Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «китайский автомобиль»? Скорее всего, это нечто, объединившее в себе необъединимое. Например: большой и дешевый или яркий и невыразительный. Обычно это сочетание контрастов дополнено низким качеством сборки, а также неопределенностью с сервисом и запчастями. Но, как и любой другой производитель, китайцы изучают спрос и пожелания клиентов. Поэтому на рынке появляются новые, более качественные и современные продукты, произведенные у них на родине. Одним из примеров вышеперечисленного можно считать попавший на редакционный тест вседорожник Great Wall Hover.
Слово Hover переводится как «реяние, парение». При первом осмотре действительно понимаем – немаленький полноприводник с большим кузовом типа универсал смотрится легко. Конечно, сказать, что он парит над землей благодаря немалому клиренсу в 200 мм, нельзя, однако внешний вид его вполне современный. Но общее мнение по поводу внешности, как для китайского автомобиля, на «отлично». При детальном знакомстве становится понятно, что машина-то не новая – а, по сути, является практически полной копией Isuzu Axiom. Почему она не примелькалась в Украине? Потому, что изначально автомобиль создавался для американского рынка, и в результате большая часть продаж пришлась на рынки США и Канады. Стилисты из Китая пожелали лишь немного изменить светотехнику, и, как ни странно, у них получилось, по крайней мере, не хуже, чем в оригинале – для Европы строгие фары сложной формы сейчас норма, а задняя светотехника, переходящая вверх на стойки кузова, тоже встречается не очень часто и выглядит привлекательно. Во внешности много хромированных элементов, но они не сливаются в непонятный «салат», все четко расставлено по своим местам и не выделяется из общей стилистики. Крышку багажника украшает аэродинамический спойлер, а для перевозки багажа на крыше предусмотрены рейлинги. Включив для съемки ближний свет и противотуманные фары, для себя отмечаем, что подсветка номера, как и задние «противотуманки», реализована на модных и современных светодиодах. Вид автомобиля сбоку украшает поднимающаяся оконная линия и тонировка, выполненная как для американского рынка – передние боковые стекла остаются прозрачными. Присматриваемся к подгонке деталей и качеству сборки – на удивление, стыки везде ровные, зазоры равномерные по всему кузову, все собрано добротно и качественно. Двери легко открываются, а звук закрытия похож на «чмоканье», как на дорогих иномарках. Продолжая осмотр, находим шильдик «CUV» — китайцы решили отдельно назвать (или придумать) класс, к которому относят свое творение: City Utility Vehicle – утилитарный автомобиль, предназначенный для города. С другой стороны – надпись, символизирующая полный привод и говорящая о наличии системы ABS с системой электронного распределения тормозных усилий EBD. Начали заботиться о безопасности? Похвально. А что там с подушками? На руле и перед передним пассажиром есть надписи об их наличии. Там же, на руле, есть символ наличия кнопки клаксона, но как мы не пытались нажать на руль, посигналить не получилось. Ну, если не удастся подать сигнал звуком, то можно это сделать светом. Когда потянем на себя левый подрулевой рычажок в полсилы, включится только ближний свет, сильнее – включим и дальний, причем отдельный, со своей линзой.
Теперь разберемся с конструкцией: если городской, значит, наверное, кузов несущий. Как бы не так! В основе мощная лонжеронная рама, спереди – подвеска независимая, торсионная, сзади – неразрезной мост, а упругий элемент – пружина. Двигатель расположен спереди, продольно, к нему подсоединена коробка передач и «раздатка». Межосевого дифференциала нет, поэтому в обычных условиях эксплуатации автомобиль – заднеприводный, а передний мост подключается жестко, что исключает его использование на покрытиях с большим коэффициентом сцепления. Зато в случае необходимости задействуется пониженный ряд в трансмиссии, зачастую он нужен в условиях бездорожья. Для подключения переднего моста и активизации пониженной передачи из салона выходить не надо – все операции проделываются одним рычагом. Коробка передач – только механическая 5-ступенчатая. Двигатель сделан по лицензии компании Mitsubishi. Четырехцилиндровый 16-клапанный агрегат объемом 2,4 л когда-то устанавливали на модель Galant. В китайской версии мотор развивает 130 л. с. при 5000 об/мин и 192 Н·м при 2500 об/мин – его характер называем «низкооборотистым».
Перейдем к салону. Открыв дверь, как обычно, встречаем пеструю цветовую гамму отделочных материалов. Но, как ни странно, все выполнено намного качественнее, чем раньше. До уровня мировых грандов, конечно, еще далеко, но поспорить с отделкой некоторых небольших европейцев китайский пластик уже в состоянии. Сиденья и двери отделаны кожей, правда, на ощупь она не вызывает бурных и теплых эмоций. За рулем можно устроиться с комфортом только людям, чей рост не превышает 185 см. Желательно еще иметь небольшой размер ноги, потому что педальный узел скомпонован довольно тесно – рабочие площадки педалей находятся низко, поэтому нажимать на них приходится серединой ступни. Имеется площадка для отдыха левой ноги, ее расположение вполне удобно. Сиденья оснащены всего двумя регулировками, но зато они электрифицированы. Сервоприводы есть также у зеркал и всех без исключения боковых стекол. Еще одно неудобство при посадке – слишком низко установленные сиденья относительно пола — ноги получаются согнутыми в коленях постоянно. Руль регулируется в двух плоскостях – его положение подобрать легко. На панели приборов – спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и остатка топлива в баке. Цвета подсветки не режут глаз, а при необходимости ее интенсивность можно отрегулировать.
На центральной консоли находятся блоки управления климат-контролем и магнитолой. Кнопки расположены логично, также имеются понятные пиктограммы. Чуть выше есть большой дисплей, на который выводятся показания приемника, прыгающий в такт музыке график эквалайзера, термометра, часов и режима работы климат-контроля. Датчик наружной температуры, похоже, установили близко к двигателю или системе охлаждения, поэтому на стоянках монитор указывал на знойную жару в начале ноября, когда дождь чередовался со снегом. Между сиденьями имеется подлокотник, в котором установили CD-чейнджер. Перчаточный ящик небольшой – стандартный атрибут, свежий номер «Тест-Драйва» туда не поместился. Над головой – большой люк, открывающийся для вентиляции или полностью убирающийся в крышу. На задних сиденьях просторно в ширину и высоту, но они также невысоко установлены над полом, а легкому проникновению в салон мешает небольшой дверной проем в районе ступней. Спинка заднего дивана регулируется по углу наклона, причем раздельно. При желании задний ряд можно вообще сложить, при этом на тыльной стороне подушки сиденья в отформованных нишах мы нашли ключи, необходимые для «переобувки» машины при проколе колеса. Сама «запаска» подвешена под задним бампером. Багажник из-за этого отличается высокой погрузочной высотой, но его объем все равно немалый. В одной из боковых ниш есть настоящий гидравлический домкрат.
Заводим двигатель – и в путь. Great Wall Hover достаточно легко управляется в городе. Несмотря на длинноходный рычаг коробки передач, требуемая передача включается с первого раза, при этом не нужно прикладывать больших усилий. Мотор тянет с низких оборотов, а крутить его выше 3500 об/мин смысла нет – после прохождения этой цифры на тахометре он больше шумит, чем придает машине ускорение. Кстати, до 3000 об/мин его звук проникает в салон слабо, и акустический комфорт остается на высоте даже на большой скорости.
Подвеска хорошо отрабатывает неровности, не допуская пробоев и большой раскачки. Задний мост начинает «подгуливать» по разбитой дороге на скоростях выше 100 км/ч. На трассе можно держать крейсерские 110-120 км/ч, которые для большинства китайских вседорожников недостижимы (на длительное время). Руль легкий, естественно, его информативность невысока. От упора до упора он совершает 3,6 оборота, что говорит и о невысокой остроте. В поворотах автомобиль сильно кренится, а если при этом под колесами появятся неровности – задняя ось начнет скользить. Тормоза хорошо осаживают машину с любой скорости – педаль информативна, у нее есть небольшой свободный ход, величина рабочего хода тоже невелика. ABS вмешивается в управление замедлением вовремя.
В городе часто приходится орудовать коробкой. Передачи «короткие» – или держишься в общем потоке, или неспешно передвигаешься, разгоняя вседорожник с низких оборотов. На бездорожье же замечена нехватка крутящего момента двигателя. Все-таки автомобилю со снаряженной массой более 1800 кг даже на широких лицензионных покрышках Good Year 235/65 R17 (кстати, неплохо зарекомендовавших себя по уровню комфорта и по своим сцепным свойствам на асфальте) в сыпучих грунтах приходится нелегко. После недолгого передвижения по песчаному берегу Днепра в салоне отчетливо запахло горелым сцеплением, поэтому переводим рычаг раздаточной коробки на нижний ряд, и все становится на свои места. Главное теперь – сделать эффективный «толчок» на первой передаче, иначе можно легко «закопаться». Раскисшая колея далась Hover’у без особых проблем, а фотограф успел сделать несколько эффектных снимков. Отправляемся обратно в салон — возвращать автомобиль.
По дороге отмечаем для себя, что, за исключением некоторых огрехов в эргономике и не самого мощного двигателя, машина получилась вполне гармоничной. Для использования в пригороде, где часто приходится ездить по разбитым дорогам, автомобиль подходит олично, а как он поведет себя в плане надежности, покажет только время.