EURONCAP. Что и как?

 

А судьи кто?

 

Создавалась EuroNCAP (European New Car Assessment Programme) – Европейская программа оценки новых автомобилей – с целью объективной оценки степени безопасности автомобилей при столкновениях. Конечно, подобные испытания (нередко виртуальные) проводят практически все автопроизводители, но зачастую информация по этим тестам остается закрытой (или доступной узкому кругу специалистов).

Но, как известно, потребители во всем мире предпочитают объективную и полную информацию в таком важном вопросе, как безопасность автомобиля. Требовалась альтернатива заводским испытаниям, и Международная  автомобильная федерация – FIA, министерства транспорта стран Евросоюза, Шведская национальная администрация дорог, Международная ассоциация потребительских обществ International Testing, страховая компания Thatcham, многочисленные европейские институты, отвечающие за безопасность движения (аналог наших НИИ), а также различные автомобильные клубы (ADAC, SRA и др.) решили создать интернациональную независимую организацию, составляющую рейтинг безопасности конкретных автомобилей на основе реальных испытаний, проводимых на собственной технической базе. Источник финансирования EuroNCAP – ресурсы Евросоюза.

Испытания проводятся в двух специализированных центрах – TRL (Англия) и  TNO (Нидерланды), а штаб-квартира EuroNCAP находится в Люксембурге.

Специалистами компаний TRL и Vehicle Safety Consultants, на основе статистики ДТП в Европе и США за последние годы, была разработана программа испытаний, которая перекрывает основной спектр реальных аварий. Заметьте, что EuroNCAP заранее устанавливает «высокую планку», чтобы производители имели возможность стремиться к повышению безопасностных характеристик автомобиля. На сегодняшний день большинство производителей уделяют большое внимание тестам EuroNCAP, и если результат не устраивает их, то новый автомобиль часто отправляется на  доработку.

 

Удар! Еще удар!

 

Любое испытание начинается с того, что менеджеры EuroNCAP под видом обычных покупателей приобретают два идентичных автомобиля в автосалоне. Что касается выбора модификации и комплектации, то выбирается наиболее популярная версия модели. Все автомобили классифицируются EuroNCAP по собственной системе габаритных размеров. Затем, в режиме строгой секретности, проводится стандартный цикл испытаний, за которые начисляются баллы, трансформируемые в «звезды». Далее следует обнародование результатов, причем производитель о них узнает одновременно с покупателями. Вся информация по краш-тестам выкладывается на официальный интернет-сайт EuroNCAP.

Отметим, что производители могут опротестовать результаты краш-тестов. Для этого они предоставляют EuroNCAP автомобиль, оборудованный более совершенными комплексами безопасности, и оплачивают все расходы по проведению повторных испытаний. Разумеется, результаты этих краш-тестов будут учтены и «переписаны», только если  модернизированный автомобиль пойдет в серийное производство.

Всего проводится три краш-теста – фронтальный удар о неподвижное препятствие на скорости 64 км/ч, боковой удар на скорости 50 км/ч и боковой удар в столб на скорости 29 км/ч. Такие типы ударов были выбраны как наиболее распространенные при ДТП,  что бы максимально соответствовать среднестатистическим авариям. Кроме того, скорость движения выбрана такой, при которой системы безопасности автомобиля могут обеспечить реальную сохранность пассажиров. Иными словами, проводить краш-тесты на больших скоростях нет смысла – и пассажирам, и манекенам вряд ли что-то поможет выжить… Интересно, что испытание «боковой удар в столб» было введено в программу тестов совсем недавно – в 2002 г.  До этого времени рейтинг безопасности составлялся из 4 «звезд», а теперь он 5-звездый – эту звезду начисляют (или не начисляют)  за «успешный» удар в столб.

Наверняка у читателей «Тест-Драйва»  возник вопрос: «А каковы критерии оценки теста? Какой удар можно считать безопасным, а какой нет?» С удовольствием объясним.  Удар специалистами EuroNCAP расценивается с точки зрения фактических повреждений пристегнутых «пассажиров» в салоне тестируемого автомобиля. Роль пассажиров выполняют специальные манекены, оснащенные множеством  высокоточных датчиков. Например, фиксируются такие важные параметры, как критерий повреждения головы – НIС, TI (критерий защиты голени) и NIC (критерий повреждения шеи).

Существуют также детские манекены, которые усаживаются в специальные сиденья Isofix, рекомендованные производителем для конкретной модели. Заметим, что стоимость одного манекена может превышать $100 000! На сегодняшний день EuroNCAP использует два типа резинометаллических манекенов: EuroSID (Side Impact Dummy) – для боковых столкновений и Hybrid III – для фронтальных столкновений. Каждый удар фотографируется в режиме специальной фотосъемки (такой же, как и на спортивных соревнованиях – фотофиниш) и снимается на видео с нескольких камер (всего их 13), имеющих строго зафиксированное местоположение. Приведем несколько цифр: математическая модель одного краш-теста включает более 1 000 000 параметров, для обработки которых (после теста) требуется около 22 часов работы мощного компьютера.

Остановимся подробнее на каждом из ударов и способе их оценки…

 

Фронтальный удар

Класс А

Класс В

Класс С

Класс D

Класс Е

Боковой удар/удар в столб

Класс А

Класс В

Класс D

Класс Е

Манекен-водитель

Класс А

Класс В

Класс С

Класс D

Класс Е

Манекен-ребенок

Класс А

Класс В

Класс С

Класс D

Класс Е

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 04' 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *