С 1953 года в лексикон американских жителей, а позже и всего населения Земли, вошло выражение muscle car – дословно «мускулистый автомобиль». Родоначальником этого класса в Америке выступил именно Chevrolet Corvette – на легкий кузов из стеклопластика устанавливался мощный двигатель (вначале 6-, а потом и 8-цилиндровый), обеспечивавший фантастическую по тем временам динамику. Под стать мотору конструировались и шасси, и тормоза. Впоследствии безумный характер родстера передавался от поколения к поколению, и на сегодняшний день с конвейера завода сходит уже шестое поколение славного автомобиля. Что привлекало покупателей тогда, и чем может похвастать машина сегодня? 50 лет назад Corvette был одним из немногих, если не единственным автомобилем, который не нужно было дорабатывать для того, чтобы «обставить соседа по потоку». Также в нем было нетипичное для американских машин шасси, на котором получалось ехать с большой скоростью не только по прямой, но и сломя голову закладывать крутые виражи. Данный спорткар никогда не разрабатывался для комфортного путешествия компанией, в отличие от так называемых пони-кар – 4- и 5-местных автомобилей с кузовом типа купе, и в зависимости от комплектации мощным двигателем под капотом. Салон хоть и не отличался спартанским оборудованием, но более двух человек там не помещалось. В наши дни машина является таким традиционным автомобильным символом Америки, как хот-дог, небоскреб или хайвэй.
Теперь поговорим конкретно о нашем автомобиле. Модель с заводским индексом С6 появилась на рынке в 2004 г. Официально она была представлена на автосалоне в Детройте. Чуть позже, к Женевскому автосалону, автопроизводитель подготовил версию кабриолет. Надо учесть, что и купе необычное – секция крыши съемная, но об этом попозже. Мощность стандартного V-образного 8-цилиндрового двигателя равна 405 л. с. при 6000 об/мин. Крутящий момент завораживающий – 542 Н·м, которые достигаются уже на 4400 об/мин! Следует отметить, что конструкция двигателя на последнем поколении претерпела значительные изменения – в отличие от чугунного блока, устанавливаемого ранее, новый блок отлит из легких сплавов, что улучшает развесовку. Рабочий объем увеличился на 300 «кубиков» с традиционных для предыдущих поколений 5,7 л. К тому же мотор имеет сравнительно большую (для американских бензиновых двигателей) степень сжатия 10,9:1, а схема системы газораспределения – практически современная – с верхним расположением клапанов, SOHC. Есть также модификация «для тех, кто любит погорячее», хотя и этого потенциала, как нам показалось после тест-драйва, должно хватать с головой. Называется она Z06, а основное ее отличие – увеличенный на 1 л объем двигателя, соответственно и отдача возросла до 507 л. с. и 645 Н·м. Стандартный Corvette разгоняется до 100 км/ч за 4,8 с, а максимальная скорость достигает 300 км/ч. Z06 на 18 км/ч быстрее, а первую сотню он способен преодолеть еще не разменяв 4 с. Такие показатели неудивительны, если учесть, что снаряженная масса автомобиля всего 1440 кг.
Перейдем к ходовой части машины. Привод традиционный для спорткаров – на задние колеса. В редуктор встроен самоблокирующийся дифференциал, а по заказу автомобиль может быть дооснащен системой динамической стабилизации. Коробок передач – три: две 6-ступенчатые «механики» и автоматическая 4-ступенчатая коробка Hydra-Matic, имеющая лепестки переключения на руле. Антипробуксовочная система устанавливается стандартно. Шасси имеет свои особенности – если сдвоенными треугольными рычагами сейчас никого не удивишь, то вот увидеть на спортивной машине с такими амбициями в подвеске рессоры может быть неожиданностью. Но и они не простые – сделаны из специального пластика и расположены не вдоль корпуса автомобиля, а поперек. По заказу можно установить систему управления амортизаторами Magnetic Ride Control, доставшуюся ему от собрата по концерну – Cadillac, который, к слову, тоже имеет машину на данной платформе, а именно – XLR. Все описанное выше добро опирается на огромные колеса размерностью 245/40 ZR18 спереди и 185/35 ZR19 сзади. Хотелось бы отметить и клиренс в 9 см – экстремальный показатель для наших дорог.
Теперь немного о практике. Чем привлечет Corvette с первого взгляда? Ну, во-первых, остаться незамеченным, перемещаясь по Киеву на такой машине, просто не получится – характерный силуэт, распластавшийся по дорожному полотну, необычно выглядит в компании с соседями по потоку. Передок украшают раздельные фары под прозрачным плексигласовым колпаком. Клиновидный капот разместился над воздухозаборником радиатора скромных размеров. Под бампером конструкторы установили практичную аэродинамическую юбку, которая увеличивает прижимную силу на высоких скоростях, а при контакте с неровностями, просто упруго деформируясь, принимает первоначальную форму.
За передними колесами сбоку расположены настоящие «жабры» вентиляции моторного отсека. Капот занимает практически половину длины кузова, затем следует небольшой пассажирский отсек и длинная прозрачная крышка багажника, которую тоже не обошли стороной специалисты по аэродинамике. Естественно, о практичности в таком автомобиле речи не идет, поэтому и погрузочной высотой, и удобством размещения багажа пришлось пожертвовать в угоду прочности кузова и аэродинамике. Ну не будут же владельцы спортивного купе возить картошку «под стекло»? Задняя часть украшена традиционными круглыми сдвоенными фонарями, это, наверное, самая выразительная часть Corvette, которая видна большинству соседей по потоку. Чуть ниже – два сдвоенных патрубка выпускной системы, издающие приятные звуки, как только заводится двигатель.
Зайдем в салон, вернее – залезем. Это специфическое физическое упражнение обусловлено низкой посадкой с вытянутыми ногами и конфигурацией сиденья. Занимая место за рулем, нужно сразу же приготовиться к тому, что несогласованность движений частей тела при посадке может привести к заминке и, соответственно, задержать старт. Боковая поддержка хоть и не сильно мешает, но и ее тоже надо перешагнуть, а ноги сразу же закинуть далеко вперед. В таком низко сидящем положении начинаем осваиваться. Трехспицевый, обшитый кожей руль расположен удобно, остается только настроить сиденье. Кроме традиционных регулировок, необходимыми являются: настройка уровня боковой поддержки – для худых людей будет полезным немного «зажать» себя валиками, дабы, скользя по кожаной обивке, не вылетать из кресла в повороте, а также регулировка поясничного подпора – переборщив с надувом этой части, у автора на следующий день от ускорений болела поясница…
Теперь о том, что перед глазами: при включении зажигания включается подсветка шести циферблатов, а стрелки делают пробный проход от нулевого положения к максимальному. Центральная часть на панели отведена спидометру и тахометру, под которыми расположен информационный дисплей. Вначале недоразумение вызывает граничная цифра на спидометре «200» – дальнейшую информацию можно узнать на проекционном экране сверху. Слева расположены указатели давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в форенгейтах, а справа – вольтметр и топливомер. Справа и слева от панели приборов находятся кнопки управления меню бортового компьютера, с помощью которых, листая странички, мы выводили информацию о пробеге, расходе топлива, состоянии горюче-смазочных материалов в двигателе и трансмиссии, давлении в шинах и некоторых других параметрах. На верхних спицах руля расположены кнопки ручного переключения передач, причем с каждой стороны можно переключать передачи как вверх, так и вниз. На торпедо установили экран навигационной системы и магнитолы, распознающей DVD-диски, а под ним – блок управления раздельным климат-контролем. За селектором автоматической коробки передач находится кнопка отключения системы стабилизации и антипробуксовочной системы. А вот рукоятку ручного тормоза почему-то разместили справа – тянуться к ней через подлокотник неудобно. Над панелью приборов расположен проекционный экран, на который выводятся показания спидометра, тахометра и информация акселерометра – уровень ускорения. Двери и крышка багажника открываются актюаторами, соответственно, чтобы выйти из машины, нужно нажать на кнопку. Пластик панели приборов по-американски невзрачный, до европейского уровня Corvette далеко, но и по цене разница соответствующая.
Рассмотрим еще одно преимущество данного автомобиля – ветер разогнал тучи, выглянуло солнышко, почему бы не проехаться с открытым верхом! Достаточно открыть двери, потянуть за три рукоятки, и простым движением руки прозрачная крыша (возможна установка крыши в цвет кузова) снимается и ставится в специальные защелки в багажнике. Теперь о погрузке сюда каких-либо вещей придется забыть – только из салона можно что-то кинуть в узкую щель.
Итак, пристегиваемся и в путь! Легкое нажатие на педаль акселератора, и сразу же следует резкий толчок в спину. Под аккомпанемент злого низкочастотного рыка выхлопной системы вы уноситесь вперед. При отключенной системе стабилизации на асфальте останутся две широченные черные полосы, а в воздухе, возможно, будет витать сизый дымок. Коробка быстро перебирает передачи, а, отпустив газ, обороты практически сразу упадут до отметки 1200-1500 об/мин. В таком режиме можно двигаться по трассе со скоростью примерно 130 км/ч, а если при этом нажать на «газ», то и без смены передачи получится хорошее ускорение, что уж говорить, если коробка решится переключиться на пониженную. Да, даже при ускорении с такой скорости может возникнуть занос, а задние колеса буксуют на этой скорости даже на сухом асфальте! Если систему стабилизации не отключать, то пыл мощного сердца немного усмиряется, но пробуксовка все равно возможна. Усилия на рулевом колесе невелики, управляется купе легко. При резком повороте со включенной системой стабилизации Corvette, начиная попискивать передними покрышками, замедляется, если же убрать электронный «ошейник», то все в ваших руках: в зависимости от количества крутящего момента на задних колесах поворачиваемость меняется от недостаточной к избыточной. Главное в этом случае не перестараться с тягой – иначе разворот неизбежен.
О плавности хода скажем так: машина достаточно плавно, как для данного типа, преодолевает неровности, встречающиеся в городе, при этом больший дискомфорт людям неподготовленным могут доставить ускорение и торможение. Раскачки подвеска не допускает вовсе, пробоев на кузов тоже не замечено.
Другие интересные особенности автомобиля продиктованы в первую очередь его происхождением – например, на внутрисалонном зеркале заднего вида расположены кнопки аварийного вызова скорой помощи и управления навигационной системой. Чтобы завести двигатель, нужно нажать на кнопку – даже нет необходимости доставать ключ из кармана, а высококачественная аудиосистема фирмы BOSE звучит сухо и плоско… Но как хочется в очередной раз нажать на педаль и, вслушиваясь в песню «восьмерки», унестись вперед!..