Украинский вседорожник ЛуАЗ

Боевое прошлое

 

История джипов ЛуАЗ началась еще до основания Луцкого автозавода. Во время войны в Корее 1949-1953 гг., когда СССР поставлял Северной Корее боевую технику, было отмечено, что советской армии не хватает легкого транспортера-вездехода для использования непосредственно на переднем крае – перевозки раненых, боеприпасов, пр. В те годы на этой «должности» использовался ГАЗ-69, но у машины были серьезные недостатки: слишком крупный и неповоротливый вездеход был легкой мишенью для вражеского огня, да и на изрытом воронками от снарядов поле боя его проходимость оставляла желать лучшего. В список требований к «транспортеру переднего края» вошли минимальный вес и высота, возможность транспортировки раненых и преодоления водных препятствий, пригодность для десантирования с самолетов.

Разработка транспортера была поручена специальной группе в НАМИ (Научно-исследовательском автомобильном институте) под руководством Б. М. Фиттермана, создателя БТР–152 и нескольких моделей грузовиков повышенной проходимости. Первый прототип, получивший название НАМИ-049, появился в 1958 г. Его кузов был выполнен из стеклопластика, а роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска – независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключен постоянно, а задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Кроме того, задний межколесный дифференциал также блокировался. Колесная база прототипа была всего 1800 мм. В каждое колесо был вмонтирован дифференциал, выполнявший двойную функцию: он повышал крутящий момент колес и увеличивал дорожный просвет. В соответствии с техническим заданием клиренс (дорожный просвет) легкого транспортера при полной загрузке был 285 мм, а у пустой машины – все 350 мм. Силовой агрегат НАМИ-049 – двигатель Ирбитского мотоциклетного завода типа МД-65 воздушного охлаждения с двумя оппозитно расположенными цилиндрами. При рабочем объеме 750 см3 он развивал мощность 22 л. с. Четыре передачи (причем высшая не являлась прямой) обеспечивали сравнительно неширокий силовой диапазон (3,55). Он оказался почти достаточным для столь легкой (снаряженная масса – 762 кг) машины, развивающей скорость не более 75-80 км/ч.

Поскольку НАМИ-049 предназначался для бездорожья, глубокий картер двигателя типа МД-65, унаследованный от мотоцикла, представлял уже кардинальное неудобство, ограничивая дорожный просвет. Чтобы увеличить последний до приемлемой величины, конструкторы прототипа пошли на…

 

Гражданские версии

 

История гражданских автомобилей ЛуАЗ начинается с грузопассажирского ЗАЗ-969В с колесной формулой 4х2 и приводом на передние колеса. В 60-х гг. прошлого века полным ходом шло освоение целины, и правительство решило, что сельскому хозяйству не обойтись без легкого вездехода. Гражданский вариант ЛуАЗ-967М – ЗАЗ-969В – плавать уже не мог, кресло водителя и пассажирские сиденья располагались на традиционных местах, изменилась и форма кузова…

 

 

 

 Кому это надо?

 

Конечно, у ЛуАЗа, как и у любого автомобиля, есть свои достоинства и недостатки. О недостатках говорить легко – это и устрашающий внешний вид, и низкая скорость, и рев двигателя, не говоря уже о безопасности, экологичности, пр. 1302-й ЛуАЗ умудряется проигрывать даже «Запорожцу» – по динамике, расходу топлива, обзорности… Казалось бы, ниже падать некуда. Но это только на первый взгляд…

ЛуАЗ обладает преимуществами внедорожника и большого автомобиля, оставаясь при этом маленьким, что очень важно в городе. Вместимость этой машины поражает воображение. Например, при открытии дачного сезона внутрь ЛуАЗа (без использования прицепа) легко можно погрузить телевизор, холодильник, стиральную машину, диван – стоит только откинуть задний борт. А теперь прикиньте, во сколько обойдется, скажем, «Нива» с прицепом, способная перевезти все вышеперечисленное, и сравните это с ценой подержанного ЛуАЗа (а новых, собственно, уже и не делают – выпуск 1302 модели прекращен). Даже в отличном состоянии машина «потянет» не более чем на тысячу у. е.

И все же, для кого предназначен ЛуАЗ?..

 

 

…Не стоит думать, что пользоваться ЛуАЗом можно только у нас, где большая часть населения не избалована хорошими машинами. Вот еще одна история из жизни. В 1992 г. 28 автомобилей ЛуАЗ были переправлены в США. В сопроводительных документах значилось: оборудование для охоты. На самом деле так оно и было. Эти машины сейчас работают в частном охотничьем угодье размером с Москву, где обслуживают желающих поохотиться. И они вне конкуренции!..

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *