Страницы истории Ford Mustang: юбилей американского скакуна

Среди американских автомобилей – немало культовых. Но, пожалуй, одним из самых легендарных (наряду с Chevrolet Corvette) является, конечно же, Ford Mustang. Уже выпущено свыше 8,5 миллиона купе и кабриолетов, что является отличным показателем для спортивной модели. В нынешнем году Mustang празднует свое 55-летие.

Концепт-кар Ford Mustang 1962 года

Концепт-кар Ford Mustang 1962 года

Отцом считается вице-президент Ford Motor Company Ли Яккока. В 1961 году ему было 37 лет и он неплохо понимал вкусы нового поколения американцев, а потому решил создать автомобиль, в первую очередь, для них. Яккока поставил перед своими подопечными задачу: спроектировать четырехместный автомобиль длиной 4,6 м (180 дюймов), весом чуть более 1100 кг и стоимостью всего 2500 долларов – вдвое дешевле конкурентов.

Первый Ford Mustang 1964 года

Первый Ford Mustang 1964 года

Год спустя представили первый концепт – среднемоторный кабриолет с 2,0-литровым двигателем. Впрочем, со временем разработчики вернулись к классической переднемоторной заднеприводной компоновке. Чтобы ускорить разработку, платформу позаимствовали у доступного Ford Falcon, а потому уже через 18 месяцев автомобиль был готов.

Фастбэк Shelby GT350 1965 года

Фастбэк Shelby GT350 1965 года

Грандиозная презентация новинки состоялась 17 апреля 1964 года на промышленной выставке в Нью-Йорке. Ли Яккока позаботился об освещении этого события на телевидении: его транслировали в прямом эфире все три общенациональных телеканала: АВС, NBC и CBS. Американцам показали стильное купе с громким именем – Mustang. Поначалу может показаться, в нем ничего особенного: две двери, длинный капот, короткий багажник. Что характерно, назвали его совсем не в честь дикого коня, а в честь истребителя Р-51 Mustang, у которого кабина также была сдвинута назад, чтобы мог поместиться большой мотор. И лишь со временем создатели решили заменить голубой овал Ford логотипом в виде скачущего жеребца.

Ли Яккока представляет миллионный Mustang, 1966 год

Ли Яккока представляет миллионный Mustang, 1966 год

Американцы влюбились в Mustang с первого взгляда. В Штатах вспыхнула настоящая лихорадка: молодежь очень хотела новый Ford и выстроилась за ним в очереди. Кое-где доходило даже до драк за право обладания Mustang. За первый день было продано 22 тысячи машин, за год – 418 тысяч, а за полтора года – миллион! Этот рекордный показатель превысил даже достижения массового Volkswagen Beetle. Такого ажиотажа Америка еще не видела.

Shelby GT500 1967 года

Shelby GT500 1967 года

Секретом успеха «скакуна» Ford стало разнообразие. Длинный список опций позволял конфигурировать автомобиль в зависимости от вкусов и толщины кошелька. Mustang мог быть как доступным средством передвижения, так и мощным спорткупе. Покупателю предлагали кондиционер, радио, спортивные сиденья, различные варианты отделки салона, передние дисковые тормоза, автоматическую трансмиссию и гидроусилитель руля – всего 74 опции. Это подчеркивал и рекламный слоган: «Спроектированый, чтобы быть спроектированным вами».

Ford Mustang 428 Cobra Jet 1968 года

Ford Mustang 428 Cobra Jet 1968 года развивал около 400 л. с.

Вскоре к купе присоединились кабриолет и обтекаемый спортивный фастбэк с посадочной формулой 2+2. На выбор предлагали четыре двигателя – от скромной 3,3-литровой «шестерки» мощностью 101 л. с. до 4,7-литрового 271-сильного V8. Последний разгонял Mustang до 100 километров на час за 7,6 с и позволял достичь 200 км/ч. То есть это был настоящий muscle car (мускулистый автомобиль) – так в США тогда именовали мощные модели.

Ford Mustang Boss 302 1969 года

Ford Mustang Boss 302 1969 года

Ошеломительный успех Ford подтолкнул конкурентов к созданию подобных моделей: вскоре появились Chevrolet Camaro, Pontiac Firebird и Plymouth Barracuda. Таким образом, сформировался новый класс pony cars – машин-пони, компактных (по американским меркам тех лет) спортивных автомобилей.

Ford Mustang Boss 429 1970 года

Ford Mustang Boss 429 1970 года

Но Mustang «ускакал» далеко вперед, ведь каждый год его понемногу модернизировали. Поскольку существующая «восьмерка» не позволяла добиваться успехов в гонках, то Ли Яккока обратился за помощью к гонщику и конструктору Кэрроллу Шелби – автору знаменитой Shelby Cobra. Тот взялся усовершенствовать фастбэк Mustang – снизил вес на 100 кг и увеличил мощность двигателя до 306 л. с. Так в 1965 году появился Shelby GT350, который  был способен достигать 218 км/ч и разгонятся до 100 км/ч за 6,5 секунд. Он получился дороже обычного Mustang, и чтобы сделать его доступнее, часть Shelby GT350 сдавали напрокат. Интересно, что находились умельцы, умудрявшиеся брать купе на выходные, участвовать на нем в соревнованиях и возвращать его назад с вмятинами и гоночными номерами на кузове.

