С каждым годом появляется все больше компактных вседорожников. Создают их фирмы, которые до этого не проектировали подобную технику. Среди них — и Skoda. За всю более чем 100-летнюю историю в ее модельном ряду еще не было ни одного вседорожника. Однако постепенно компания шла к его разработке. Сначала появился универсал повышенной проходимости Octavia Scout, а затем пришла очередь и для полноценного вседорожного Yeti. Еще в 2005 году увидел мир одноименный концепт, но серийной модели пришлось ждать на протяжении четырех лет. Представили новинку нынешней весной на Женевском автосалоне. Она приносит чуточку экзотики в семейство Skoda, ведь Yeti — тибетское название снежного человека.
Yeti – весьма компактный автомобиль. Его колесная база составляет 2578 мм – столько же, сколько у Skoda Octavia. С этой моделью у вседорожника общая платформа, соответственно, он приходится и «родственником» Volkswagen Golf. Однако длина Yeti равна 4233 мм, то есть он на 336 мм короче, чем Octavia. Уменьшения добились за счет переднего и заднего свесов. Они совсем небольшие, а потому подчеркивают подтянутый профиль автомобиля. Его ширина составляет 1793 мм, а высота – 1691 мм. Базовая версия получила 16-дюймовые диски, а в версии Experience – 17-дюймовые.
Дизайн вседорожника – дальнейшее развитие стиля концепта. Новинка во многом схожа со Skoda Fabia, Superb и Roomster. С последней моделью у нее, пожалуй, большего всего общих черт. Наиболее интересно выглядит передняя часть Yeti. Визитная карточка марки – черная радиаторная решетка с хромированной окантовкой – сочетается с большими передними блок-фарами. А самой привлекательной деталью являются круглые противотуманные фары, благодаря которым «лицо» вседорожника смотрится необычно и весьма дружелюбно. Спереди и сзади видны серебристые пластины, прикрывающие днище. На бамперах, порогах и боковинах – черные пластиковые накладки, защищающие кузов от повреждений. В зеркалах заднего вида установлены повторители поворотов. Фирменный стиль Skoda просматривается в форме боковин и дверных ручек. Свежее решение применили при проектировании стоек крыши: центральные окрашены в цвет кузова, а остальные – черные, сливаются с тонированными окнами. Поэтому издали кажется, что заднее стекло – панорамное. Оно, кстати, расположено вертикально, что способствует увеличению внутреннего пространства. Действительно, относительно небольшой автомобиль на удивление вместительный внутри. Хотя посадка на 65 мм выше, чем, например, в Octavia, спереди над головой остается приличный запас места. Такое решение также позволило добиться хорошей обзорности. Достаточно пространства и на втором ряду: здесь без проблем поместятся люди ростом 180 см. Задние сиденья размещены на 20 мм выше, чем передние и оснащены горизонтальной регулировкой. Их можно легко отодвинуть на 80 мм назад, чтобы ногам было свободнее. Сиденья весьма широкие (поместятся трое пассажиров), однако сидящему по центру мешает высокий трансмиссионный тоннель. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, достаточным количеством настроек оснащено и водительское сиденье, поэтому подобрать удобную позицию не составляет труда. Комфортабельные кресла позволяют без проблем проехать в Yeti несколько сотен километров и не почувствовать сильной усталости.
Салон декорирован качественными материалами. Детали тщательно подогнаны, и при езде по бездорожью не слышно ни малейшего скрипа пластика. В самых дорогих версиях предусмотрены вставки, имитирующие дерево, и металлические накладки на педалях. Трехспицевое рулевое колесо имеет удобные наплывы на ободе в районе хвата рук. Большую часть приборной панели занимают циферблаты спидометра и тахометра, расположенные в отдельных глубоких колодцах с хромированными ободками. Между ними находится экран бортового компьютера. Внутри тахометра – датчик температуры охлаждающей жидкости, а в спидометре – указатель уровня топлива в баке. Компактная центральная консоль не перегружена кнопками: они рационально расположены, четко структурированы, и найти их можно интуитивно. Внутри нет недостатка и в отделениях для мелкой поклажи: предусмотрены карманы в дверях, вместительный перчаточный ящик, отделение в центральной консоли, ящик под сиденьем переднего пассажира, приличный бокс в подлокотнике. Ну а для больших грузов имеется 416-литровый багажник. Задние сиденья можно сложить либо полностью извлечь. В последнем случае объем возрастает до 1760 л. Погрузочная высота небольшая, а проем задней двери достаточно широкий. С каждой стороны расположено по несколько крючков, которые помогают закрепить, например, сумки с покупками. Предусмотрена и крепежная сеть.
Базовая модификация Active оснащена электроприводом стеклоподъемников, центральным замком, магнитолой с CD-плеером, 4 подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов ABS. В версии Ambition добавлены полуавтоматический климат-контроль, подогрев и электропривод зеркал, надувные «занавески» и система стабилизации ESP. Самый дорогой вариант Experience включает двухзонный климат-контроль, 17-дюймовые диски, обод его руля обшит кожей. Среди опций – панорамная крыша, электропривод и подогрев передних сидений, биксеноновые адаптивные фары, система контроля давления в шинах, помощник при старте в гору Hill Start Assist и связь Bluetooth. Можно заказать аудиосистему с 12 динамиками и активный парктроник, который способен самостоятельно подруливать автомобиль. Предлагают также навигационную систему, запоминающую вседорожные маршруты, которые проехал водитель.
Самый доступный Skoda Yeti оснастили новым 1,2-литровым бензиновым мотором TSI с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива мощностью 105 л. с. Его максимальный крутящий момент в 175 Н·м достигается с 1500 об/мин. Однако полуторатонному автомобилю этого далеко не всегда достаточно, особенно, если он основательно загружен. Более интересным является 1,8-литровый 160-сильный двигатель, знакомый по многим моделям концерна Volkswagen. Он не менее тяговит на низких оборотах, чем некоторые турбодизели, ведь пик крутящего момента в 250 Н·м приходится на 1500 об/мин. Уже с 1000 об/мин следует приятный подхват и приятный прилив мощи. «Четверка» обеспечивает уверенный равномерный разгон. Вседорожник достигает 100 км/ч за 8,4 с и способен развить 200 км/ч. Расход топлива равен 8,0 л/100 км. Все три турбодизеля – 2,0-литровые, их мощность – 110, 140 и 170 л. с. Они обладают спокойным нравом, работают, на удивление, тихо и плавно. У 140-сильной версии максимальный крутящий момент – 320 Н·м при 1750-2500 об/мин, чего вполне хватает для езды по легкому бездорожью. Да для обгона на трассе нет необходимости понижать передачу. К тому же вседорожник способен буксировать прицеп весом 1800 кг. Разгон до 100 км/ч занимает 9,9 с. Двигатель весьма экономичен – расходует 6,1 л/100 км в смешанном цикле. На выбор предлагают 6-ступенчатую механическую коробку передач и 6-ступенчатую трансмиссию с двойным сцеплением DSG. Модификация мощностью 105 л. с. – переднеприводная, остальным за доплату доступна система полного привода. В обычных условиях муфта Haldex направляет 95% крутящего момента на передние колеса, но при потере сцепления до 85% тяги может передаваться на одно колесо.
Yeti не боится грязи – демонстрирует неплохие способности на не слишком «тяжелом» бездорожье. Этому способствуют короткие свесы кузова и дорожный просвет в 180 мм. Нажатием кнопки активизируется специальный вседорожный режим: снижается чувствительность педали акселератора, изменяются настройки ABS и ESP. Среди опций есть технология Downhill Assistant, ограничивающая скорость при спуске с крутого склона. Автомобиль без проблем передвигается по пляжу или грунтовой, лесной дороге, по плечу ему и полуметровые броды.
На асфальтовом покрытии вседорожник ведет себя не менее уверенно. В управлении он не хуже, чем обычный универсал. Автомобиль неплохо маневрирует в загруженном городском потоке. Его подвеска ориентирована на комфорт, поэтому даже на дорогах очень плохого качества езда мягкая. Подавляющее большинство выбоин поглощаются легко и плавно. Езда в Yeti не утомляет, он хорошо подходит для путешествий на дальние расстояния.
Производство Yeti началось в мае, и теперь в течение лета стартуют европейские продажи. В Skoda делают ставку на доступность. Стоимость самой дешевой бензиновой модификации – 17 990 евро, а цены на дизельные версии стартуют с отметки в 22 000 евро.