В современном мире наблюдается настоящий бум альтернативной энергетики. В автомобильной отрасли это отображено в резком повышении спроса на электромобили. Так, в 2014 году в мире их было продано свыше 300 тыс. единиц – это в шесть раз больше, чем в 2011 году. В одних лишь Соединенных Штатах Америки за год реализовали более 100 тыс. электромобилей. Высокотехнологичный Tesla Model S или бюджетный Nissan Leaf по популярности не уступают многим моделям с двигателями внутреннего сгорания.
Электромобиль Томаса Паркера, 1884 год
Электромобиль Уильяма Моррисона, 1890 год
Впрочем, электромобиль – изобретение не новое, он известен еще с XIX века. Мало того, эти транспортные средства ранее уже пользовалось даже большей популярностью, чем сейчас. Первые эксперименты по созданию экипажей с электромотором стали возможными после изобретения свинцовых аккумуляторов в 1859 году. Первопроходцем в этой сфере считается британец Томас Паркер. Поначалу он занимался разработкой электрических трамваев и локомотивов для метро Лондона, а затем приступил к созданию транспортного средства, не нуждающегося в контактных проводах. Первый прототип электромобиля показали в 1884 году, а уже через несколько лет аналогичные разработки появились в Германии и Франции. В 1890 году Уильям Моррисон представил в США шестиместный фургон, способный развить 23 км/ч.
Woods Electric Buggy 1900 года
Электрическое такси, Германия, 1904 год
На первых порах электромобили успешно конкурировали с бензиновыми моделями. Они были мощнее, работали тихо, не травили окружающих выхлопом и обходились дешевле в эксплуатации. Заводились электромобили легче, ведь двигатели внутреннего сгорания в то время приходилось прокручивать заводной ручкой. В обслуживании такая техника проще: владельцу не нужно было думать о замене масла, фильтров или свечей зажигания, а ведь станций техобслуживания в то время фактически не было. Немаловажным преимуществом была хорошая тяга с первых оборотов, что снимало необходимость в многоступенчатой трансмиссии. К тому же, на рубеже XIX-XX веков на Западе как раз началась тотальная электрификация, то есть возможность подзаряжать аккумулятор дома появилась даже у представителей среднего класса. Интересно, что уже тогда предлагали услугу по бесплатной замене аккумуляторов. Предприниматели сразу оценили преимущества нового транспорта и уже с 1898 года на улицах Лондона, Берлина и Нью-Йорка появились электрические такси.
Рекордный La Jamais Contente 1899 года
La Jamais Contente стал первым автомобилем, достигшим 100 км/ч
Мало кто знает, что рубеж в 100 км/ч был впервые преодолен именно на электромобиле: рекордный заезд в 1899 году совершил бельгиец Камиль Женатци на обтекаемом болиде La Jamais Contente собственной конструкции. Для достижения такой скорости инженер установил два электромотора общей мощностью 67 л. с.
Фердинанд Порше в молодости разрабатывал электромобили
Мотор-колесо — изобретение Фердинанда Порше
Интересно, что именно с электромобилей начинал свою карьеру и легендарный Фердинанд Порше. На Парижском автосалоне 1900 года он представил передовой Lohner-Porsche, в передних колесах которого было установлено по 3,5-сильному электромотору. Это позволяло развивать 50 км/ч, а заряда батарей хватало, чтобы проехать 50 км. Позже для британского гонщика Э. Харта Порше создал версию с мотором в каждом колесе – это был первый в мире полноприводной автомобиль. Еще одно творение гениального конструктора – первый в мире гибрид Semper Vivus: аккумуляторы в нем заменили 4-цилиндровым бензиновым мотор-генератором, вырабатывавшим электричество.
Электромобиль Lohner-Porsche 1900 года
Полноприводной Lohner-Porsche 1901 года
С 1899 года начала производство электромобилей американская компания Woods. Сначала в Чикаго представили небольшой двухместный Electric Buggy, а в 1905 году увидел мир роскошный Woods Victoria. По сути, это была карета с двумя 2,5-сильными электромоторами, способная развить 30 км/ч. Десять лет спустя представили оригинальный гибридный Dual Power. До скорости 24 км/ч она передвигалась на электротяге, а затем подключался бензиновый 27-сильный двигатель и позволял разогнаться до 56 км/ч. За три года выпустили около 600 Dual Power по цене в 2700 долларов.
Lohner-Porsche Semper Vivus — первый гибрид, 1900 год
Электромобили очень быстро прогрессировали. Так, на 1900 год 28% моторизированных экипажей в США были электромобилями. А в 1912 году в Штатах регистрацию получили 33 800 автомобилей с электрическими двигателями и только 19 500 – с бензиновыми. К слову, вернуться к подобным объемам выпуска электромобилей удалось только в начале XXI века.
Гибридный Woods Dual Power 1915 года
Detroit Electric Model 46 Roadster 1914 года
Особенно удачной оказалась продукция компании Detroit Electric, основанной в 1907 году. В разработке их моделей принял участие всемирно известный ученый Томас Эдисон. Именно он разработал для них никелевую батарею, позволявшую проехать 80 км без подзарядки. Максимальная скорость была невысокой (39 км/ч), но в городских условиях этого хватало. На выбор предлагали несколько различных кузовов. Эдисон сам пользовался купе Detroit Electric, а его примеру последовали такие знаменитости, как Джон Рокфеллер и генерал Эйзенхауэр (будущий президент США). Даже жена Генри Форда некоторое время водила Detroit Electric.
Томас Эдисон и его Detroit Electric
Detroit Electic Brougham, 1918 год
Ситуация резко изменилась в 20-х годах. Именно тогда проявилась Ахиллесова пята электромобилей – малый запас хода. Строительство сети автомагистралей в США, Германии и Италии сделало реальными путешествия на дальние расстояния, для которых, естественно, больше подходили модели с двигателями внутреннего сгорания. Они стали более совершенными: запуск двигателя облегчил электростартер, моторы стали тише и надежнее. Конвейерное производство сделало их массовыми и дешевыми. О расходе топлива в те времена мало кто задумывался, ведь бензин стоил копейки. И тем более никто не заботился об окружающей среде.
Отдельные компании мелкими сериями производили электромобили. Так, в 1959 году на базе Renault Dauphine создали Henney Kilowatt, способный разогнаться до 97 км/ч и проехать на одном заряде батареи 100 км. Электрической осталась многая специализированная техника – такая, как вилочные погрузчики: даже в СССР на многих предприятиях пользовались популярностью чехословацкие электрокары Desta, восточногерманские V.T.A. Kraft и болгарские «Балканкар». Со временем производство таких погрузчиков даже наладили во Львове. Нередко автомобили с электрическими двигателями использовались как развозные фургоны или гольф-карты. Между прочим, Львовский автозавод еще с 1950 года выпускал электрические ЛАЗ-750, использовавшиеся для перевозки почты в крупных городах: это были первые серийные электромобили в СССР.
Вилочные погрузчики с электромотором выпускали и во Львове
Интересный факт: именно электромобили стали единственными колесными транспортными средствами, покинувшими Землю. И Lunar rover американских астронавтов на Луне, и советский «Луноход» были оснащены именно электрическими двигателями, а энергией их питали солнечные батареи.
Электрический Lunar Rover покорил Луну
Луноход-1 также использовал электромоторы
Резкое подорожание нефти в середине 70-х годов заставило инженеров вспомнить о подзабытой технологии и вернуться к разработке электрических моделей. К тому же, человечество наконец задумалось и об экологии. Первенцем нового поколения электромобилей стал General Motors EV1 1996 года, выпущенный в количестве 1117 единиц. Это обтекаемое двухместное купе со 137-сильным мотором развивало 130 км/ч и могло проехать до 225 км без подзарядки.
Подавляющее большинство гольф-картов — электромобили
Сейчас мы переживаем второе рождение электромобиля, его ренессанс. Новое – это хорошо забытое старое. Современные модели совершили настоящий скачек вперед. Дальность пробега у некоторых автомобилей (таких, как Tesla Model S) превышает 400 км, а по динамическим характеристикам они могут соревноваться с дорогими и мощными спорткупе. Наконец после долгих мытарств перед электромобилем открылось светлое будущее.