительно складывалось на распределении веса по осям и, соответственно, улучшало его управляемость. Вскоре появились и серийные среднемоторные модели вроде Lamborghini Miura или Ferrari 206 Dino.
В Maserati решили не отставать от земляков и с 1968 года тоже начали разработку подобного автомобиля. Узлы и агрегаты позаимствовали у Ghibli, но мощность 4,7-литрового двигателя уменьшили до 310 л. с. из-за менее совершенной системы охлаждения. Яркий дизайн снова разработал Джуджаро, основавший к тому времени собственное кузовное ателье ItalDesign.
Купе представили три года спустя и назвали Bora – как сильный ветер бора, дующий с моря на берег. Она полностью соответствовала своему имени и была очень быстрая: разгонялась за 6,5 с до 100 км/ч и развивала 265 км/ч. А появившийся позже вариант Bora SS с 4,9-литровым 330-сильным мотором достигал и 280 км/ч, то есть был одним из самых быстрых дорожных автомобилей своего времени.
Merak стал более дешевой альтернативой Maserati Bora
Однако, при цене в 25 500 долларов (около 170 тыс. по нынешнему курсу) Bora была ощутимо дороже Ghibli, а потому не стала слишком популярной. Да и топливный кризис 1974 года резко снизил спрос на «прожорливые» спортивные модели. Всего выпустили чуть более 500 купе.
Впрочем, в Maserati нашли способ получить прибыль – выпустили доступную модель Merak, ставшую, по сути, уменьшенной копией Bora. Автомобиль использовал ту же платформу, но ради снижения стоимости часть деталей позаимствовали у Citroen (французская компания вошла в один концерн с Maserati). Вместо V8 установили V6 объемом 2,0 л (160 л. с.) либо 3,0 л (190-220 л. с.). Результат оказался неплохим: за десять лет собрали около 1900 Merak.
С 1974 года поступил в производство наследник Ghibli – Khamsin. Ему дали имя весеннего штормового ветра хамсина, дующего в Северной Африке. Дизайнер Bertone Марчелло Гандини создал агрессивное купе с клиновидным профилем. Khamsin был четырехместным и обладал вместительным 400-литровым багажником. Все купе получили регулируемую рулевую колонку, кондиционер и электропривод передних кресел. Многие узлы и детали взяли у Ghibli и оснастили авто знакомой 4,9-литровой «восьмеркой». Ее мощность, правда, уменьшили до 320 л. с., чтобы она отвечала новым экологическим стандартам. Впрочем, неплохая аэродинамика позволяла развивать 275 км/ч.
Кроме того, Khamsin стал один из первых в мире автомобилем с адаптивным усилителем рулевого управления, делающим руль легче на малых скоростях. Но из-за экономического кризиса модель не смогла повторить успех Ghibli: до 1982 года собрали только 430 автомобилей.
Затем о «ветряных» названиях Maserati забыли и выпустили семейство Biturbo. Впрочем, к этой теме вернулись в 1988 году с моделью Karif (так именуют ветер в Сомали). Компактное 4,0-метровое купе с граненным дизайном оснастили 2,8-литровым турбированным V6 мощностью 285 л. с.
Maserati Shamal, 1990 год
Два года спустя представили Shamal, названный в честь сухого ближневосточного шквала шамаля. Рубленный дизайн снова-таки разработал Марчелло Гандини. Автомобиль мог разогнаться до 100 км/ч за 5,3 с и развить 270 км/ч благодаря 3,2-литровому 326-сильному V8 с двумя турбинами от седана Quattroporte.
А в 1992 году возродили и Ghibli. Второе поколение модели предстало в виде четырехместного купе бизнес-класса. Поначалу его оснащали двигателем от Karif, а затем предложили 2,0-литровый V6 с двойным турбонаддувом, развивавший 310 л. с. Shamal и Ghibli оснастили антиблокировочной системой тормозов ABS, климат-контролем, и активной подвеской. Производство обоих купе длилось до 1997 года и за это время выпустили более 2000 Ghibli и 370 Shamal.
Славная традиция Maserati дошла и до наших дней. Так, в 2013 году представили третье поколение Ghibli, ставшее седаном Е-класса. К слову, помимо 3,0-литровых V6 на 330 и 410 л. с. впервые в истории марки предложили 275-сильный турбодизель, а позже появились 580-сильный бензиновый V8 и даже гибридная установка.
В 2013 году Maserati Ghibli стал седаном
Первый вседорожник Maserati Levante также назвали в честь ветра, который часто дует в Гибралтарском проливе. Автомобиль получил те же двигатели, что и Ghibli, а недавно появилась еще и заряженная версия Trofeo с 590-сильным V8 от Ferrari. Традицию продолжат и в будущем – уже известно, что младший брат Levante, Maserati Grecale, также будет назван в честь ветра грегаля.