Ford Mustang Boss 351 1971 года

Ford Mustang Boss 351, 1971 год

Шелби не остановился на достигнутом и в 1967 году представил Shelby GT500 с 7,0-литровым 360-сильным V8. Такой автомобиль уже мог соревноваться и с Ferrari, но стоил раза в четыре дешевле. А затем в 1968 году появился Mustang Cobra Jet. Официально его мощность составила 335 л. с., правда, эта цифра была преднамеренно занижена, чтобы уменьшить страховку. Фактически V8 развивал 400 л. с., что позволяло достичь 100 км/ч всего за 5,4 с и преодолеть 400 м с места за 13,9 с. Согласитесь, такие характеристики и сейчас неплохие. Не удивительно, что его версию от Shelby назвали King of Road (король дороги). Конечно, «прожорливый» Cobra Jet расходовал 20-26 л/100 км. Но бензин тогда стоил копейки – примерно 3 цента за литр.

Ford Mustang второго поколения, 1974 год

Ford Mustang второго поколения, 1974 год

Появились и другие версии – с двигателями объемом 5,0 л (250 л. с.) и 6,4 л (325 л. с.). Постоянно обновляли и дизайн: Mustang стал длиннее, шире и выразительнее на вид.

Ford Mustang 1978 года

Ford Mustang 1978 года

Гоночную программу Ford в 1969 году продолжили новейшие  Mustang Boss 302 и  Mustang Boss 429.  У первого был 5,0-литровый 290-сильный V8, а у второго – 7,0-литровый 375-сильный. Но неофициальные подсчеты показали, что мощность Boss 302 достигала 350-400 л. с., а Boss 429 – 440-460 л. с. Ford сразу же выиграл все важнейшие американские гонки. «Триста второй» торжествовал в серии Trans Am, а  Boss 429 победил в NASCAR. В 1971 году серию продолжил 330-сильный Boss 351, способен разогнаться до 100 км/ч за 5,8 с. Но и обычные Mustang не были медленными – за весьма небольшие деньги предлагали версию Mach I с 5,7-литровым 290-сильным двигателем.

Ford Mustang 1978 года

Ford Mustang 1978 года

Однако в 70-х годах количество «лошадей» под капотом Mustang уменьшилось. Сначала были введены новые экологические нормы, что уменьшило мощность флагманского Mustang 351 НО 1973 года до 266 л. с. А затем начался нефтевой кризис и подорожание бензина снизило популярность спортивных автомобилей.

Ford Mustang 1994 года

Ford Mustang 1994 года

Появившаяся через год модель второго поколения стала настоящим провалом. Неудачный угловатый дизайн Mustang II отпугнул многих поклонников, да и динамика оказалась не самой лучшей, ведь мотор развивал всего 140 л. с. Тем не менее, именно в 1974 году с конвейера сошел трехмиллионный Mustang.

Ford Mustang 1994 года

Ford Mustang 1994 года

Третья генерация Ford Mustang, появившаяся в 1979 году, также не оправдала надежд. Внешне невыразительный автомобиль утратил все фамильные черты стиля. Наряду с купе и кабриолетом даже появился  трехдверный хетчбэк. Не помогло и появление более мощных версий – 200-сильной SVO 1985 года и 235-сильной GT 1993 года. Если первый Ford Mustang получился сверхуспешным, то его наследники, стали провальными. Не удивительно, что руководство компании уже думало ликвидировать модель.

Ford Mustang 2005 года

Ford Mustang 2005 года выполнили в ретро-стиле

Однако за 30 лет на конвейере автомобиль стал легендарным и в 1994 году аккурат к юбилею все же увидел мир очередной Mustang. В его дизайне появились некоторые черты оригинальной модели, а двигатели наконец получили прибавку в мощности. V8 объемом 4,6 л развивал от 260 до 390 л. с. и позволял развить 240 км/ч. К тому же, цены на автомобиль остались весьма демократичными.

Shelby GT500 Convertible 2013 года

Shelby GT500 Convertible 2013 года

Переломный Ford Mustang 2005 года обозначил возвращение к истокам. Своим агрессивным дизайном он очень напоминал знаменитого предка. Конечно же, были предложены традиционные «восьмерки» объемом 4,6 л (315 л. с.) и 5,0 (425 л. с.), а возрожденный Shelby GT500 получил 5,4-литровый компрессорный мотор мощностью 670 л. с. Вместе с тем появились новшества вроде сенсорного дисплея мультимедийной системы. Автомобиль получился успешным и обозначил возрождение класса pony cars, ведь вскоре появились современные Chevrolet Camaro и Dodge Challenger.

Shelby GT500 Eleanor

Shelby GT500 Eleanor из фильма «Угнать за 60 секунд»

О культовости автомобиля свидетельствуют его роли в известных фильмах. В 1968 году Mustang сыграл главную роль вместе со Стивом Маккуином в киноленте «Буллит». Сцена погони с участием автомобиля уже давно стала киноклассикой. Не менее известным является и модифицированный Shelby GT500 Eleanor – герой фильма «Угнать за 60 секунд». Mustang становился транспортным средством Джеймса Бонда и отлично показал себя шедевре Клода Лелюша «Мужчина и женщина». Среди известных поклонников Ford Mustang – экс-президент США Билл Клинтон, актеры Кевин Костнер, Чарли Шин, Брюс Уиллис, рок-музыкант Джим Морисон.

Ford Mustang 2014 года

Ford Mustang 2014 года

Сейчас в производстве уже шестое поколение Ford Mustang. Автомобиль стал более обтекаемым, но сохранил фирменные детали дизайна. Он идет в ногу со времене наряду с классическим 5,0-литровым V8 предложен и 2,3-литровый турбомотор. Присутствуют в линейке и версии от Shelby, причем у GT500 в распоряжении целых 750 л. с. Сейчас Mustang официально представлен в Европе и даже в Украине. Мало того, в последние годы он регулярно становится самой продаваемой спортивной моделью на планете.

Новейший 750-сильный Shelby GT500 2019 года

Новейший 750-сильный Shelby GT500 2019 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *