Итальянские спортивные автомобили всегда привлекали внимание не только мощными двигателями или хорошими динамическими характеристиками, но и сногсшибательным дизайном. Пожалуй, более всего публику шокировали модели Lamborghini. Особенно это получилось у легендарного Lamborghini Countach. Этот знаменитый автомобиль стал своеобразным символом эпохи и положил начало новому этапу в развитии спорткупе. В это трудно поверить, но в этом году Countach празднует свое 40-летие.
Идея создания Lamborghini Countach родилась в 1970 году. Молодая итальянская марка уже успела стать на ноги и даже громко заявить о себе сногсшибательным купе Miura. Конечно, среднемоторный автомобиль отлично себя проявил, но ведь и конкуренты не дремали – появились новые Ferrari 365 GT/4 Daytona и Maserati Bora. Основатель и президент компании Ферруччо Ламборгини поручил своим подопечным нелегкое задание – спроектировать наследника Miura. Конечно, новичок должен был стать мощнее, быстрее, и ярче.
Валентино Бальбони — один из разработчиков Lamborghini Countach
Концепт-кар Lamborghini Countach 1971 года
Группа инженеров во главе с талантливыми Джанпауло Далларой, Бобом Уоллесом и Валентино Бальбони начала работу над новым купе с кодовым названием Project 112. Они решили, что подобно предшественнику автомобиль станет среднемоторным. Специалисты создали легкую трубчатую раму из алюминиевых сплавов. Но V12 разместили не поперечно, как в Miura, а продольно. Для лучшего распределения веса 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач поместили перед мотором и это создало проблему. Ферруччо Ламборгини требовал сделать машину как можно ниже, но этому мешал карданный вал. Даллара предложил оригинальное решение: вал провели прямо через тоннель в картере двигателя.
Первый серийный Countach LP400 1974 года
Высота Countach — чуть более метра
Над выбором стилиста долго не думали. Предыдущие модели Lamborghini – Espada, Jarama и та же Miura – были спроектированы в ателье Bertone знаменитым дизайнером Марчелло Гандини. Он же взялся и за Project 112 и создал для него стремительный клиновидный кузов высотой чуть более метра. Чтобы облегчить посадку и высадку Гандини применил свое изобретение – «гильотинные» двери, которые он использовал в концепте Alfa Romeo Carabo. Они открывались вверх параллельно кузову. Заднее стекло в прототипе было очень узким, а потому вместо традиционного салонного зеркала заднего вида установили оригинальный перископ, выведенный в узкое окошко в крыше. Среди других интересных деталей дизайна можно выделить треугольные воздухозаборники в боковинах и выдвижные фары.
«Гильотинные» двери призваны облегчить посадку и высадку
Название Countach произошло от итальянского возгласа
Конечно, такое купе оказалось очень футуристическим по меркам своего времени. Поэтому неудивительно, что когда готовый прототип привезли из Bertone на завод Lamborghini, кто-то из рабочих воскликнул: «Countach!» Таким возгласом на диалекте итальянской области Пьемонт выражают высшую степень восхищения – например, если мужчина увидит красивую женщину. Новинку так и назвали, хотя до этого все модели Lamborghini именовали в честь быков, которыми с детства увлекался Ферруччо Ламборгини.
Двигатель Countach LP400 – 4,0-литровый V12 мощностью 375 л. с.
Ярко-желтый концепт-кар Countach привезли на Женевский автосалон 1971 года, где он сразу спровоцировал фурор публики. Пожалуй, не менее впечатляющими были и технические характеристики. Новый 5,0-литровый V12 развивал 445 л. с., что позволяло автомобилю весом 1130 кг разгоняться до 100 км/ч за 5 с и достигать 306 км/ч. Салон декорировали дорогой кожей и установили в нем глубоко профилированные спортивные кресла.
Коробку переключения передач разместили перед мотором, а карданный вал проложен через его картер
Lamborghini Countach LP400 S 1978 года
Однаку сразу запустить модель в производство не удалось. Начало 70-х годов обозначилось финансовым кризисом, который ударил и по Lamborghini. Феручо Ламборгини был вынужден продать компанию, а доработка новой модели заняла целых три года. Первый Countach покинул сборочный цех только в 1974 году. Ради снижения его стоимости пришлось отказаться от сложно перископа и увеличить заднее стекло. К тому же, 5,0-литровый двигатель так и не удалось довести до ума. Вместо него установили проверенный мотор Miura – 4,0-литровый 375-сильный V12 с двумя клапанами на цилиндр и шестью сдвоенными карбюраторами Weber. Динамика, конечно, ухудшилась, но все равно была отличной – 6 с до 100 км/ч и максимальная скорость 290 км/ч. Модель получила обозначение LP400, что расшифровывается, как Longitudinale Posteriore 4,0 l («4,0-литровый двигатель, размещенный в базе поперечно»).
Lamborghini Countach LP400 S получил широкие задние покрышки
Для своего времени автомобиль оказался недешевым – 52 тыс. долларов, что равно примерно 320 тыс. по нынешнему курсу. Да и резкий рост цен на топливо не способствовал популярности спортивных моделей. Поэтому в 1974 году продали всего 23 Countach, а за четыре года собрали лишь 158 машин. Затем автомобиль прошел первую свою модернизацию – появилась версия LP400 S. Ради улучшения управляемости увеличили колею (это заметно по расширенным колесным аркам) и оснастили Lamborghini широкими покрышками Pirelli P7 размером 205/50 VR15 спереди и 345/35 VR15 сзади. Спереди появился спойлер, но самой заметной деталью стало огромное заднее антикрыло. Оно уменьшило предел скорости до 274 км/ч, но зато обеспечило дополнительную прижимную силу. LP400 S оказался более популярным: несмотря на возросшую до 85 тыс. долларов цену, за пять лет собрали 237 машин. Кстати, именно эта версия стала машиной безопасности в знаменитом Гран-при Монако «Формулы-1».
У версии LP500 S 1982 года объем двигателя увеличили до 5,0 л
Огромное антикрыло отличает Countach 80-х годов
В 1982 году увидела мир модификация LP500 S, которая наконец-то получила 5,0-литровый двигатель. Но из-за новых строгих экологических норм мощность осталась прежней. Зато крутящий момент возрос с 361 до 411 Н·м, что сделало мотор более эластичным и лучше приспособленным для повседневного использования. Впрочем, три года спустя купе все-таки получило прибавку в мощности. Для Lamborghini Countach LP5000 QV разработали новую головку блока с четырьмя клапанами на цилиндр и улучшенной системой охлаждения. Результат – 455 л. с., что позволило достичь 100 км/ч за 5,2 с и развить 295 км/ч, пусть масса и выросла до 1490 кг. LP5000 QV оказался самым популярным вариантом модели – изготовили 676 единиц.
Lamborghini Countach LP5000 QV 1985 года с 455-сильным двигателем
Countach LP5000 QV развивал 295 км/ч
Потенциал LP5000 QV был испытан в гонках на выносливость. На базе купе создали сопртпрототип Lamborghini Countach QVX. Он неплохо себя проявил в борьбе с более опытными соперниками, но у компании не хватило денег на его доводку. Позже доработанные Countach принимали участие в японском чемпионате JGTC.
Lamborghini Countach принимал участие в японском чемпионате JGTC
Lamborghini Countach QVX 1986 года
Последней модификацией купе стал Countach 25th Anniversary, созданный в 1988 году специально к 25-летию Lamborghini. Мотор остался прежним, зато автомобиль получил аэродинамический обвес и улучшенные воздухозаборники. Ходовую также модернизировали, а в заводских тестах купе принял участие известный раллийный асс, чемпион мира 1977 года Сандро Мунари. В таком виде автомобиль продержался на конвейере до 1990 года, пока его не сменил Lamborghini Diablo. За 16 лет выпустили 2042 Countach.
Последняя модификация Countach – 25th Anniversary, выпущенная в 1988 году
Всего выпущено 2042 купе
Конечно, неординарный запоминающийся дизайн и хорошая динамика позволили Lamborghini Countach быстро завоевать популярность, стать автомобилем-мечтой, символом 80-х годов. Его можно увидеть во многих кинолентах – таких, как «Смоки и бандит», «Кинг-Конг», мультфильме «Трансформеры». И, наверное, ни одна машина не красовалась на стольких плакатах и календарях, особенно популярных среди молодежи. А «гильотинные» двери Countach стали визитной карточкой Lamborghini и поныне используются в большинстве моделей итальянской марки.