Развитие мелкого и среднего бизнеса выкристаллизовало факт отсутствия недорогих постсоветских среднетоннажных грузовиков. Более того, оказалось, что доступных по цене машин, предназначенных для города, – маневренных, экономичных и экологичных – на просторах СНГ никто не производит. Но свято место пусто не бывает! Мы уже знакомили вас с белорусским городским грузовиком МАЗ-437040 (см. «Тест-Драйв» №1, октябрь 2003 г., «Пятитонный «Зубренок»). Теперь настала очередь российского среднетоннажного «горожанина» – КамАЗ-4308.
Разумный компромисс
Вниманию публики КамАЗ-4308 был впервые представлен на Московском международном автосалоне MIMS-2002. На конвейер модель была поставлена в октябре 2003 г.
Городская специализация КамАЗ- 4308 поставила перед конструкторами ряд сложных задач. Оптимальная для городских условий эксплуатации грузоподъемность (5,0–5,5 т) должна сочетаться с разумными габаритами, юркостью (для тесных городских улочек просто маневренности уже недостаточно) и экономичностью. «В лоб» такие вопросы не решаются – нужны компромиссы…
Внешний облик
Городской автомобиль должен выглядеть стильно. Дизайнеры из Набережных Челнов со своей задачей справились. Сохранившая фирменный стиль кабина нового КамАЗ-4308 выглядит изящно. Импортная передняя светотехника обрамлена пластиковыми панелями, окрашенными в цвет кабины. Такое решение имеет не только эстетическое, но и практическое достоинство – для замены передней оптики достаточно отформовать новые пластиковые детали.
Передние бампер и крылья тоже изготовлены из пластика. Наиболее нагружаемые части – центральная и боковые подножки – армированы металлической сеткой и укреплены с тыльной части металлическими трубками. Так что мыть переднее стекло и взбираться в кабину можно не опасаясь за целостность пластикового обвеса.
Удачно решена классическая «камазовская» проблема аварийной буксировки. Теперь, для того чтобы взять на буксир нуждающийся в помощи грузовик, не требуется снимать тяжеленный металлический передний бампер и думать куда его спрятать – буксирные пальцы доступны через специальные отверстия переднего бампера.
Переднее стекло кабины – панорамного типа. За его чистоту отвечают два дворника – маловато!..
«По долинам и по взгорьям»
Разгонная динамика КамАЗ-4308 более чем достаточна для езды по городу. Во всяком случае, мы без труда занимали выгодные места на «стартовой сетке» у светофора и по темпу набора скорости не отставали от легковушек и «бусиков».
Педаль газа – информативная и в меру упругая. К тормозной педали нужно привыкнуть, но после этого мощная и эффективная двухконтурная тормозная система (ABS, ASR и дисковые тормоза на всех (!) колесах) становится вам полностью подвластна. Педаль сцепления – очень упругая и, возможно, не отрегулирована. Субъективно, «подхват» происходил в верхнем положении педали.
Рулевое управление достойно похвалы. Не только положение «штурвала», но и его поведение имеет «минивэновский» характер. Руль «легкий», информативный, практически не имеет люфта, и, что очень важно, абсолютно предсказуем…
Резюме
Покупка КамАЗ-4308 более выгодна, чем приобретение сопоставимого европейского грузовика с 5-летним (и больше) «трудовым стажем». Надежный, экономичный турбодизель и доступные запчасти уменьшают эксплуатационные затраты. И обратите внимание на буксировочные возможности нового КамАЗа – его использование в качестве несущего полезную нагрузку «локомотива» автопоезда во многих случаях весьма целесообразно.