Если бы на минувшем международном автосалоне во Франкфурте присуждался приз в номинации «Лучшая концептуальная разработка», его наверняка отдали бы стильной, оригинальной, продуманной до мелочей и изготовленной с почти маниакальной точностью машине по имени Opel Insignia.
Концепт-кары, как и люди, бывают разными. Одни — так называемые шоу-кары или шоу-стопперы — предназначены для завлечения посетителей на стенд той или иной марки и отличаются странными, порой совершенно иррациональными дизайнерскими решениями, не имеющими ничего общего с серийной продукцией. Механическая начинка у таких «халифов на час» либо отсутствует напрочь, либо представляет собой «сборник научной фантастики» в виде паровых машин, газотурбинных двигателей и т. п., вплоть до миниатюрных ядерных реакторов — понятное дело, бутафорских. Лучший пример таких автомобилей — американские «дрим-кары» 50-х годов прошлого века, которые десятками штамповались в угоду падким на сенсации зрителям («Тест-Драйв» писал об этих «чудесах техники» в прошлом номере).
Вторая обширная категория концептуальных разработок — дизайн-концепты. Подобно шоу-карам, они не слишком разборчивы в выборе силовых установок, трансмиссии и прочих «железок» — все это обычно без зазрения совести заимствуется у серийных моделей. Однако внешность и интерьер таких авто создаются с прицелом на то, что примененные решения могут быть использованы в массовом производстве — если не сейчас, то в ближайшем будущем. Заметим, что эстетическая составляющая здесь идет рука об руку с технической: именно на дизайн-концептах «обкатываются» новые идеи и технологии наподобие видеокамер, заменяющих зеркала заднего вида или модульных конструкций, позволяющих изменять тип кузова в зависимости от необходимости или просто по прихоти хозяина. К этой категории относится продукция дизайн-центров автомобильных компаний и специализированных кузовных фирм.
Наконец, третий тип концепт-каров — демонстраторы. Внешне такие машины зачастую ничем не отличаются от тех, что ежедневно сходят с конвейера, ведь их задача — не поразить воображение обывателя, а показать возможность (и полезность!) применения новейших технологий в массовом автомобилестроении. Эти автомобили часто называют «лабораториями на колесах», что вполне соответствует истине: понежившись в лучах софитов на подиумах автосалонов, они отправляются наматывать километры на испытательных полигонах и улицах городов, «шлифуя» и доводя до совершенства заложенные в них технические новинки. В качестве примера можно привести «мерседесы» А-класса с силовой установкой на топливных элементах, катавшие представителей масс-медиа от павильона к павильону на прошлом автосалоне во Франкфурте, или BMW 7-й серии, оснащенные двигателями, способными работать на водороде.
Как вы сами понимаете, приведенная нами классификация довольно условна, поскольку никто не мешает тому же шоу-кару пойти в серийное производство (как это случилось с Plymouth Prowler) или оснастить демонстратор красивым и оригинальным кузовом (Peugeot Н2О). Опять же, мы не стали принимать во внимание «псевдоконцепты» — машины, изначально спроектированные «под конвейер», но в силу тех или иных причин поданные под «концептуальным» соусом. Как вы понимаете, все вышесказанное было лишь «артподготовкой» к тому, о чем пойдет речь дальше, а то, к какой из описанных категорий причислить нашего сегодняшнего героя, пусть каждый решает сам…
Красна девица
Описание внешности Opel Insignia — дело неблагодарное: это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мощные, преисполненные сознания собственного превосходства обводы кузова завораживают зрителя и притягивают его внимание, как магнит. Являясь, по сути, хэтчбеком с сильно наклоненной задней стойкой, Insignia с ее «мускулистой» задней частью, длинным капотом и задними дверями, лишенными ручек, производит впечатление купе категории Gran Turismo. Свою лепту в создание такого имиджа вносят и огромные, 21-дюймовые колеса с дисками из полированного алюминия, и 4-сегментная облицовка радиатора с закомпонованной в нее фирменной эмблемой. Очень короткие свесы и отсутствие визуальной границы между бамперами и основным кузовом создают цельный, неделимый образ машины, способной перевозить своих пассажиров быстро и в то же время комфортно и максимально безопасно.
Особого внимания заслуживают осветительные приборы. Как передние, так и задние светоблоки, не говоря уже о повторителях сигналов поворота, вмонтированных в изящные зеркала заднего вида, лишены привычных нам лампочек и состоят из десятков светоизлучающих диодов (LED). Их преимущество перед традиционными системами освещения состоит в низком потреблении энергии, несравнимо более долгом сроке службы и небольших размерах, что позволяет дизайнерам давать волю своей фантазии, не ограничивая ее полет технологическими требованиями. Кстати, в «Инсигнии» светодиоды используются не только снаружи, но и внутри: для создания мягкой, не раздражающей глаз подсветки интерьера и трехмерной графики приборной панели. Последняя, надо сказать, особенно хороша: утопленные циферблаты напоминают сопла космических аппаратов из фантастических фильмов, что не только красиво, но и функционально, поскольку показания приборов идеально читаются вне зависимости от погоды и времени суток (между прочим, стрелки размещены не поверх циферблатов, а под ними, не заставляя мозг каждый раз высчитывать скорость движения автомобиля и число оборотов двигателя).
Если же говорить об интерьере вообще, то доминирующим принципом здесь является простота, которая, как известно, – родная сестра гениальности. И если руль, лишенный кнопочек и регуляторов, выглядит уж слишком старомодно, то центральная консоль, где под стильными крышками скрываются дисплей и пульты управления климатической установкой, аудиосистемой и бортовым компьютером, вызывает восхищение…