Мы привыкли, что в авангарде мировой автомобильной промышленности стоят несколько стран – Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Южная Корея, Япония и Швеция. Впрочем, это не значит, что известные автопроизводители не появлялись и в других странах. Например, в первой половине ХХ века прославилась испанская марка Hispano-Suiza. Эти роскошные автомобили стали транспортными средствами элиты, настоящим эксклюзивом.
История Hispano-Suiza началась в 1898 году, когда офицер-артиллерит Эмилио де ла Куадра основал в Барселоне предприятие по выпуску электромобилей La Cuadra, а разрабатывать их нанял швейцарского инженера Марка Брикигта. Четыре года спустя компания сменила владельца и переориентировалась на изготовление автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Заодно было изменено и название на La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles.
Первый Hispano-Suiza Alfonso XIII – победитель кубка Каталонии 1910 года
Hispano-Suiza Alfonso XIII Double Berline 1911 года
Марк Брикигт в 1902-1904 годах разработал целую палитру роскошных моделей с четырехцилиндровыми и шестицилиндровыми двигателями объемом 3,8-7,4 л. Они собирались вручную и изготовлялись мелкими партиями, но сразу обрели популярность у зажиточных испанцев благодаря высокому качеству. Вскоре марка вышла на международный уровень и даже открыла филиал в Париже.
Авиационный двигатель Hispano-Suiza 8
Hispano-Suiza Type 32 1918 года
С 1905 года постоянным клиентом Hispano-Suiza стал король Испании Альфонсо ХІІІ. Со временем в его гараже было уже около 30 этих автомобилей. Монарх увлекался автоспортом и даже организовал соревнования – Кубок Каталонии. Конечно, руководство Hispano-Suiza хотело добиться победы на глазах у главы государства и Брикигт разработал специально для гонки новую модель. В 1910 году она добилась успеха и было решено начать ее серийное производство. Назвали автомобиль Alfonso XIII.
Президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Hispano-Suiza H6
Для своего времени Alfonso XIII действительно стал королем дорог. Рядная 3,6-литровая «четверка» развивала 64 л. с. и делала его одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени – 128 км/ч. Покупатель мог выбрать для Hispano-Suiza самые эксклюзивные кузова: от двухместного кабриолета до лимузина. Модель оказалась очень популярной и за три года было собрано свыше 500 машин.
Уменьшить производство заставила Первая Мировая война. Испания осталась нейтральной, но, естественно, потеряла рынки сбыта в Европе. Часть автомобилей начали экспортировать в Северную и Южную Америку. В частности, для Нового света была создана более доступная модель Туре 18 с 4,7-литровым 30-сильным мотором.
Hispano-Suiza H6B Coupe de Ville 1924 года
Hispano-Suiza H6C гонщика Андре Дюбоннэ с кузовом из тюльпанового дерева
Впрочем, в Hispano-Suiza нашли себе и новую сферу деятельности – занялись выпуском авиационных двигателей. Эти V12 отличались высокой мощностью (200-300 л. с.), потому их устанавливали на скоростные французские истребители SPAD. Всего было собрано около 50 тыс. моторов. Конструкция оказалась настолько удачной, что их развитие решили продолжить и в послевоенное время.
Hispano-Suiza H6C Convertible Sedan, 1928 год
Hispano-Suiza H6C Landaulet 1930 года
Тем временем, Марк Бригкит с подчиненными уже работали над полностью новым Hispano-Suiza Н6, который был представлен в 1919 году. При создании его шестицилиндрового двигателя пригодился опыт, полученный в самолетостроении: по сути это была половинка авиационного V12. Этот 6,6-литровый мотор с верхним распредвалом развивал 135 л. с. и позволял достичь 137 км/ч. Среди новшеств следует отметить тормоза всех колес с гидроусилителем.
Огромный 9,4-литровый V12 в Hispano Suiza J12 развивал 220 л. с.
Н6 оказался настоящим долгожителем – его выпускали на протяжении 14 лет. В 1922 году появился усовершенствованный вариант Н6В, а два года спустя – модификация Н6С с 8,0-литровой 160-сильной «шестеркой», способная развить 175 км/ч. Интересно, что сборка была налажена не только в Испании и Франции, но и в Чехословакии на заводе Skoda, а один из лимузинов использовал президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик. Всего заводские цеха покинуло 2350 автомобилей. Большинство из них были кабриолетами, седанами и лимузинами. Хотя встречались и особые версии. Например, гонщик Андре Дюбоннэ заказал себе для гонки Targa Florio специальный кабриолет с 200-сильным двигателем. Интересно, что кузов выполнили из тюльпанового дерева, что сделало его не только красивым, но и легким.
Hispano Suiza J12 барона Ротшильда
Позже Дюбоннэ заказал еще один необычный Hispano-Suiza Н6C – Xenia, чей дизайн разработал французский стилист украинского происхождения Яков Савчик. Своими обтекаемыми раздутыми формами и каплевидным профилем купе напоминало маленький дирижабль. Его крышу выполнили съемной, а двери впервые в мире сделали сдвижными.
Hispano-Suiza K6 Cabriolet, 1935 год
Hispano-Suiza K6 Sedanca 1934 года
Конечно, модель Н6 была недешевой и доступной далеко не каждому. Поэтому в 1924 году появилась его дешевая версия – Т49 с 3,8-литровым мотором. Пять лет спустя на смену ему пришел 4,6-литровый 95-сильный HS26. Кроме того, был налажен выпуск 46-сильной модели Т56.
Hispano-Suiza K6 Convertible 1935 года
С конца 20-х годов в Hispano-Suiza шла разработка новой флагманской модели. Ее назвали J12 и показали в 1931 году. Для своего времени модель стала действительно необычной. Под капотом был установлен громадный 9,4-литровый V12, развивавший 220 л. с. и отличавшийся необычайной плавностью работы. Максимальный крутящий момент в 529 Нм позволял трогаться с места на второй передаче и делал двигатель очень эластичным. Автомобиль предлагали с несколькими вариантами колесной базы (3429-4016 мм), а масса превышала две тонны. Тем не менее, J12 разгонялся до 150 км/ч. Конечно, он был баснословно дорогим, даже по меркам Hispano-Suiza – 10 тыс. долларов тогда, как доступный Ford, Fiat или Chevrolet стоил в то время 400-500 долларов. Да и экономическая депрессия существенно понизила спрос. Поэтому неудивительно, что модель нашла только 120 покупателей. Среди них был, например, известный миллионер барон Ротшильд. Часть автомобилей оснастили 11,3-литровыми моторами мощностью 250 л. с.
Hispano-Suiza K6 Coupe 1936 года
Hispano-Suiza H6C Xenia 1938 года создан стилистом Яковом Савчиком
Два года спустя появился и более доступный Hispano-Suiza К6. Он был поменьше (колесная база 3420 мм) и получил 5,2-литровую 120-сильную «шестерку». Максимальная скорость составила 145 км/ч. Однако, удалось собрать лишь 204 автомобиля. Планам помешала гражданская война в Испании.
Концепт-кар Hispano-Suiza HS21 2000 года
Концептуальный Hispano-Suiza K8 2001 года
Автомобильное предприятие Hispano-Suiza было закрыто в 1938 года. Компания сосредоточилась на сборке авиационных двигателей и просуществовала до середины 60-х годов. Попытки возродить марку предпринимались в начале XXI века и даже были представлены несколько концепт-каров. Но до серийных моделей дело не дошло. Hispano-Suiza стали воплощением роскоши и технического совершенства. Сейчас их стоимость на аукционах достигает нескольких миллионов долларов.